Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой

Сергей Голубев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет сохранившиеся сведения о норманнах или наполовину норманнах в Восточной Европе в XI в. и идейно продолжает аналогичную работу, в которой собраны материалы, охватывающие IX—X вв. Читатель встретит здесь множество исторических личностей, о которых никогда ранее не слышал, а также с удивлением узнает о норманнском происхождении ряда персонажей, хорошо известных по летописям и другим источникам.

Книга добавлена:
3-09-2023, 07:22
0
222
106
Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой
Содержание

Читать книгу "Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой"



Глава 4. Свеи/словены. (Сфенг = Олег Святославич) в Киеве, Доросе. (ок. 970–971; 972–1020 гг.)

Там чаши радости стучали по столам,

Там храбрые кругом с друзьями ликовали,

Там скальды пели брань, и персты их летали

По пламенным струнам. К. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции»

Сфенг, сын князя Святослава Великого (~960–972 гг.) и Мстиши, сводный брат Ярополка и Владимира Древлянского. Правитель Киева (Правобережная Руссия) ок. 970–971 гг.; Дороса (Крымская Готия = Мангуп) примерно в 972–1020 гг. Родился ок. 955 г., умер примерно в 1020 г.

Святослав Великий, по утверждению ПВЛ, был закоренелым язычником. Тот факт, что Сфенг получил имя в честь деда при еще живом деде, говорит о том, что Мстиша была христианкой. Но в таком случае Сфенг также должен был быть христианином.

Источников, рассказывающих о Сфенге, мало. В их числе можно назвать Ипатьевскую летопись, Лаврентьевскую летопись, Житие князя Владимира особого состава, Проложное житие князя Владимира особого состава, «Обозрение истории» Иоанна Скилицы, «Обозрение истории» Георгия Кедрина.

Принадлежал Сфенг сразу к двум восточноевропейским правящим династиям: киевской «хольдов» и «новгородской», потомкам Игоря (Инкера). Впрочем, так оно и задумывалось изначально, при второй попытке объединения династий посредством брака новгородского князя Святослава Великого и Мстиши, дочери киевского правителя Сфенгельда. Предыдущая попытка связать династии через брак князя Игоря (Инкера) и Ольги (Мальфрид) оказалась неудачной (детей у них не было). В русских источниках Сфенг именуется Олегом, что в ранней русской летописной традиции является сокращением титула «хольд».

Первое упоминание Олега Святославича отмечено под 970 г. К сожалению, практически все известия, связанные с Олегом, носят в ПВЛ недостоверный характер. Причиной этого явилось значительное искажение в ней исходной информации, вызванное желанием правившей в Киеве новой династии переписать «под себя» все предшествующие события, в том числе связанные с такой знаковой фигурой, как Владимир Древлянский.

«В год 6478 (970). Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: “Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя”. И сказал им Святослав: “А кто бы пошел к вам?” И отказались Ярополк и Олег. И сказал Добрыня: “Просите Владимира”. Владимир же был от Малуши – милостницы Ольгиной. Малуша же была сестрой Добрыни; отец же им был Малк Любечанин, и приходился Добрыня дядей Владимиру. И сказали новгородцы Святославу: “Дай нам Владимира”. И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав – в Переяславец [в Болгарию]»[52].

В приведенном фрагменте особенно умиляет якобы имевший место отказ Олега, сидящего где-то в древлянах, от княжения в Новгороде (Хольмгарде). На самом деле, будучи сыном рабыни, именно Владимир был лишен наследства княгиней Ольгой (Мальфрид) и смог заполучить только какой-то незначительный княжеский стол в земле древлян. Чтобы скрыть этот позорящий династию факт, в ПВЛ сыновей Святослава Великого поменяли местами: Владимира «передвинули» в Новгород, Сфенга (Олега Святославича) из Киева (Правобережная Руссия) «отправили» к древлянам, приписав ему прозвище Владимира – Древлянский. Законный старший сын Святослава Великого, Ярополк, наследовавший целиком владения своего отца (Новгородская земля и Левобережная Руссия), согласно ПВЛ, стал князем одного только Киева (Правобережная Руссия). В результате всех этих обширных, но проведенных некорректно манипуляций Чернигов (Левобережная Руссия) «на бумаге» остался без князя, а Сфенгельд – без княжества.

Святослав Игоревич осаждает город Переяславец. Миниатюра Радзивилловской летописи

Отправляясь в поход в Болгарию в 970 г. вместе со Святославом Великим, Сфенгельд, правитель Киева и Правобережной Руссии из династии «хольдов», своего юного внука (ок. 15 лет) Сфенга (Олега Святославича) оставил в Киеве, а вовсе не в древлянах. Правда, правление Сфенга (Олега Святославича) продлилось здесь совсем недолго. Сфенгельд погиб в ходе боев против византийской армии, а вернувшийся из похода сын Сфенгельда, Свейнельд (брат Мстиши), отправил племянника на младший стол – в Дорос (Крымская Готия / Мангут).

