День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия

Николас Райт
50
5
(2 голоса)
1 1

Аннотация: История распятия Иисуса и символ креста даже сегодня, когда принято говорить о кризисе христианства, сохраняют огромную силу влияния на нас и нашу жизнь. А что же на самом деле случилось тогда, 2000 лет назад, и есть ли основания говорить, что в тот день произошло нечто такое, что радикально изменило мир? Когда Иисус из Назарета погиб ужасной смертью на кресте от рук римских солдат, никто не видел в нем героя. Когда его тело спешно клали в гробницу, никто не говорил, что его смерть обернулась чудесной победой, стала героическим мученичеством. Его движение, представлявшее собой разношерстную группу последователей, умерло вместе с ним. Мир не изменился. Еще один молодой вождь был жестоко казнен. Однако, обращаясь к этому дню в свете того, что произошло вскоре после него, последователи Иисуса делали шокирующий вывод: смерть Иисуса стала началом революции.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
389
91
День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Содержание

Читать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия"



Переосмысление миссии

Предмет этой книги – не просто головоломка для богословов, о которой они ведут споры в пыльных кабинетах. Из него тотчас же вытекают практические выводы, касающиеся самых неотложных вещей. Та «победа» была достигнута потому, что Иисус «отдал себя за грехи наши», так что люди получили избавление и прощение, вырвавшись из плена злых сил, которым они поклонялись. Поэтому миссия, опирающаяся на эту «победу», в центре которой не стоит «прощение грехов», становится крайне однобокой. Такова опасность первого подхода, описанного выше: триумфализм, в центре которого не стоит прощение. Миссия же на основе «прощения грехов», где на все смотрят с точки зрения «спасения душ для неба», делает крен в другую сторону. Это опасность второго подхода: весть о прощении, которая не мешает злым силам продолжать править миром. Новый Завет говорит о важности обоих и о должных отношениях между ними. Вот что я хочу показать. Стоит это верно понять, и мы увидим, в чем состоит истинное призвание Церкви.

Вот что тогда произойдет. Стоит нам увидеть, как победа Иисуса связана с библейской традицией Исхода, видоизмененной под воздействием еврейской надежды на «прощение грехов» как на событие освобождения внутри истории, мы поймем, что христианское движение в своем начале вовсе не было «религией» в современном смысле слова, но было совершенно новым образом жизни человека в мире и для мира. Люди многословно говорят о «становлении христианства» или об Иисусе как «основателе христианства», не понимая, что, давая движению Иисуса такое название (с окончанием на «-ство» наряду с прочими «-измами»), они тем самым его умаляют, делают одним примером из некоей категории, одним видом из рода. Так не мыслили современники Иисуса. Когда об этом революционном движении думают таким образом, это сразу искажает представления о его миссии.

Разумеется, сегодня у многих слово «христианство» не вызывает добрых ассоциаций. В мире уставшего и циничного западного модернизма «церковь» есть просто большая организация, члены которой соблюдают множество непонятных ритуалов, повторяют избитые банальности и всегда готовы вмешаться в жизнь других людей, которая в мире отличается триумфализмом и имперскими манерами и стремится вызвать чувство вины и страх перед адом у тех, кто встает на ее пути. Это карикатура, конечно, но Церковь поучаствовала в ее создании. Вот почему свежее понимание креста должно поставить под вопрос привычное представление о том, что призваны делать последователи Иисуса и какими они должны быть – если они хотя хранить верность первоначальной революции.

