Вооруженные силы на Юге России

Автор неизвестен
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет собой семнадцатый том серии, посвященной Белому движению в России, и охватывает боевые действия вооруженных сил на Юге России в первой половине 1919 года, то есть со времени их создания до издания А. И. Деникиным так называемой «Московской директивы».

Книга добавлена:
27-05-2024, 14:11
0
92
179
Вооруженные силы на Юге России
Содержание

Читать книгу "Вооруженные силы на Юге России"



Перед ст. Никитовка

Головной эшелон со 2-м батальоном марковцев, не доезжая до ст. Доломит, попадает под артиллерийский обстрел бронепоезда красных. Он немедленно выгружается и идет в наступление. Левее батальон корниловцев. Батальоны под командованием полковника Булаткина наступают без поддержки артиллерии и бронепоезда. (Начальником обороны Никитовского района был командир полка генерала Маркова, полковник Сальников{88}.) Не обращая внимания на огонь бронепоезда, марковцы обратили в бегство цепи красных. Перед самой станцией они смели и свежие их цепи, только что выгрузившиеся из поезда. Перед пехотой марковцев и корниловцев отошел и бронепоезд. Ст. Доломит была взята, но ценой больших потерь: одна офицерская рота потеряла до 40 человек.

21–22 января отряд полковника Булаткина продолжал наступление, но уже имея четыре орудия и бронепоезд. Он берет ст. Роты, ст. Логвиново и наступившей ночью узловую ст. Попасная, захватив там не успевший разгрузиться эшелон с красными. Взято было в плен до 1000 человек, 32 пулемета и 2 орудия с упряжками.

23 января на Попасную приехал генерал Май-Маевский, благодарил полковника Булаткина за блестящее дело и приказал продолжать наступление с целью перерезать Северо-Донецкую железную дорогу, служившую единственным путем связи с тылом для сильной группы красных, стоявшей против донцов у Луганска. Полковнику Булаткину придавался другой батальон марковцев, на который легла задача обеспечивать отряд с востока.

Красные задержались на ст. Камышеваха, где стали окапываться. Наступление началось в этот же день: батальон марковцев на ст. Камышеваха, батальон корниловцев правее. Предварительно офицерская рота взяла деревню Викторовку, верстах в пяти к западу от станции, потеряв 25 человек, и среди убитых свою сестру милосердия Дагмару. Батальон перешел в наступление на станцию уже в темноте с обходом ее офицерской ротой. Массу красных спасла ночь, но они не успели вывезти со станции два состава, в некоторых вагонах которых оказались сапоги, продовольствие, снаряжение. Захвачен был и поезд командующего группой красных Кожевникова.

24 января. Марковцы с утра были готовы продолжать наступление: оставалось всего 10 верст, чтобы пересечь Северо-Донецкую железную дорогу, но произошло что-то непонятное: два батальона марковцев из отряда полковника Булаткина сменялись подвезенными батальоном корниловцев и 1-м батальоном марковцев и грузились в освобожденные ими составы, чтобы быть переброшенными в район города Бахмута, где красные перешли в наступление, угрожая слева тылу отряда полковника Булаткина. Было непонятно, для чего понадобилась полковнику Сальникову подобная смена, вызвавшая притом задержку наступления?

Лишь вечером отряд полковника Булаткина в новом составе, имея шесть орудий (придана Дроздовская гаубичная батарея), обеспечив себя с востока одним батальоном корниловцев, двумя перешел в наступление и пересек Северо-Донецкую железную дорогу: батальоном марковцев у ст. Нырково, батальоном корниловцев правее.

25 января две роты марковцев с четырьмя пулеметами и орудием поездом выехали в налет на узловую ст. Яма в 30 верстах к западу.

Ст. Яма соответствовала своему названию. Красные не ожидали нападения. На станции стояло три эшелона с войсками, 4-й отъезжал на юг к Бахмуту.

1-я рота, 80 штыков, пошла в обход справа. Неожиданное для красных нападение сначала привело их в полное расстройство, но… атаковавшая станцию 1-я рота встретила препятствие: стоявший перед нею во всю длину железнодорожный состав. Красные из-за вагонов оказали ей сопротивление. Против другой роты они рассыпались в цепь. Орудие не могло обстреливать составы, чтобы не поражать 1-ю роту. Противник охватил роту среди вагонов, и ей пришлось отходить. Отошло всего 25 человек. Красные ринулись преследовать, но были остановлены огнем пулеметов и орудия. В отчаянной контратаке было взято до 30 красных в плен. Роты успели погрузиться и вернуться назад. Из 120 человек в них осталась едва половина.