В ПВЛ Сфенгельд и Свейнельд постоянно путаются, а в связи с указанным выше искусственным «перемещением» князей события гражданской войны 975–980 гг. принимают здесь совсем уже абстрактный характер. На месте Владимира в Древлянской земле появляется Олег Святославич, который якобы убивает Люта, воюет против Ярополка, а затем погибает возле г. Овруч. К счастью, имеются как русские, так и византийские источники, которые сохранили свидетельства дальнейшей жизни и правлении Сфенга (Олега Святославича) в Крыму много позже объявленной в ПВЛ даты его смерти (977 г.).

К примеру, в Житиях князя Владимира говорится о том, что, после захвата Херсонеса (Корсуни) в 988 г., для решения матримониальных вопросов, связанных со сватовством византийской принцессы Анны, в Константинополь по поручению/просьбе Владимира отправились его сводный брат Сфенг (Олег Святославич) и крымский гот Ждьберн. Правда, Олег здесь ошибочно называется воеводой, но, видимо, именно благодаря этой неточности его имя и уцелело в списке при редактировании.

«И шед, взя Корсунь, князя и княгиню убии, а дщерь ею дасть за Жберну. И не распусти полков, но посла Ольга, воеводу своего, с Ждьберном в Царьград ко царема, прошает за ся сестры их»[53].

Последующее упоминание Сфенга (Олега Святославича) имеется уже только в византийских источниках, у хронистов Иоанна Скилицы и Георгия Кедрина, хотя по сути это один и тот же источник. «Обозрение истории» Георгия Кедрина – некритическая компиляция, первая часть ее восходит к «Хронографии» Феофана Исповедника и «Хронике» Георгия Синкелла, а вторая представляет собой почти буквальный пересказ «Обозрения историй» Иоанна Скилицы. Ничего нового Георгий Кедрин не добавляет и в эпизоде со Сфенгом.

Иоанн Скилица (XI в.), сообщая о войне с хазарами, говорит следующее (1016 г.): «Василевс же, уйдя в Константинополь, в январе шесть тысяч пятьсот двадцать четвертого года посылает флот в Хазарию, имеющий экзархом Монга [Варду Мунга], сына дуки Андроника Лида, и при содействии Сфенга, брата Владимира – зятя василевса [византийского императора], подчинил страну, так как ее архонт Георгий Цула был схвачен при первом нападении»[54].

Под Хазарией у Иоанна Скилицы, конечно же, не могут пониматься владения Византийской империи в Крыму, речь явно идет о Тмутаракани с округой (уцелевшая часть Хазарии после вторжения саков). Таким образом, византийские источники развенчивают и другое искусственное построение ПВЛ, согласно которому к этому времени Таманским полуостровом уже якобы давным-давно владел один из сыновей Владимира, Мстислав (на самом деле – сын Святополка).

Восстание поднял не какой-то местный вождь, а бывший византийский стратиг, который по своему статусу как раз и должен был блюсти интересы империи. При раскопках в Крыму были обнаружено две печати с именем Цулы, должностного лица фемы Херсона: 1. «Георгию Цуле, царскому протоспафарию [старшему спафарию – военный чин уровня полковника] и стратигу [наместнику фемы либо командиру фемного войска] Херсона» и 2. «Цуле, императорскому спафарию [ «меченосцу» – младший военный чин] и стратигу Херсона»[55].

Имеется также еще одна печать, хуже сохранившаяся и обнаруженная в Керчи. 3. «…Георгия Цулы, протоспафария [старшего спафария] Боспора [Керчи]»[56].

Отметим здесь же, что выделение Приазовья в отдельный административный район (фему) Крыма было осуществлено только в 971–975 гг. по указанию Иоанна I Цимисхия[57].

Скорее всего, Георгий Цула был представителем какого-то местного влиятельного рода, взятого на византийскую службу. Судя по первой части имени, он был христианином, однако вторая половина имени выдает его хазарское происхождение. Предположительно, сначала Георгий Цула служил в Херсонесе: был спафарием фемы Херсон, со временем дослужился до протоспафария. Однако, поняв, что должности патрикия ему никогда не получить, перебрался в фему Боспора (Керчи), которая была поменьше, где и стал высшим военным должностным лицом. Примерно в 1014/1015 г. Цула каким-то образом оказался уже во главе Хазарии (был избран каганом или назначен беком), при этом он довольно неосмотрительно задумал «прихватить с собой», включив в состав Хазарии, Восточный Крым (византийскую фему Боспор).

Все говорит о том, что именно в Тмутаракань был направлен в 1016 г. византийский флот Варды Мунга, подкрепленный дружиной Сфенга, состоящей из крымских готов (примерно 800 чел.). По русским источникам, тем же 1016 г. датируется победоносный поход Мстислава Храброго (Черниговского) на приазовских хазар. Как видно, для успеха военной кампании византийцам удалось привлечь на свою сторону всех потенциальных союзников. Если быть точными, то только с этого момента и можно вести отсчет русского владения Тмутараканским княжеством.

Более известий о Сфенге (Олеге Святославиче) в источниках не обнаруживается. Год его смерти и место захоронения неизвестны.


Скачать книгу "Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой" - Сергей Голубев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой
Внимание