Поразительная память. Тайны, секреты, факты. Руководство для улучшения работы мозга

Ричард Рестак
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Вы помните номера телефонов близких друзей? Дни рождения близких? Скорее всего, нет, потому что под рукой всегда есть смартфон или компьютер, в котором будет вся информация. Это удобно для жизни, но очень неудобно для мозга. Современный человек не напрягает память, и рано или поздно это проводит к ее ухудшению.

Книга добавлена:
26-10-2023, 18:22
0
228
82
Поразительная память. Тайны, секреты, факты. Руководство для улучшения работы мозга
Содержание

Читать книгу "Поразительная память. Тайны, секреты, факты. Руководство для улучшения работы мозга"



Застенчивый бородатый интроверт

Научные эксперименты с памятью были начаты бородатым застенчивым странствующим профессором по имени Герман Эббингауз. Цель, которую он себе поставил, заключалась в том, чтобы установить, как формируются воспоминания и как они стираются из памяти. В отличие от более ранних мыслителей, посвятивших себя изучению памяти, Эббингауз был не философом, а тем, кого мы сейчас назвали бы психолог-экспериментатор. Его целью было выйти за рамки умозрительных построений и поставить изучение памяти на более прочную научную основу.

В середине девятнадцатого века, когда Эббингауз проводил свои эксперименты, особое значение придавалось запоминанию наизусть: заучиванию путем постоянного повторения. Человек, желающий выучить на память, например, таблицу умножения, повторял ее вновь и вновь, пока не начинал пересказывать ее по памяти. Тот же самый процесс повторения мог применяться для заучивания географического положения государств и их столиц. Этот акцент на повторение как на мать учения оставался в силе вплоть до двадцатого столетия. Всякий, кто учился в начальной школе в 50-х – 60-х годах двадцатого века, может подтвердить тот факт, что механическое заучивание наизусть было обязательным и именно на эту методику педагоги полагались более всего.

Сегодня мы стремимся отказаться от заучивания наизусть – «зазубривания», как это еще принято называть. Как результат, в Америке нередко можно встретить учеников начальных классов, которые не могут назвать столицу ни одного из штатов, кроме своего собственного, а иногда – даже и его столицу. Но в девятнадцатом веке, когда основной упор делался на механическую память, для Эббингауза было совершенно естественным проводить свои эксперименты, используя именно ее.

Под впечатлением от сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (Through the Looking Glass, 1872), в которой встречались стихотворения из зарифмованных бессмысленных слов, Эббингауз решил использовать трехбуквенные слова, не имеющие ни смысла, ни каких-либо лексических ассоциаций. Они были составлены им в виде сочетаний согласная-гласная-согласная, которые Эббингауз называл CVC-триграммами из двух согласных (C), с гласной (V) между ними. Эти две согласные должны были обязательно быть разными (ТАС – годится, ТАТ – не годится), а сами эти триграммы не должны были иметь никакого смысла (ТИР или КОТ не подходили) и иметь лишь видимость слова. Проделав на протяжении нескольких месяцев работу на основе этих двух правил, Эббингауз составил две тысячи триста таких CVC-комбинаций. Из этого фонда Эббингауз выписывал себе в тетрадь различное число триграмм и под регулярные удары метронома старался заучить их как можно лучше.

Благодаря этому занятию, отнимающему массу времени, утомительному и для кого угодно, кроме Эббингауза, донельзя скучному, он открыл две ключевые характеристики памяти. Первая – кривая забывания (forgetting curve), отражающая процесс потери информации, которая происходит после запоминания. Самое резкое падение отмечается в первые двадцать минут, с последующим снижением в течение первого часа. По прошествии примерно суток кривая становится пологой. Если вы по-прежнему можете вспомнить какой-то факт или какое-то событие через несколько месяцев, то с большой долей вероятности будете помнить это всегда.

Вторая характеристика памяти – кривая обучения (learning curve), отражающая процесс запоминания новой информации (в случае Эббингауза – списка из трехбуквенных сочетаний). Это также происходило по определенной схеме. Эббингауз вслух зачитывал себе список из двадцати бессмысленных слов, затем откладывал его в сторону на какое-то время, после чего старался вспомнить как можно больше слов из этого списка. Проверив, какие слова были пропущены, он повторял этот процесс до тех пор, пока не начинал по памяти произносить все двадцать бессмысленных слов из этого списка.

Эксперимент Эббингауза приводил в действие ключевые процессы, лежащие в основе формирования памяти: изучение, перерыв, проверка, повторение, перерыв, перепроверка. Информация быстро стирается из памяти в течение первых нескольких дней, а затем этот процесс замедляется. Если перерыв между изучением, проверкой и повторением короткий, в памяти может сохраниться все 100 процентов информации. Но если перерыв увеличить до четырех суток, уровень сохранившейся в памяти информации падает до 25 процентов. Чем дольше и более напряженно Эббингауз старался запоминать, тем лучше он мог вспоминать в дальнейшем. Особенно любопытным было такое наблюдение ученого: глядя на список бессмысленных слов, он мог безошибочно распознать ранее виденное им слово среди других, которые ему раньше не встречались. Он справлялся с этой задачей, даже когда не мог сразу вспомнить само это слово, если его об этом просили. Это удивительное превосходство распознавательной памяти (identification memory) над свободно вспоминающей памятью (free recall memory) позволяет нам находить правильный ответ из перечня возможных вариантов, даже если мы были неспособны сразу же ответить верно. Как ранее упоминалось, это является основой тестирования по методике выбора из нескольких вариантов ответа, ныне столь широко применяемой в стандартизированных тестах.