26 января красные обрушились на корниловцев с востока, принудив их к отходу. Липкая черноземная грязь. Брошены два орудия. Ночь. У марковцев прерывается связь с начальником отряда.

27 января. Полковник Блейш вынужден отводить батальон к югу, но, так как железная дорога уже перехвачена противником, ведет его западнее.

Полковник Булаткин спешит собрать свой отряд у ст. Попасная. За одной из корниловских рот, стоящей на ст. Марьевка, в 15 верстах к востоку, он посылает офицера:

«Бери паровоз! Рота поместится на тендере!»

«Вон ваши!» — говорит машинист, увидев приближающуюся цепь. Но она настолько велика, что не может быть Корниловской ротой. Из железнодорожной будки офицер звонит на Марьевку, и ему отвечает бранью красный.

Назад! В Попасную!

Офицер один. Он не доверяет машинисту и его помощнику.

«Не бойсь, браток! Не брошу тебя!» — говорит машинист.

На Попасной уже красные. Пули щелкают по паровозу. Машинист ведет паровоз, его помощник, соскакивая, переводит стрелки. Паровоз догоняет отходивший отряд — всего пять Корниловских рот, около 200 штыков, 3 орудия, бронепоезд. Ночью присоединились оторвавшиеся три роты корниловцев.

28 января. Густые цепи красных наступают с поддержкой своего бронепоезда и занимают ст. Логвиново. Отряд не в силах сдержать их. Кончаются снаряды, за которыми уезжает бронепоезд. Красные обходят глубоко справа. Возвращается бронепоезд со снарядами. Сопротивление крепнет, но единственная надежда у полковника Булаткина на батальон марковцев, с которым установлена связь и которому приказано спешить к железной дороге.

А батальон изнурен тяжелым отходом, растянулся. Полковник Блейш уже с бронепоезда наблюдает поле сражения и понимает задачу своего батальона в 154 штыка. Подходят первые 15–20 человек, и он направляет их сдерживать обход красных; собрав остальных, ведет их в атаку на внутренний фланг обходящих цепей. Красные сбиты; обходящие их цепи поворачивают назад. Батальон, напрягши последние силы, преследует и скоро оказывается на фланге цепей противника, напирающего на корниловцев. Весь отряд переходит в наступление, наносит красным большие потери, берет много в плен и занимает Логвиново.

Смененный дроздовцами, отряд полковника Булаткина отводится в резерв.

В районе Бахмута красные наступают с запада от Славянска и с севера от ст. Яма. Их наступлению помогают отряды шахтеров, действующие в тылу, используя хорошо знакомые им шахты.

24 января с Попасной выехал 3-й батальон марковцев и, выгрузившись на ст. Декановка, пошел на ст. Ступки и на Бахмут, которые и занял еще до прихода красных, рассеяв лишь шахтеров. Вечером 2-й батальон с двумя орудиями, подъехав к Декановке, обнаружил, что она уже занята противником. Роты, выгрузившись, ночной атакой взяли станцию.

25 января красные вынудили 3-й батальон оставить ст. Ступки и Бахмут и отойти к югу. 2-й батальон, перейдя в наступление, занял с боем ст. Соль, на линии Яма — Бахмут, оказавшись под ударом с севера и юга. Оба батальона были разобщены на 30 верст.

26 января они перешли в наступление с целью отбросить красных от Бахмута; с 3-м батальоном наступали рота корниловцев и бронепоезд «Генерал Корнилов». Чрезвычайно рискованно было наступление 2-го батальона, на который с севера давил противник. Ст. Ступки и Бахмут были взяты; батальоны соединились. Отбив наступление красных с севера, шесть рот направились в направлении на Славянск с задачей отбросить красных возможно дальше.

