Триггерные точки и мышечные цепи в остеопатии

Филипп Рихтер
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Эта книга является ценным ресурсом для специалистов в области остеопатии, мануальной терапии, спортивной медицины, а также для тренеров и инструкторов фитнеса. Разделенная на две основные части, книга предлагает глубокое понимание теории и практики в остеопатии, освещая такие важные темы, как миофасциальные меридианы и триггерные точки.В первом блоке книги осуществляется детальный обзор и анализ существующих теорий о миофасциальных меридианах. Этот раздел предлагает основу для понимания сложных миофасциальных связей в теле человека и их влияния на общее состояние организма.Второй блок посвящен теории и практике триггерных точек в остеопатии. Авторы предоставляют подробное описание и практические рекомендации, основанные на многолетнем опыте и исследованиях. Особое внимание уделяется распространенным паттернам повреждений, которые остеопаты встречают в своей ежедневной практике.Авторы книги также исследуют причины возникновения миофасциальных меридианов и цепочек, представляя новую синтетическую модель миофасциального единства. Эта модель объединяет знания о нервной и миофасциальной системах, предлагая целостный взгляд на функционирование организма. Дополнительные исследования авторов указывают на тесную связь между иннервацией органов и мышц и формированием заболеваний, что имеет важное практическое значение.Эта книга не только углубляет понимание миофасциальных отношений, но и помогает в точной диагностике и эффективном лечении. Она станет незаменимым помощником для всех, кто стремится к пониманию сложных механизмов, участвующих в формировании заболевания и его лечения.Выходит в печать на русском языке впервые, став ценным приобретением для библиотеки каждого профессионала в области остеопатии и смежных дисциплин.

Книга добавлена:
4-04-2024, 19:11
0
123
54
Триггерные точки и мышечные цепи в остеопатии
Содержание

Читать книгу "Триггерные точки и мышечные цепи в остеопатии"



4. Краниосакральная модель

4.1. Уильям Г. Сазерленд (William G. Sutherland) 54,89,101,102,136,142,144

Остеопатам уже давно не надо говорить, кто такой Уильям Г. Сазерленд. Все врачи, использующие при лечении краниальную терапию, почти наверняка хоть что-то о нем слышали. Соответственно, нам нет нужды рассказывать здесь о всей жизни и работе Сазерленда; мы коснемся только тех аспектов, которые соответствуют структуре этой книги.

Среди студентов Стилла Уильям Г. Сазерленд был, наверное, единственным, кто максимально приблизился в работе к учителю. С одной стороны, он понял значимость анатомии и биомеханики в образовании и лечении дисфункций. Однако с другой стороны, он понимал, что на здоровье влияет еще немало факторов. Как и Стипл, Сазерленд был религиозным человеком и позволял своей религиозности влиять на лечение. «Дыхание жизни», как он называл его, проходит через все тело по спинномозговой и межклеточной жидкости. Это был важный аспект в его методе лечения.

В своей остеопатической работе Сазерленд прошел через удивительные стадии развития. Вначале в его лечении явно доминировал механический аспект. Это можно понять, исходя из того факта, что в студенческие годы все краниальные повреждения он рассматривал как механические нарушения положения и лечил их соответствующим образом. В результате он создал вариант тюрбана или шлема, чтобы специфически воздействовать на отдельные области черепа. Он также сравнивал кости основания черепа с позвонками, а свод черепа — с остистыми и поперечными отростками.

Аналогичным образом мы можем сделать заключение о положении тел позвонков по позициям остистых и поперечных отростков, а свод черепа может информировать нас о положении клиновидной и затылочной костей.

С точки зрения эмбрионального развития мы можем рассматривать череп как состоящий из трех видоизмененных позвонков — затылочной кости, клиновидной кости и предклиновидной (решетчатой) кости, продолжающих позвоночник к черепу. Таким образом, затылочная и клиновидная кости образуют вогнутую вперед кривую, сопоставимую с кифозом грудного отдела позвоночника (ГОП).

В своей терминологии движений Сазерленд использовал одинаковые термины для позвоночника и черепа (флексия, экстензия, торсия и ротация с боковым наклоном), причем ротация с боковым наклоном соответствует экстензии — ротации — боковому наклону (ЭРБН) или флексии — ротации — боковому наклону (ФРБН) (см. главу 3).

