Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни

Сборник
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Золотой век Древнего Рима, длившийся около 500 лет. Период Республики, который начался с Брута и Брутом закончился. Это было время, когда Рим был молодым городом-государством, преуспевающей страной с развитой цивилизацией и, наконец, центром борьбы за правду, которую каждый понимал по-своему.

Книга добавлена:
15-05-2023, 16:46
0
260
85
Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни

Читать книгу "Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни"



Храм Весты в Риме

Но как есть пенаты, лары, Весты в каждом римском доме, так и вся римская община имеет своих пенатов, ларов и Весту. В круглом храме, единственном в Древнем Риме, так как не может же огонь гореть на открытом месте, горит неугасимый огонь – это Веста всего Рима. Жрицы-весталки обязаны поддерживать этот огонь. Великие бедствия грозят Риму, если потухнет огонь Весты. Горе той весталке, по нерадивости которой угаснет он. Бичеванью подвергают ее за такое преступление. Весталки живут около храма в особом здании, в которое не смеет войти ни один мужчина, кто б он ни был. В своем доме хранят весталки священные предметы Рима, а среди них – палладиум и щиты Марса. Во главе весталок стоит великая весталка, которая заведует всем домом их и руководит ими. Необычайным почетом пользуются весталки в Риме; даже консулы уступают им дорогу. Ни одно празднество, ни одно жертвоприношение не совершается без их участия. Одного слова, даже простой встречи со служительницей Весты достаточно, чтобы скованный преступник был отпущен. Весь этот почет, окружавший весталок в Риме, вполне соответствовал тому значению, которое имели в религии Рима эти хранительницы общего для всего Рима огня Весты.

Существовало в Риме много и других богов, которые с одной стороны были богами частного дома, а с другой – богами всей римской общины. Так, в Риме одним из древнейших богов был бог Янус. Этого бога, которого позднее стали изображать двуликим, необходимо было призывать первым при всяком обращении к богам. Первый среди римских жрецов царь-жрец (rex sacrorum) – жрец Януса. Все первые числа месяцев в году посвящены Янусу. Это бог всякого начала. Но вместе с тем Янус – и бог дверей, он ведает выход из дома, он охраняет двери. Каждый римский дом чтит своего Януса, а рядом с ним – и бога порога Лимента, и богиню дверных петель Кардею, и других.

Много у римлян богов и богинь. У каждого римлянина – свой гений, у каждой римлянки – своя Юнона. Есть боги, ведающие отдельные действия: боги Фаринус, Фабулин и Локуций учат детей говорить. Учат есть и пить богини Эдука и Потина. Ходить ребенка учат Адеона и Абеона. Богиня Итердука ведет его в школу, а Домидука приводит домой. Учиться помогают ребенку Менс, который дает ему разум, Конс, помогающий принимать мудрые решения, Сенция, дающая разумные советы, и богиня Нумерия, которая учит счислению. Ребенок засмеялся – это бог смешливости Каций вызвал смех.

Но если бы мы задались целью перечислить всех богов римлян, то перечень их был бы бесконечен. Нам пришлось бы не только перечислить богов, которые ведают то, что на поверхности земли, но и богов подземных. Ведь и после своей смерти окружен римлянин богами. Римлянин умер – это бог Цекул закрыл его глаза, жизнь отняла богиня смерти Морс, душу исторг из тела Видуус, богиня Либитина ведает его похороны, а богиня Нения участвует в оплакивании покойного. Наконец, останки римлянина покоятся в гробнице, в ней приняли его боги маны (dei manes); своих предков, которые хранят, по верованиям римлян вместе с другими богами, их дома, чтут они как богов (dei parentum). У древних римлян, правда, нет ясных представлений о загробной жизни; они не рассказывают о ней как о жизни в царстве теней умерших, подобно грекам. Такие рассказы возникают у римлян гораздо позднее, под греческим влиянием. Но римляне верили, что души умерших – лемуры – носятся по земле в ночной тиши в виде привидений и стремятся назад туда, где жили до смерти. Их нужно было удержать вдали от дома. И вот в дни праздника лемурий в полночь вставал римлянин с постели и шел босой во тьме через весь дом. Обойдя его, он омывал руки чистой ключевой водой. Затем, взяв немного черных бобов, он бросал их, не оборачиваясь, себе за спину. Девять раз повторял он при этом: «Это даю я вам, этим искупаю я себя и всех моих». И казалось ему, что во тьме за его спиной лемуры роем накидываются на его скромную жертву. Затем еще раз омывал он руки и, ударяя в медную чашу, восклицал девять раз: «Души предков, удалитесь из этого дома». Исполнив этот обряд, римлянин был спокоен, что лемуры больше не будут тревожить его дом.

