Мариэтта

Анна Герасимова
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Кто такая Мариэтта Омаровна Чудакова – объяснять не надо. Филолог, педагог, просветитель, общественный деятель. Великий человек. К сожалению, этого человека с нами больше нет, но слова и дела ее останутся надолго, чтобы не сказать – навсегда. Сборник слов, которыми проводили ее друзья, ученики, читатели, составлен поспешно, пока не остыло ее место на земле. Без сомнения, за ним последуют другие, более серьезные книги, которых достойна ее замечательная жизнь, пример беззаветного служения литературе, стране, народу.

Книга добавлена:
14-06-2023, 08:57
0
210
102
Мариэтта
Содержание

Читать книгу "Мариэтта"



Маша Кузьмина

Я тут должна кое-что рассказать, простите, если слишком длинно. Читали мы с мальчиком «Му-му», и под конец он меня спрашивает: а зачем Герасим собачку утопил? Я пытаюсь донести вот это все про самодуров-помещиков, про рабовладельческий строй, про христианское смирение и пр. Нет, говорит сын, это нелогично: он же потом сбежал, в деревню ушел? Да, говорю, переполнилась чаша народного терпения лалала… Ну и зря, резюмирует юнош, мог бы и собачку с собой взять.

Слегка опешив, спрашиваю: а вы крепостное право уже проходили? – Нет. – А что у вас по истории сейчас? – Древний Египет. – А по географии? – Великие географические открытия.

Пришлось брать в руки шашку – тем более, что на горизонте маячил «Дубровский» и в обнимку с глобусом объяснять, что к чему. Чтоб вы понимали – «тучки небесные вечные странники» я полтора часа разъясняла, а там полсотни слов всего. Ума не приложу, как справляются родители без Литинститута в анамнезе.

К слову, о Литинституте. Вступительные экзамены я чуть не провалила. На экзамене по русской литературе сосед мой вытащил билет с одним вопросом про Гоголя, другим про Набокова (я взвыла от зависти), мне достался образ молодежи 60-х годов у Тургенева и Достоевского и поэтика Заболоцкого. С последним было худо: я случайно знала одно стихотворение про «колотушку тук-тук-тук», и всё. Увиливать было бессмысленно. Бодро оттарабанив Базарова, я призналась, что в Заболоцком – и в целом в поэзии XX века – ни бельмеса.

– А что же вам нравится из XX века? – искренне поинтересовалась экзаменатор.

Я ляпнула, что Булгаков. В самом деле «Мастер и Маргарита» на тот момент, пожалуй, был самым подходящим для экзамена произведением: впервые я прочитала его в десять лет на море, отлично запомнила Бегемота, но не очень поняла, кто такой Иешуа; а потом перечитывала каждое лето (и каждый раз как первый). Так что к моменту поступления текст был прочитан шесть раз.

– Булгаков? – заинтересовалась Мариэтта Омаровна (а это была она), выкладывайте!

Далее произошло нечто вроде салонной беседы, благодаря усилиям Чудаковой даже мои реплики звучали уместно. Воспользовавшись случаем, пяток оставшихся абитуриентов устроил быстрый брэйн-сторм по своим вопросам. Все вроде бы шло гладко, но Заболоцкий меня тревожил: это ж наполовину проваленный билет…

– Ну что же, для того вы и поступаете, чтобы учиться, верно? а поэзию у нас преподают прекрасные педагоги! – сказала Мариэтта Омаровна (и не обманула, чего стоил хотя бы профессор Илюшин), – желаю успехов!

Поставила четверку. В таких случаях говорят, что человек открыл тебе дверь в учреждение, в профессию, в жизнь твою. Ну или хотя бы просто не закрыл.

После мне повезло учиться и у нее самой, и у Чудакова: ну, то есть учиться повезло почти сразу, а насколько повезло – стало понятно позднее.

Однажды я заметила их в вагоне метро: пока мы ехали до Пушкинской, оба стояли у дверей (Чудаков – склонившись) и оживленно о чем-то спорили (может быть, фантазирую, но кажется, я слышала имя де Соссюра). И тогда меня это очень впечатлило: люди работают вместе, живут вместе, едут с утра на работу вместе, и им есть о чем поговорить – настолько важном и срочном, что они готовы перекрикивать шум вагона. Книгу «Ложится мгла на старые ступени» я тоже перечитывала раз десять. Конечно, это весьма распространенный случай, когда учитель оказывает огромное влияние. Но весьма редкий, когда влияние оказывается незаметно: и только созрев, ты способен дотумкать, что это кто-то вырастил тебя, вложил тебе в голову, завел пружину.

Чудаков погиб слишком рано. Мариэтта Омаровна уже вторую неделю лежит в Коммунарке, с понедельника – на ИВЛ. Дочка их сообщает на странице в фб краткие сводки – сатурация, давление, пульс… а люди, множество людей, пишут самые ободряющие комментарии. Кто-то пишет «держитесь», кто-то «молимся о здравии».

Вот этому я не обучена, не умею. Мне ближе языческие дудки и барабаны, поющие чаши, которые призваны, в сущности, настраивать пространство. Как мастер бренчащему пианино возвращает строй, так и буддийские мантры, и музыка Чайковского, и стихи Пушкина чинят настройки, если сбились. Ну или вот мы читаем вслух книжку Мариэтты Омаровны «Рассказы про Россию», она начинается как раз с отмены крепостного права. Ведь в хорошо настроенном мире люди свободны, живут в ладу, а Мариэтта Омаровна не болеет – она ведь тоже настройщик, и она же камертон.


Скачать книгу "Мариэтта" - Анна Герасимова бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание