Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой

Сергей Голубев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет сохранившиеся сведения о норманнах или наполовину норманнах в Восточной Европе в XI в. и идейно продолжает аналогичную работу, в которой собраны материалы, охватывающие IX—X вв. Читатель встретит здесь множество исторических личностей, о которых никогда ранее не слышал, а также с удивлением узнает о норманнском происхождении ряда персонажей, хорошо известных по летописям и другим источникам.

Книга добавлена:
3-09-2023, 07:22
0
222
106
Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой
Содержание

Читать книгу "Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой"



Глава 14. Норги (Бьёрн Арнгейрссон) в Новгороде (1008–1011 гг.)

Лебедей ледянящую глыбу [=море]

Резал я на наклонном челне,

Ибо смладу смышленая дева

Прикипела любовью ко мне. (Сага о людях с Песчаного Берега)

Бьёрн Арнгейрссон – главный персонаж «Саги о Бьёрне, герое из Хитардаля», одной из так называемых родовых саг, которые вызывают к себе намного больше доверия по сравнению с «сагами о древних временах» или «королевскими сагами». К сожалению, та часть «Саги о Бьёрне, герое из Хитардаля», где события происходят за пределами Исландии, несколько выпадает из контекста и больше похожа как раз на «сагу о древних временах».

Основным сюжетным мотивом саги является распря между Бьёрном, сыном Арнгейра, и Тордом, сыном Кольбейна. Все началось из-за девушки Оддню, которая достается в жены Торду. Впрочем, Бьёрн отчасти и сам в этом виноват. Оставив невесту, обещавшую ждать его три года, он отправляется из Исландии в путешествие на восток. В Норвегии Бьёрн встретил другого скальда, Торда, который использовал эту встречу, для того чтобы принести невесте Бьёрна ложное известие о смерти ее жениха, а затем самому на ней жениться. Позднее причиной взаимной неприязни скальдов становятся поносные стихи, которые Бьёрн и Торд сочиняют друг на друга. В конце концов прямая стычка межу ними привела к тому, что Торд убил Бьёрна.

В саге сообщается, что в ходе своего путешествия на восток Бьёрн побывал в Гардарики у «Вальдимара конунга», то есть у князя Владимира Древлянского.

«Говорят, что, когда Бьёрн был в Гардарики у Вальдимара конунга, случилось, что в страну ту пришла неодолимая рать, и был во главе ее витязь тот, который звался Кальдимар [имя выдуманное], рослый и сильный, близкий родич конунга, величайший воин, умелый в борьбе и очень смелый; и говорили про них, что они имеют одинаковое право на княжество, Вальдимар конунг и витязь; тот потому не получил того княжества, что был моложе, а потому он занимался набегами, чтобы добыть себе славу, и не было другого воина, такого же знаменитого, как он, в то время в восточных землях. И когда Вальдимар конунг узнал об этом, послал он людей с предложением мира к родичу своему, и просил он его прийти с миром и взять половину княжества. Но витязь тот сказал, что княжество то должен иметь один он, а если конунг не хочет этого, то предложил он ему поединок или же сражаться им со всей своей ратью. Вальдимару конунгу показалось и то, и другое нехорошо, и он очень не хотел губить свою рать, и сказал, что не привык к поединкам, и спросил свою дружину, что лучше сделать. А мужи советовали ему собрать рать и биться. И вскоре собралось там множество народа, и двинулся Вальдимар конунг навстречу витязю тому. После того предложил конунг дать человека для единоборства, и витязь тот согласился с тем условием, что он возьмет то княжество, если одолеет того человека, а если витязь тот падет, то конунг будет владеть своим княжеством, как раньше. Тогда конунг стал спрашивать своих людей, пойдут ли они на поединок, но им не хотелось, потому что каждый считал, что пойдет на верную смерть, если должен будет бороться с тем витязем. А конунг тот обещал свою дружбу и другие почести, если кто-нибудь решится на это, но никто не решался. Бьёрн сказал: “Вижу я, что все ведут себя, как менее всего подобает мужам, когда господин их в беде. Я же потому уехал из своей страны, что хотел поискать себе славы. Здесь у нас два выбора: мужественно добывать победу, хотя на это мало похоже, при том, с кем надо бороться, или же погибнуть, как подобает смелым мужам, и это лучше, чем жить со стыдом и не сметь добыть славы своему конунгу, и я собираюсь бороться с Кальдимаром”. Конунг поблагодарил Бьёрна; были тогда прочтены законы поединка. У витязя того был меч тот, который звался Меринг, лучшая из драгоценностей. Бились они сильно и жестоко, и кончилось у них тем, что витязь тот пал перед Бьёрном, а Бьёрн был ранен почти что насмерть. Получил Бьёрн за то великую славу и почет от конунга. Был поставлен шатер над Бьёрном, потому что его нельзя было увезти, а конунг вернулся домой в свое княжество. Бьёрн и его товарищи были тогда в шатре том, и когда начали заживать его раны. (…) После того Бьёрна отвезли домой к конунгу с большим почетом. Конунг отдал ему все боевое снаряжение, которое было у того витязя, и с этим вместе – меч тот Меринг; а поэтому Бьёрна с тех пор звали героем»[108].