Та революция позволила освобожденным людям быть такими, какими они были созданы. «Прощение», которое было даровано, потому что Сын Божий «отдал себя за грехи наши», есть ключ к освободительной победе. Грех важен, важно и прощение грехов, но их значение определяется тем, что грех, плод идолопоклонства, портит, искажает, выводит из строя призвание человека, который носит образ Божий. И это призвание куда больше, чем просто «подготовка к небесам». Если мы уделяем чрезмерное внимание «греху» и тому, что Бог делает с ним, значит, мы смотрим на все лишь с точки зрения «дел», даже если говорим, что у нас нет своих «дел» и мы полагаемся на Иисуса, который исправит этот недостаток. (В свою очередь, недостаточное внимание к «греху» и тому, что Бог делает с ним, будет попыткой претендовать на победу, не замечая сути проблемы.) Библейское представление о том, что значит быть человеком, о призвании «царственного священства», намного богаче каждой из двух привычных альтернатив. Отражать образ Божий значит стоять между небом и землей, уже сейчас, поклоняясь Творцу и осуществляя его замыслы в земной реальности, предвосхищая то время, когда Бог завершит задачу и сделает все новым. «Царственное священство» есть сообщество спасенных людей, которые, будучи частью «земли», поклоняются небесному Богу и потому готовы, вдыхая воздух неба своими обновленными легкими, трудиться для Царства на земле. Революция креста освободила нас, чтобы мы стали посредниками и жили в ритме поклонения и миссии.

Если мы так понимаем суть миссии, делая ее основой революционную победу креста, это позволит нам избежать некоторых очевидных опасностей. Без понимания того, что победа уже была одержана, мы можем легко переходить от гордости (когда полагаем, что должны победить зло сами) к страху (чувствуя, что мир слишком силен, так что нам надо убежать от него или по крайней мере притаиться и ждать, когда Иисус вернется и наведет тут порядок). Та первая победа позволяет нам действовать одновременно и с доверием, и со смирением. Если мы, однако, забываем о том, что эта победа была одержана через прощение, мы при осуществлении миссии можем забыть о том, что сами призваны быть людьми, избавленными от гнета злых сил, такими людьми, которые на опыте понимают, что значит быть благодарным прощенным грешником.

Несомненно, это система сдержек и противовесов и для Церкви в целом, и для каждого человека. Мы нужны друг другу, и каждому члену Церкви нужны пастырская забота и помощь в поиске направления. Иногда нам нужно – и ради себя самих, и ради мира, в жизни которого мы участвуем, – заново понять, насколько мрачна и глубока сила греха, и заново познать, что значит освободиться от него. А в другие времена желание сосредоточить все мысли на грехе и только на нем отражает невроз или даже потворство своим желаниям, потому что вместо этого нам надо смотреть вперед и стараться принести исцеление и надежду миру. Христианский путь – это всегда ритм и равновесие. Разным типам личности, разным церквям и в разных социальных и культурных ситуациях нужны разные вещи. Мы нужны друг другу, чтобы сохранять этот ритм и равновесие и оценивать их свежим взглядом. Но в Теле Христовом нам нужно взирать на более широкую картину и думать о нашем личном призвании, одновременно получая исцеление, которое тут можно найти.

Важно, чтобы мы постоянно возвращались к самой сердцевине нашей веры: к тому, что Иисус «дал Себя за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века по воле Бога и Отца нашего» (Гал 1:4). Каждый элемент тут важен, каждый проливает свет на остальные и служит им опорой. Замысел любящего Бога, осуществленный через смерть Иисуса, которая принесла прощение грехов, освобождает нас от власти «настоящего лукавого века», чтобы мы могли участвовать в жизни грядущего Божьего века, его нового творения. Это новое творение уже началось с момента воскресения Иисуса из мертвых и будет завершено при его возвращении, но оно уже действует через труд получивших избавление избавителей, искупленных людей, которые призваны нести искупительную любовь в мир, – через оправданных борцов за справедливость, получивших примирение миротворцев, народ Исхода.

Многие христиане могли убедиться в том, что если мы пытаемся, опираясь на эту основу, нести Бога в публичное пространство, если мы боремся за справедливость и мир на земле, открыто называя себя христианами, мы сталкиваемся с проблемами. Отчасти это объясняется тем, что нехристианский западный мир, готовый яростно отстаивать секуляризм, хотел бы, чтобы церкви стало поменьше, чтобы она пряталась в углу и в конце концов совсем исчезла. Статистические данные, которые указывают на такое развитие событий, принимаются с энтузиазмом. Подобным образом любой намек на обновленную миссию Церкви вызывает бурные протесты, обвинения в «триумфализме» или в чем-то похуже. И в какой-то мере это можно понять. Мы все можем читать длинный список безумств и падений Церкви: крестовые походы, инквизиция и так далее. Современный мир, как и мир несколько столетий назад, был свидетелем великих ошибок, совершенных во имя Евангелия. Очень часто, к сожалению, христиане, которые стремились «сделать мир лучше», оставляли после себя мир в худшем состоянии, чем он был. Их запутанные мотивы и неудачные планы становились просто очередной формой обычной для нашего мира борьбы за власть.

