Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой

Сергей Голубев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Книга представляет сохранившиеся сведения о норманнах или наполовину норманнах в Восточной Европе в XI в. и идейно продолжает аналогичную работу, в которой собраны материалы, охватывающие IX—X вв. Читатель встретит здесь множество исторических личностей, о которых никогда ранее не слышал, а также с удивлением узнает о норманнском происхождении ряда персонажей, хорошо известных по летописям и другим источникам.

Книга добавлена:
3-09-2023, 07:22
0
213
106
Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой
Содержание

Читать книгу "Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой"



Глава 49. Норги (Свейн Гардский = Симон Варяг) в Киеве. (1040–1042; 1045–1085 гг.)

Тут ся копием приламати,

ту ся саблям потручати,

о шеломы половецкыя,

на реце на Каяле, у Дону великого. «Слово о полку Игореве»

Свейн Гардский известен нам по скандинавским сагам, человек знатного происхождения, но не конунг. Какое-то время служил в Гардах в качестве наемника, а потом остался на постоянное жительство. Родился ок. 1025 г., умер примерно в 1090 г.

В «Гнилой коже» о Свейне Гардском говорится как о человеке Харальда Сурового. «Свейн Гардский звали человека. Он пришел в страну вместе с Харальдом и получил от него некоторый лен. Был он также готов выполнить все, что прикажет Харальд. Он был очень сильным»[316]. Несмотря на столь категоричное утверждение саги, слова эти имеют явную цель возвеличить своего героя, а потому не заслуживают слишком большого доверия. Свейн – вполне самостоятельная личность, а его похождения никак не связаны с Харальдом.

Свейну Гардскому посвящена значительная часть «Саги об Ингваре Путешественнике», где он возглавляет собственную дружину из норманнов. Впрочем, сюжет саги представляет собой довольно сложную, во многом искусственную конструкцию. Ничего не зная о настоящем походе Ингвара, автор был вынужден использовать известные ему, но не дошедшие до нас саги, рассказывающие о других людях, также побывавших в Восточной Европе: Эмунде Злом (шведская версия), Гарда Кетиле и Свейне Гардском.

Дабы как-то увязать своего главного героя со Свейном Гардским, автор предложил считать последнего сыном Ингвара. Подобного рода утверждение слишком обязывающее и не может быть нами принято. Ингвару на момент смерти в 1042 г. было ок. 25 лет, следовательно, Свейн и Ингвар довольно близки по возрасту и уж точно не являлись людьми разных поколений.

«Свейн был молод, но был высокого роста. Он был сильным человеком и внешностью пошел в отца. Он ходил в грабительские походы и сначала хотел испытать себя. И когда прошло несколько зим, пришел он с большим войском на восток в Гарды и пробыл там зиму. [После этих слов в рукописи “В” следует еще одна фраза: “Там в походе с ним находится Гарда Кетиль, (который) и расскажет дальше”]. И рассказывают, что той зимой Свейн пошел в ту школу, что он выучился говорить на многих языках, тех, которые известны людям, ходящим по Аустрвегу. Потом снарядил он 30 кораблей и объявил, что хочет повести то войско к королеве [Силькисив]»[317].

Путешествовал Свейн Гардский якобы практически по тем же самым местам, где ранее побывал его отец. После различных приключений, частично полусказочных, частично искаженных фантазией рассказчика, Свейн оказался в государстве королевы (принцессы) Силькисиф (Эллисиф), а затем женился на ней. Королева Силькисиф здесь та же самая, на которой ранее чуть было не женился Ингвар. Видимо, разница в возрасте потенциальных супругов не казалась автору саги большой помехой.

«Тогда Свейн поспешно отправляется оттуда и плывет, пока не приходит в государство королевы Силькисиф. Она выходит к ним навстречу с большим почетом. И как только Свейн и его люди сходят с кораблей, то первым из них навстречу королеве идет Кетиль, а она не уделила ему никакого внимания, но поспешила к Свейну и хотела поцеловать его; он же оттолкнул ее от себя и сказал, что не хочет он целовать ее, языческую королеву. “А почему ты хочешь меня поцеловать?” Она отвечает: “Потому что только у тебя одного глаза Ингвара, как мне кажется”. Затем были они приняты с почетом и уважением. (…) Немного позже созвала королева многолюдный тинг для совета с жителями страны, и когда все множество собралось там, был Свейн Ингварссон облачен в пурпур, а затем корона была возложена на его голову, и все его назвали своим конунгом; а вслед за этим королева стала его супругой»[318].