В ПВЛ имеется очень близкое по содержанию описание поединка, который произошел между печенежским богатырем и киевским юношей. Имя юноши здесь не сообщается, а более поздний Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом.

«В год 6501 (993). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы. Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у броды, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: “Выпусти ты своего мужа, а я своего – пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года и разойдемся; если же наш муж бросит вашего оземь, то будем разорять вас три года”. Владимир же вернувшись в свой стан, разослал глашатаев объявлять: “Нет ли такого мужа, который бы поборолся с печенегом?” И не сыскалось нигде. На следующее утро приехали печенеги и привели своего мужа, а у наших не оказалось. И стал тужить Владимир, посылая по всему войску своему, и пришел к князю один старый муж и сказал ему: “Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он остался. С самого детства никто еще не бросил его оземь. Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал кожу руками”. Услышав об этом, князь обрадовался и тут же послал за ним, привели его к князю и поведал ему князь все. Тот отвечал: “Князь! Не знаю, могу ли я с ним схватиться, но испытайте меня: нет ли крупного и сильного вола?” И нашли могучего вола. И приказал он разъярить вола; возложили на него раскаленное железо и пустили вола. И побежал вол мимо него, и схватил его рукою за бок и вырвал кожу с мясом, сколько схватила рука. И сказал ему Владимир: “Можешь с ним бороться”. На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: “Где же муж? Вот наш готов!” Владимир повелел в ту же ночь облечься в доспехи. Печенеги выпустили своего мужа: был же он огромен и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И разместили место между обоими войсками и пустили их друг против друга. И схватились они, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. И кликнули русские, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали. Владимир же обрадовался и заложил город у брода того и назвал его Переяславлем, ибо перенял славу отрок. И сделал его Владимир великим мужем, и отца его тоже. И возвратился Владимир в Киев с победою и со славой великою»[109].

По хронологии саги Бьёрн отправился с купцами в Гардарики в 1008 г.[110] На службе у Вальдимара он пробыл три зимы, причем нападение Кальдимара произошла за год до его возвращения на родину и может быть датировано примерно 1010 г. Ближайшее по времени реальное историческое вторжение врагов на Правобережную Руссию произошло лишь в 1013 г. (со стороны польского короля Болеслава I) и известно только по одному источнику – «Хронике» Титмара Мерзебургского. Ни о каком поединке здесь не сообщается, да и вероятность его, на наш взгляд, довольно невелика.

Скорее всего, Бьёрн Арнгейрссон действительно служил у князя Владимира, но не принимал участия ни в каких крупных сражениях. Эпизод вооруженного противостояния с родственником Владимира – Кальдимаром – может являться отражением в саге борьбы за власть над Киевом в 980–990-е годы Владимира Святославича и его брата Ярополка (воевода которого Варяжко – прототип Кальдимара). Идея поединка была заимствована им из событий 993 г., которые к Бьёрну на самом деле не имеют никакого отношения.

Наслушавшись в Гардарики рассказов о поединке двух богатырей, по прибытии на родину Бьёрн отбросил в сторону излишнюю скромность и начал приписывать этот подвиг себе. В реальности, однако, Бьёрн оказался довольно посредственным воином. Он не только не был способен победить могучего противника, но не смог одолеть даже отбившего у него невесту ненавистного соседа.


Скачать книгу "Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой" - Сергей Голубев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой
Внимание