Это не должно нас останавливать. Мир, полный людей, которые с молитвой читают Нагорную проповедь, или даже мир, где таких людей немного, всегда будет лучше мира, где таких людей нет. История Церкви напоминает нам о том, что христиане могут радикально менять мир и реально делали это – и, с Божьей помощью, будут делать в будущем. Но важно понять, что после Страстной пятницы, ставшей началом революции, важнейшая часть труда уже была проделана. Нам не нужно стремиться к победе в самой решительной битве снова и снова. Мы должны просто отвечать на любовь, явленную на кресте, нашей любовью: любовью к тому, кто умер, разумеется, но также и любовью к окружающим, особенно к тем, кто сильно в чем-то нуждается. И отчасти это трудно осуществить на практике по той причине, что «власти», в той или иной форме, будут на нас сердиться. Они хотят держать мир в своих руках. Они будут сопротивляться.

Новый Завет снова и снова показывает, что это значит на практике. В Книге Деяний, в частности, Церковь сталкивается с опасностями на каждом шагу. Мне как-то попался комментарий на эту книгу, называвшийся «Победоносный марш Церкви». Это не самое удачное название предполагает вторжение армии, одержавшей легкую победу. Миссия Церкви с самого начала не была легкой и не носила характера войны. Да и «вторжением» она не была. Суть дела в том, что Творец мира предъявил свои законные права на свое владение, незаконно захваченное злыми силами. Книга Деяний рассказывает о радостном (а иногда не столь радостном) столкновении первых последователей Иисуса с проблемами и загадками: эти люди совершали ошибки, пытаясь понять, что им нужно делать, на что намекал им Дух, указывая на ту или иную возможность, они видели серьезные разногласия и потенциальные разделения в своем движении, которое вызывало враждебное отношение внешних людей. В Деяниях много мучеников, массовых беспорядков и отчаянных провалов. Власти сопротивляются. Тем не менее в конце Деяний Павел оказывается в Риме, где, под самым носом кесаря, возвещает Бога как Царя и Иисуса как Господа.

Стоит процитировать слова Павла, размышлявшего об этом странном феномене, потому что он говорит о самой сути любой христианской миссии: победа креста входит в жизнь через средства креста. Если мы слишком легко повторяем формулу «Мессия умер за грехи наши», мы можем себе вообразить, что дальше не надо проходить через смерть или терпеть страдания. То же самое происходит, когда мы легкомысленно празднуем уникальную победу креста, как будто после этого ничего побеждать уже не нужно. Сам Иисус все время предупреждал, что это неверно. Да, победа была одержана, революция началась через страдания Иисуса; теперь же она входит в жизнь, становится действенной через страдания его народа. Вот почему Павел мог написать такие слова:

…Мы о самих себе заверяем, как Божии служители: в терпении великом, в скорбях, в нужде, в тесноте, под ударами, в тюрьмах, среди народных волнений, в трудах, без сна, без пищи, в чистоте, в знании, в великодушии, в доброте, в Духе Святом, в любви нелицемерной, в слове истины, в силе Божией, с оружием верного дела Божия в правой и левой руке, в чести и в бесчестии, при дурной молве и при доброй; как будто обманщики – хотя и верные; как будто неизвестные – хотя всем известные; как будто умирающие – а вот, мы живы; как будто наказываемые – а не убитые; как будто печальные, но всегда радующиеся; как будто нищие, но многих обогащающие; как будто ничего не имеющие – но всем обладающие (2 Кор 6:4–10).


Скачать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия" - Николас Райт бесплатно


50
5
Оцени книгу:
1 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Внимание