Имя Силькисиф является искажением от Эллисиф (Елизавета). Так называют жену Харальда Сурового некоторые саги, например «Прядь о Хемминге Аслакссоне». Судя по всему, Силькисиф из «Саги об Ингваре Путешественнике» – не кто иная, как Эллисиф (Елизавета) других саг, дочь князя Ярослава Хромого, жившая в Киеве после развода с Харальдом Суровым в 1044 г. (см. соответствующую главу книги). Поскольку муж Эллисиф (Елизаветы) должен был примерно соответствовать ей по возрасту, можно предполагать, что родился Свейн Гардский ок. 1025 г. или несколько ранее.

Просветительская деятельность Свейна Гардского на ниве христианства подверглась в саге довольно подробному рассмотрению. Но если крещение народа в стране Силькисиф – это, конечно же, сильное преувеличение, то строительство большой церкви в главном городе королевы (принцессы) может быть вполне вероятным:

«[Силькисиф говорит Свейну: ] “Подумай о том, что тебе еще следует укрепить христианство и распорядиться, чтобы построили церкви, из которых первую, большую и достойную церковь, ты должен повелеть построить в городе, и если она будет такой, как мне бы хотелось, в ней будет предано земле тело твоего отца. А когда пройдут три зимы, тогда ты уедешь с миром”. Так и сделано, как просит королева, – конунг Свейн остался там с ней еще на три зимы. А к третьей зиме в городе была сооружена большая церковь»[319].

После свадьбы на какое-то время Свейн Гардский вернулся на родину, чтобы уладить дела, а затем навсегда покинул Швецию и уплыл в Гарды.

«Завершив эти дела, собирается Свейн в обратный путь и плывет с юга, пока не приходит он в Свитьод. Жители страны приняли его с радостью и большими почестями. Ему была предложена страна; когда же он услышал об этом, то он сразу отказался и сказал, что уже приобрел лучшую и более богатую страну, и дал понять, что он собирается отправиться туда. И когда прошли две зимы, уплывает Свейн из Свитьода. Но Кетиль остался там, и ему довелось слышать, как говорили, что Свейн пробыл в Гардах зиму и весной начал собираться в путь, а в середине лета отплыл из Гардарики, и последнее, что узнали люди о нем, было то, что он поплыл по реке. А Кетиль отправился в Исландию к своим родичам, и осел там, и первым рассказал об этом»[320].

На этом изложение в сагах событий, связанных со Свейном Гардским, заканчивается. Можно предполагать, что Ярослав Хромой (отец Елизаветы) выделил дочери и ее мужу какое-то большое владение или даже целое княжество. Таковыми могли быть Псков либо Ростов, не имевшие собственных князей и управлявшиеся Ярославом Хромым через наместников.

В русских источниках Свейн Гардский не упоминается. Либо сведения о нем не сохранились, либо он носил здесь какое-то другое имя. Чтобы проверить такую возможность, попробуем отыскать человека, факты о жизни и деятельности которого вполне соответствовали бы сведениям о Свейне Гардском из «Саги об Ингваре Путешественнике».

Значимых христианских деятелей в Восточной Европы XI – начала XII в. не так уж много. Если не считать иконописцев и присылаемых из Византии греков, всего набирается порядка двух десятков человек, в том числе: Иаков Мних (XI в.), Антоний Печерский (XI в.), Григорий Философ (XI в.), Иеремия Прозорливый (XI в.), Иларион Схимник (XI – нач. XII вв.), Агапит Врач Безмездный (конец XI в.), Евстратий Посник (XI в.), Симон Варяг (XI в.), Варлаам Печерский (XI в.), Ефрем Суздальский (рубеж XI и XII вв.), Иларион, митр. Киевский (конец X–XI вв.), Анастас Корсунянин (X – начало XI вв.), Лука Жидята (конец X – середина XI в.), Авраамий Ростовский (по В. О. Ключевскому – вторая половина XI в.), Никон Печерский (XI в.), Нестор Летописец (вторая половина XI – начало XII в.), Исайя Старец Трудолюбивый (XI–XII вв.), Еразм Черноризец (конец XI–XII в.), Феодосий Печерский (XI в.) и др. Для изучения их биографий воспользуемся материалами энциклопедии РПЦ[321] и исторического справочника А. П. Шикмана[322].