Весталка-maxima

Мы видим, какое необычайное множество богов окружает римлянина. Боги ведают и отдельными действиями, и отдельными предметами, даже частями предметов: например, Нодот – бог отдельных коленец соломы, и есть боги и богини не только дерева, а листвы, коры, ветвей и корней дерева.

Все эти многочисленные боги римлян, несмотря на их древность, все-таки боги не первобытного дикаря, а развитого народа. У первобытного дикаря представление о богах гораздо грубее. Он поклоняется грубым предметам, думая, что они обладают особой божественной силой. Эти-то предметы, часто сделанные самим дикарем и имеющие вид крайне грубых идолов, и есть боги первобытного дикаря, которым он поклоняется и приносит жертвы. В науке такие предметы называются фетишами, а подобная религия – фетишизмом. Конечно, у римлян фетишей уже давно не было. Зато пережитков тех древнейших времен, когда и римляне, будучи еще народом первобытным, поклонялись богам-фетишам, мы можем указать в их религии целый ряд.

Возьмем священный щит Марса, священные предметы которые хранят весталки, или священный кремень, «silex», находившийся в храме Юпитера Камня (Jupiter Lapis) и олицетворявший этого бога. Все это предметы, которым поклонялись в былые времена как богам, так как в них жило божество, это былые фетиши. Но это далеко не единственные примеры. Мы можем указать и другие. Например: в Риме стоит засуха, нужно умолить богов послать дождь. Для этого жрецы совершают особый обряд. Через весь город тащат они по земле священный «дождевой камень» (lapis numalis), который лежал у Капенских ворот и был посвящен Юпитеру Элицию. Или, наконец, священные межевые камни, посвященные богу Термину. Во время праздника терминалий пред увенчанными цветами межевыми камнями приносились бескровные жертвы, их чтили, как богов. Проклятию подвергался всякий, кто осмеливался вырыть или опрокинуть межевой камень. Итак, мы можем утверждать, что было время, когда римляне поклонялись фетишам; но от этого времени дошли до нас лишь некоторые, часто неясные отзвуки.

Римлянин, приносящий жертву

Окруженный таким множеством богов и богинь, ничего не предпринимая, не призвав предварительно бога, ведающего то дело, за которое он берется, римлянин часто должен был находиться в большом затруднении, к кому же из богов ему обратиться? Но здесь на помощь ему приходили жрецы. Они одни только знали, кого из богов и когда нужно призывать; они знали, как молиться богам и как приносить жертвы. А это дело трудное. Римлянин должен был соблюсти целый ряд часто очень мелочных условий, чтобы его молитва или жертва были угодны богам. И римлянин обращался к жрецам. Их в Риме было много. Во главе их стояли понтифики с их главой – «великим понтификом». Они следили, чтобы правильно совершалось богослужение, чтобы богам Рима воздавалось должное и не было бы никаких упущений в их культе и, наконец, чтобы в дни праздничные не происходило ни народных собраний, ни заседаний сената, ни суда, чтобы в эти дни не выполнялись никакие решения государства и никакие частные дела. Из этого, конечно, ясно, какую громадную роль играли в Риме жрецы. Они одним словом могли запретить назначенное на какой-либо день народное собрание, сказав, что богам неугоден назначенный день, они могли высказаться против решения народного собрания, как несогласного с волею богов. Словом, они могли влиять на все дела Рима. И понятно, почему так долго не хотели патриции дать плебеям доступ к жреческим должностям. Особенно важна была должность великого понтифика, который был в Риме как бы судьей и вершителем дел божеских и человеческих. Не мало было и значение жрецов-фламинов; во главе их стояли: фламин Юпитера (flamen dialis), фламин Марса (flamen martialis) и фламин Квирина (flamen quirinalis). Это жрецы, выполнявшие сложное дело жертвоприношений богам. Все они были обязаны вести строгую жизнь, подчиненную массе самых мелочных предписаний; особенно же строги предписания, которые должен соблюдать фламин Юпитера. Всего нечистого должен был он избегать, так как он жрец бога Света. Он, например, не мог не только прикасаться, но даже и смотреть на бобы и коз, так как их приносили в жертву подземным богам; один взгляд на них осквернял жреца Юпитера. Ничто связанное не могло быть принесено в его дом; и так без конца было всевозможных предписаний и запрещений. Но первым среди жрецов упоминается всегда царь-жрец (rex sacrorum) – жрец Януса; он приносил те жертвы, которые приносили когда-то цари.

