Геннадий Селезнёв: о нем и о его времени

Татьяна Корсакова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Он всегда был «левым», его притягивала идея социальной справедливости — умного равенства разных людей. Он не предал эту идею, как не предал ни одного человека из числа своих сотрудников, соратников, сограждан, близких. Геннадий Николаевич Селезнёв — большой политик и журналист конца XX — начала XXI века, главный редактор ленинградской «Смены», «Комсомольской правды», «Учительской газеты», «Правды», а затем — председатель Государственной Думы РФ двух созывов. Книга «Геннадий Селезнёв: о нем и о его времени» не случайно имеет такой подзаголовок. Его время… Невозможно понять причины поступков и стремлений людей, не понимая времени, в котором они жили. Особенно если речь идет об эпохе перемен, через которую довелось пройти гражданам СССР в 1980–1990-е годы.

Книга добавлена:
19-04-2023, 00:54
0
426
91
Геннадий Селезнёв: о нем и о его времени
Содержание

Читать книгу "Геннадий Селезнёв: о нем и о его времени"



Территория истории

Ничтожно малое число бывших советских людей держат в уме дату 11 марта 1985 года. Но она определила весь ход отечественной истории. В этот день очередным, как казалось, но — последним, как получилось, генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Сергеевич Горбачёв. Умный сельский мальчик из терского Ставрополья, но не казак! Удачливый выпускник юрфака МГУ, но ни дня, однако, не проработавший ни сыщиком, ни следователем, ни адвокатом! Трудился, правда, прокурором — однако ровно десять дней. Зато по возвращении в Ставрополь из Москвы с университетским дипломом Михаил понял, что главным в его жизни будет карьера. Следует начать с должностей в обкоме комсомола? О, самое то! Трудиться буду ярко и ответственно.

Словом, хороший, современный, деятельный парень.

Но не орел!

Знаменитая птица славна тем, что долго летает, кружит над живым раздольем, острым зрением высматривает себе конкретную цель (мышь, например, или суслика), падает на нее и уже не выпускает из цепких когтей. Цель — это то, что упускать нельзя!

Возможно, это хорошо понимал непредсказуемый с виду, но целенаправленно шедший к неограниченной власти Ельцин.

Горбачёв же, на мой взгляд, из всех упомянутых орлиных действий выбрал лишь одно — летать, наслаждаясь самим полетом.

Его полеты «во сне и наяву» стоили стране самой страны, которая на солидное количество лет начиная с 1991-го осталась всего лишь крупным огрызком великой державы и, как чудилось, людским поселением вовсе без будущего. Перестройка без самого простого и внятного плана действий привела к развалу советской системы, и только чудо и новые исторические личности позволили сохранить и развить в дальнейшем остатки этой стройной, далеко не дураками созданной, социально ориентированной системы управления. Мы обрели гласность, основанную на криках и (часто) на исторических сплетнях. Не помышлявший о разгроме всего и вся народ был безнаказанно унижен и, вдохнув ядовитой свободы, обнищал на глазах.

А тогда, в самом начале, и Горбачёву, и иным из нас, свидетелей, всё представлялось вполне лучезарным.

«Так дальше жить нельзя. А как дальше жить?» Сейчас мы познакомимся с тем, как излагает исторические события в своей книге «Жизнь Горбачёва» писатель Николай Андреев (кстати, наш коллега, бывший спецкор отдела рабочей молодежи, а затем отдела науки «Комсомольской правды»).

«Всех неистово интересовал вопрос: имелся ли у М. С. заранее продуманный план радикальных перемен или его политика была импровизацией, и он действовал по известному рецепту Наполеона — ввязаться в драку, а ход событий подскажет, как развивать наступление дальше? Уже после того как М. С. отошел от руководства страной, Арбатов задаст ему этот вопрос. М. С. ответил: „Над несколькими важнейшими проблемами я думал давно и имел общий план, а во многом действительно ход событий подсказывал, что делать дальше“.

Но Александр Николаевич Яковлев вот что говорит: „Есть документальное свидетельство — моя записка Горбачёву, написанная в декабре 1985 года, т. е. в самом начале перестройки. В ней всё расписано: альтернативные выборы, гласность, независимое судопроизводство, права человека, плюрализм форм собственности, интеграция со странами Запада“.

Отдал М. С. Он прочитал. Сказал: „Рано“.

Воротников свидетельствует: „К моменту избрания Горбачёва генсеком у него не было ясной и четкой концепции необходимых перемен. Он был в поиске и принимал немало спонтанных решений“.

И это была правда».

Добавлю, что простая публика разобралась с личностью и планами Горбачёва гораздо быстрее, чем тогдашние интеллектуалы.

…Но вот в чьей работе воцарение Горбачёва в главном властном кабинете СССР сыграло вдохновляющую роль — так это в деятельности журналистов. Еще не запорхало в эфире слово «перестройка», еще и малым облачком не родился ураган вседозволенности, но ветерок элементарной дозволенности уже зашуршал в рукописях газетчиков, он смел со столов теле- и радиостудий разрешенные к эфиру стенограммы и включил прямой эфир. Этот слабый ветер заставил поежиться цензуру. Мы распрямили плечи.


Скачать книгу "Геннадий Селезнёв: о нем и о его времени" - Татьяна Корсакова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Геннадий Селезнёв: о нем и о его времени
Внимание