Проверки требуют прежде всего два основных факта из жизни Свейна Гардского, отмеченные в «Саге об Ингваре Путешественнике».

1. Строительство крупного христианского храма в государстве Силькисиф.

Здесь нам подходят сразу несколько человек из приведенного списка, в том числе: Антоний Печерский, основатель Киево-Печерской лавры; Ефрем Суздальский, содействовавший строительству соборной суздальской церкви Пресвятой Богородицы, митрополит Иларион, освятивший киевскую великокняжескую церковь Св. Георгия; Варлаам Печерский, построивший в Киеве деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы; Симон Варяг, содействовавший строительству каменного собора Успения Богородицы в Киево-Печерском монастыре; Авраамий Ростовский, основатель Авраамиева ростовского монастыря в честь Богоявления. Лука Жидята, принимавший участие в возведении новгородского Софийского собора, Анастас Корсунянин, инициатор возведения киевской Десятинной церкви.

2. Женитьба на Силькисиф (Эллисиф = Елизавете).

Сам по себе повторный брак Елизаветы документально нигде не зафиксирован. Однако если муж ее проживал в пределах владений Ярослава Хромого, источниками непременно был бы отмечен факт внезапного роста политической значимости такого человека в конце 50-х – начале 60-х гг. XI в. В списке таких людей обнаруживается всего двое: Илларион, поставленный киевским митрополитом в обход Византии в 1051 г., а также Симон Варяг, ок. 1050 г. получивший значительные земельные владения в Ростовском княжестве. Исходя из возраста, родившийся ок. 990 г. Иларион нам явно не подходит, и остается всего лишь один, но вполне подходящий кандидат: Симон Варяг, являющийся норманном даже по имени.

В свете предположительного отождествления Свейна Гардского скандинавских саг и Симона Варяга русских источников рассмотрим биографию последнего более подробно.

Симон Варяг (Шимон Африканович) – племянник норвежского ярла Хакона Эйрикссона (Якуна Золотая Луда). Служил наемником в Киеве у Ярослава Хромого с конца 40-х – начала 50-х г. XI в. Под его началом находились до трех тысяч варяжских воинов вместе с чадами и домочадцами. Предположительнопримерно в 1050 г. был назначен княжеским наместником в Ростове. По смерти Ярослава, с 1054 по 1068 гг., Шимон был ростовским наместником либо тысяцким у его сына, Изяслава Ярославича, а затем в 1068–1090 гг. служил там же тысяцким Святославу и Всеволоду (Мстиславичам).

«Был в земле Варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, который потерял свой золотой плащ, сражаясь на стороне Ярослава с лютым Мстиславом. У этого Африкана было два сына – Фриад и Шимон. Когда умер их отец, Якун изгнал обоих братьев из их владений. И пришел Шимон к благоверному князю нашему Ярославу; тот принял его, держал в чести и отослал его к сыну своему Всеволоду, чтобы был он у него старшим, и принял Шимон великую власть от Всеволода»[323].

Несмотря на усиленные поиски, историкам не удалось обнаружить в источниках брата Хакона Эйрикссона (Якуна Золотая Луда) по имени Африкан. Согласно исследованиям филолога-германиста Ф. А. Брауна, имена типа Африкан и Фрианд в древнескандинавской традиции отсутствуют и на самом деле не являются именами собственными. Африкан основано на сёдерманландском диалекте и является искаженным произношением слова afreki («сын»), а Фрианд выступает формой от слова frjándi («племянник»). Таким образом, в тексте обнаруживается вовсе не три, а всего одно имя – Шимон.


Скачать книгу "Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой" - Сергей Голубев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Все норманны в Восточной Европе в XI веке. Между Скандинавией и Гардарикой
Внимание