Эмбриональное развитие мозга и головы объясняет тот факт, что плоскости движения при ротации и боковом наклоне в сфенобазилярном синхондрозе (СБС) отличаются. В течение филогенеза голова наклоняется вперед для того, чтобы в вертикальном положении взгляд был направлен вперед.

Если ротация клиновидной и затылочной костей происходит во фронтальной плоскости, то при ротации с боковым сгибанием они отклоняются по вертикальной оси. Флексия и экстензия происходят в сагиттальной плоскости (рис. 4.1).

Рис. 4.1 a-в.

а — черепной «позвонок»; б — наклон клиновидной кости вправо; в — ротация клиновидной кости вправо

Многолетний практический опыт и эксперименты со временем заставили д-ра Сазерленда изменить свои методы лечения и начать работать все мягче и мягче. Он осознал, что дисфункции можно лечить косвенным путем, приведя поврежденный сустав или кость в максимально расслабленное положение, и затем предоставить телу делать все остальные коррекции.

В конце своей карьеры Сазерленд использовал в лечебных целях ликвор, или приливные волны, направляя поток ликвора и используя его для поддержки дыхания и движения конечностей. 4.2. Биомеханика краниосакральной системы

Теория краниосакрального механизма основана на пяти элементах:

1. мотильности нервной системы;

2. колебаниях спинномозговой жидкости;

3. мембранах реципрокного натяжения: серповидной структуре, намете мозжечка (рис. 4.2) и твердой мозговой оболочки;.

4. подвижности костей черепа;

5. произвольной подвижности крестца между подвздошными костями.

Рис. 4.2. Внутричерепные мембраны: серп и намет

Мы не будем приводить эти пять компонентов во всех подробностях и отсылаем читателя к соответствующим изданиям. Тем не менее, для лучшего понимания некоторые аспекты мы рассмотрим более детально.

Подвижность нервной системы и колебания ликвора, вероятнее всего, как минимум частично ответственны за движения краниосакральной системы, то есть они выступают в виде двигателя. Связанные между собой мембраны и кости, вместе с тем, имеют первоочередную значимость для согласованности двигательных паттернов.

Черепная твердая мозговая оболочка изнутри прикреплена к костям черепа своим париетальным листком и связана с надкостницей посредством швов. Висцеральный листок, частично оторванный от париетального листка, составляет церебральные мембраны. Они организованы таким образом, что во время краниального импульса заставляют кости черепа выполнять весьма специфические движения.

Серп черепа и мозжечка формирует вертикальную структуру в сагиттальной плоскости, которая идет от петушиного гребня решетчатой кости вдоль метопического шва, сагиттального шва и к внутреннему выступу затылочной кости, к большому затылочному отверстию. Серповидные структуры образуют стенку, разделяющую полушария головного мозга, а также полушария мозжечка. Серп также соединяет решетчатую кость, лобную кость, обе теменные кости и затылочную кость.

Намет мозжечка идет от наклоненного отростка вдоль верхнего края каменистой кости и изнутри астериона, затем — по затылочной кости к внутреннему выступу. Намет мозжечка отделяет его от головного мозга. Свободный край обоих серпов соприкасается с мозолистым телом (серп) и с промежуточным мозгом (намет). Намет соединяет клиновидную, височные, теменные и затылочную кости.

Важно, что внутричерепные мембраны образуют венозные синусы, венозные «трубопроводы» мозга. Напряжение в этих мембранах может влиять на венозный отток от головы. Два серпа, собственно серп и намет, встречаются в прямом синусе, также называемом «фулкрум Сазерленда».

Примечателен тот факт, что наружный затылочный выступ, соответствующий внутреннему затылочному выступу внутри черепа, служит точкой прикрепления выйной связки снаружи затылочной кости.

Схожим образом поперечный синус, образованный наметом мозжечка с внутренней стороны затылочной кости, находится на одной линии с верхней выйной линией, служащей местом прикрепления трапециевидной мышцы. Выйная связка, таким образом, является наружным продолжением серпа, а фасция трапециевидной мышцы является продолжением намета (рис. 4.3–4.4).