Кроме этих жрецов, существовали в Риме еще жрецы-авгуры. Римляне глубоко верили, что по различным знамениям можно узнать волю богов, и прежде всего – по полету и крику птиц. Это-то и было делом жрецов-авгуров. Назначается ли народное собрание, принимается ли какое-нибудь важное в жизни государства решение, объявляется ли, наконец, война соседям – сейчас же обращаются к авгурам. Их дело – узнать волю богов. И авгуры ее узнают. Но еще до этого они узнали волю патрициев, волю сената, волю римских магистратов. Да их волю авгурам незачем и узнавать, ведь и сами они из патрициев и все желания их хорошо им известны.

Вот с такой-то осведомленностью, хорошо, кроме того, зная все, что творится в Риме и у его соседей, приступают авгуры к гаданиям. Один из авгуров всходит на вершину крепости Рима, где находилась особая площадка, предназначенная для ауспиций (так называлось гадание по полету птиц). Далеко видно во все стороны с этой площадки. Своим жезлом обозначает авгур то пространство, на котором он будет наблюдать полет птиц. Авгур садится и ждет, не пролетят ли птицы, не раздастся ли крик их? Вот взлетел ястреб; плавно взмахивая крыльями, он спокойно парит над землей – это хороший знак. Слева раздался крик дятла – это тоже очень хороший знак. Вот если бы днем да закричал вдруг филин или закаркал зловеще ворон, то это было бы крайне плохим знаком; это ясно свидетельствовало бы, что боги разгневаны. Но и в этом случае авгур мог заявить, что данные знамения произошли вне обозначенного его жезлом пространства. Хороший признак – карканье ворон, но не всегда. Авгур может заявить, что карканье ворон было сдавленным, зловещим. Словом, дело толкования сложное, запутанное, одно и то же знамение возможно истолковать различно. Авгуры отлично знали это и как нельзя лучше умели толковать полет и крик птиц так, как им было это выгодно. Но народ верил авгурам, обращался к ним за указаниями, когда нужна была помощь богов.

Молитва и жертвоприношение, как уже сказано, дело сложное. Решил римлянин помолиться богу, чтобы удалось его дело. Он идет к жрецам. Жрецы указывают ему, кому он должен молиться и какую молитву следует ему произнести. Молитвы есть на все случаи жизни, все их знать невозможно. Но если даже известны слова молитвы, то нужно еще уметь прочесть ее соответствующим образом, иначе бог может разгневаться. Поэтому молитву читают жрецы, а молящийся, сосредоточившись и закрыв голову тогой, повторяет ее слово за словом. Другой жрец следит за правильностью произношения и охраняет молящегося от всякого слова, которое может долететь со стороны. Наконец, флейтист заглушает игрой всякий случайно раздавшийся шум, так как он может служить помехой и молитва станет неугодной богу.


Скачать книгу "Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни" - Сборник бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Культурология » Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни
Внимание