Роты выступили ночью. Шли балкой, поросшей лесом, сбивая заставы противника. Поднялись из балки. В двух верстах большой завод и за ним, верстах в двух, ст. Часов Яр, в 12 верстах от ст. Ступки. Невдалеке хутора… Все пункты заняты противником, уже знавшим о готовящемся на него нападении. Без задержки роты обходом завода и потом станции взяли оба пункта, захватив при этом около 100 пленных, принадлежащих полку «немцев-колонистов», но состоящему почти исключительно из пленных немцев.

27 января роты оставили Часов Яр и перешли в Бахмут, на который красные наступали с севера. Ст. Ступки несколько раз переходила из рук в руки, обороняемая двумя ротами, но к вечеру оставленная ими. Наступившей ночью красные атаковали город и были жестоко отбиты.

28 января. С утра спокойно. Сообщено: марковцы сменяются дроздовцами и уходят в резерв. Но радость была омрачена тяжелым событием.

В Бахмут добрел раненый офицер-дроздовец и сообщил, что минувшей ночью к северу от города погибла его офицерская рота, которая была заблаговременно послана на ст. Ступки, куда наутро должны были прийти другие роты дроздовцев. Она шла в колонне, когда в темноте увидела выходящую на дорогу какую-то большую колонну. «Марковцы!» — была мысль. Но это были красные, отходящие от Бахмута, после их неудачной атаки. Они всей массой обрушились на роту. Немедленно на место столкновения был послан взвод марковцев с подводами, и там было подобрано 37 убитых офицеров. Всюду разбросанные патроны говорили, что офицеры упорно отбивались. Спасся раненый случайно: он не был замечен в глубокой меже. Убитые были привезены в Бахмут и переданы пришедшим на смену дроздовцам. Марковцы выехали в резерв в Енакиево.

Оба батальона довольно свободно расположились по квартирам в Енакиеве и рабочем поселке при большом металлургическом заводе. Третий батальон полка стоял у ст. Горловка. Каких-либо изменений в сравнении с предыдущей стоянкой в Юзовке не было. То же радушие, искреннее или неискреннее; те же взгляды, пытливые, строгие, то же уклонение от откровенных разговоров. Вникать в настроение жителей, их отношение к белым и красным не было поводов. Остались те же удобства и неудобства, то же скудное питание, почти исключительно казенное. Для всех великим наслаждением была отличная заводская баня: с Екатеринодара не мылись так хорошо. С удовольствием проводили часы в заводском клубе с библиотекой, разными играми…

Наученные опытом прежней стоянки в резерве, марковцы сразу же занялись приведением себя в порядок, что требовало теперь еще больше хлопот и забот. На этот раз отдых протекал в более спокойной обстановке, хотя и высылались дозоры и группы для вылавливания коммунистов.

Минувшие бои показали, что красных бить можно. Однако чувствовался их численный перевес и непрерывно подходящие к ним свежие пополнения из их тыла, теперь уже беспредельно глубокого и широкого. И с этой силой придется серьезно считаться и тем более, что свои силы численно слабы. За 9 дней боев полк потерял до 300 человек, треть своего состава, правда, в том числе было и немало заболевших.

Марковцы видели себя, свои роты и батальоны, когда в первые дни резерва представлялись начальнику дивизии, генералу Станкевичу. Мало их, а впереди нелегкий марш по широкой Московской дороге. Будет ли поступать пополнение? Из запасного батальона прибыло только около 200 человек. В ротах изыскивали собственные способы пополнения: выбирали из пленных; в одной из рот поручик Бремпель{89}, говоривший по-татарски, набрал целый взвод пленных татар, ставших отчаянными и верными бойцами; командир 3-й роты, капитан Большаков{90}, откровенный социал-революционер по убеждению, когда его рота ходила против отрядов шахтеров, успел пополнить свою роту даже несколькими десятками шахтеров, найдя с ними общий язык и взаимопонимание и сделав из них отличных солдат. Прибывали в полк небольшие партии из расформированных отрядов Богучарского и др., бывших на фронте Донской армии и сформированных из бежавших от красных. И полной неожиданностью для полка оказалось пополнение в 400 штыков, прибывших из Южной армии, как сводный батальон из Кабардинского и Сибирского полков, ставших 4-м батальоном в полку.


Скачать книгу "Вооруженные силы на Юге России" - Автор неизвестен бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная документалистика и аналитика » Вооруженные силы на Юге России
Внимание