Рис. 4.3 а, б. Выйная связка как продолжение серпа

Рис. 4.4. Фасция трапециевидной мышцы как продолжение намета мозжечка

Серп мозжечка прочно прикреплен к большому затылочному отверстию, и оттуда он переходит в твердую мозговую оболочку позвоночника. Так же как серп и намет, позвоночная ТМО образована висцеральным листком, а париетальный листок проходит в надкостницу (точнее, он ее образует). Он свободно свисает по всему спинномозговому каналу и плотно прикрепляется только в определенных точках к нескольким позвонкам. В черепном отделе он прикреплен к большому затылочному отверстию и второму шейному позвонку, а затем плотное прикрепление имеется в крестцовом отделе на уровне S1/S2.

Позвоночная твердая мозговая оболочка заключает в себе спинной мозг и следует за периферическими нервами до межпозвоночного отверстия, где переходит во внешнюю оболочку нервов. В межпозвоночном отверстии она также прикреплена к кости. Далее имеются относительно свободные прикрепления на телах позвонков через зубчатые связки.

Твердая мозговая оболочка является наружной оберткой для трех мозговых оболочек, которые обволакивают центральную нервную систему. Если мягкая мозговая оболочка лежит выше массы нервной ткани, то паутинная оболочка заполняет пространство между мягкой и твердой мозговыми оболочками; это пространство называют подпаутинным. Оно заполнено ликвором и служит гидростатическим матрацем для головного и спинного мозга.

Подпаутинное пространство связано с желудочками, в которых вырабатывается спинномозговая жидкость (хороидное сплетение). Практически 95 % реабсорбции ликвора происходит в арахноидальных грануляциях венозного синуса. Остальные 5 % реабсорбции приходятся на лимфатическую систему.

Система ТМО представляет собой очень прочную мембрану, прикрепляющуюся в определенных местах и образующую похожую на рукав или шланг структуру, заполненную СМЖ и нервами. Это означает, что давление или натяжение в одном месте распространяется по всей системе. Мы можем сравнить ее с надутым воздушным шаром, на который нажали в одном месте. Это давление почувствуется в любом месте шара. Вся система твердой мозговой оболочки имеет пять точек прикрепления с общим якорем — фулкрумом Сазерленда:

• спереди — петушиный гребень и наклоненный отросток;

• сбоку — обе височных кости;

• сзади — затылочная кость;

• снизу — крестец.

Тот факт, что тяга за любую из этих точек влияет на все остальные через фулкрум Сазерленда, имеет большую клиническую значимость. Иначе говоря: нарушение положения крестца влияет на затылочно-атланто-осевой (ЗАО) комплекс, а также на смещение височной или клиновидной кости. Последствия для позвоночника даже серьезнее, поскольку чувствительные мышечные веретена в нем дают экспоненциальный эффект.

Если сами по себе черепные швы не дают возможности для движения, насколько мы знаем это по крайним точкам позвоночника, они позволяют некоторую пластичность. Движения, связанные с краниосакральными импульсами, не вызывают объемных изменений в черепе, а только деформацию всей гидравлической системы, включающей в себя позвоночник и таз. Поскольку эти движения происходят гармонично, ограничения в одной точке проявляются повсюду.

Если нарушение достаточно значимо, для того чтобы продолжить функционирование, адаптируется вся система. Это ведет к подстройкам в структурах, которые рано или поздно вызывают структурные или постуральные изменения. Именно в этом значение термина «мембраны реципрокного натяжения»

Рис. 4.5 а, б. «Мембраны реципрокного натяжения» с прикреплениями 4.3. Движения и дисфункции краниосакрального механизма

Для получения подробных разъяснений мы снова отправляем читателя к соответствующей литературе. Здесь мы рассмотрим только моменты, необходимые для понимания изложенного ниже.

Флексия и экстензия

Когда Сазерленд дал определение двум стадиям краниосакрального ритма, он назвал их флексией и экстензией, поскольку центром движения он считал СБС. Сообразно номенклатуре, флексия СБС соответствует уменьшению угла между базилярной частью затылочной кости и телом клиновидной кости. Экстензия соответствует увеличению угла.


Скачать книгу "Триггерные точки и мышечные цепи в остеопатии" - Филипп Рихтер бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Медицина » Триггерные точки и мышечные цепи в остеопатии
Внимание