Бессознательная память Эббингауза на слова, которые он раньше видел, но не мог сознательно вспомнить, имеет в своей основе процесс, который в последующем психологи назвали прайминг (priming). Участнику эксперимента показывают части какого-то слова (ВА_, БА_) и просят его заполнить пропуски так, чтобы получить первые пришедшие на ум слова. Большинство людей произвольно выбирали обычные слова (ВАЗА, БАНЯ). Но если человек перед этим прочитывал список слов, начинающихся на ВА и БА, он с намного большей вероятностью при заполнении пропусков выбирал слова из этого списка (например, ВАТА, БАЗА, если эти слова были в списке). Это происходит, даже если человек на уровне сознания не может вспомнить, что видел эти слова в списке. Психологи называют эту неосознанную память молчаливое знание (tacit knowledge), которым обладаем мы все. Иначе говоря, мы все знаем больше, чем можем высказать на словах.

Как практический опыт Эббингауза, так и его эксперименты указывают на важное различие между запоминанием и знанием.

Мысленно вернитесь к последнему случаю, когда вы встретили кого-то, кто показался вам очень знакомым, но вы не могли точно определить, кто этот человек, или вспомнить обстоятельства, при которых впервые познакомились с ним. Для того чтобы освежить свою память, вы вступили в разговор с этим человеком в надежде, что в процессе беседы выявятся какие-то сведения, которые послужат ключом к дальнейшим воспоминаниям об этом смутно знакомом вам лице. Вот что происходит: ваше первоначальное чувство, что вы знакомы с этим человеком, было основано на каком-то воспоминании о прошлом, которое вам сейчас недоступно, – но одного только чувства, что вы знакомы, недостаточно. Для того чтобы это ощущение расцвело воспоминанием, вам необходимы еще какие-то ключи – «зацепки».

Когда мы вроде бы что-то знаем, но никак не можем по-настоящему вспомнить – это то самое ощущение, когда что-то «вертится на языке». Нам всем так или иначе знакомо это переживание. Кажется, вот-вот вспомнишь, но конкретное воспоминание ускользает – очень часто это имя человека или название какого-то предмета. Это затруднение возникает вследствие несовершенного хранения. Вы знаете ответ, почти уже пришли к нему, но он постоянно ускользает от вас. Собрав больше информации и связав ее с другими, более ранними воспоминаниями, мы способны перейти от этого удручающего смутного чувства, что мы будто бы помним, к настоящему извлечению из памяти информации о данном лице или объекте. Эббингауз назвал эти смутные воспоминания сбережениями (savings), которые представляют собой объем информации, удерживаемой в нашем подсознании, при том, что ее невозможно осознанно извлечь.

Например, Эббингауз запоминал какой-нибудь список предметов до тех пор, пока не заучивал его наизусть, а затем убирал этот список куда-нибудь и возвращался к нему только тогда, когда уже не мог вспомнить ничего из этой подборки. После этого он вновь заучивал эту подборку и сравнивал время, которое требовалось на первое и на повторное запоминание. Оказалось, что во второй раз запоминание происходит быстрее. Разница между временем первого и второго запоминания как раз и объясняется «сбережением». Первое происходит «с кажущейся спонтанностью, без какого-либо волевого акта»; второе приводит память в сознательное состояние посредством «напряжения воли». Сбережения представляют собой разницу между добровольной и принудительной памятью.

Как открыл Эббингауз, запоминание путем заучивания наизусть (повторения чего-либо снова и снова и в одном и том же порядке) имеет весьма ограниченные возможности, к тому же затруднительно и часто может подвести в самый неподходящий момент, а потому полагаться на него невозможно. Это относится не только к бессмысленным словам, но и к реальным, передающим осмысленную информацию. Вспомните свои школьные годы, когда вам приходилось заучивать какое-нибудь стихотворение и потом читать его наизусть у классной доски. Если вы забывали какую-нибудь строчку или даже несколько, вы могли вспомнить их, лишь начав читать с самого начала всю строфу, а может быть, и все стихотворение, в надежде, что эти слова самопроизвольно всплывут в вашей памяти. Довольно часто этого не происходило, и это наводит на мысль, что механическая память ограничена весьма узкими рамками, ведь данный подход предполагает лишь один способ доступа к заученному материалу.

Как становится очевидным из основополагающих экспериментов Эббингауза, по своему устройству человеческий мозг не приспособлен для механической памяти – это главная причина того, что бессмысленное заучивание на память дается нам с таким великим трудом. Человеческий мозг использует в своей работе скорее ассоциативную память (associative memory), где вещи связаны между собой через ассоциации. Такой подход является намного более адаптивным и креативным. Для примера, предположим, что мы с вами беседуем и вы никак не можете припомнить самое точное слово, которым можно выразить вашу мысль. В большинстве случаев вы не получите результата, если будете просто напрягать свою память. Но если вы найдете другое слово, которое часто бывает связано с искомым, то легко вспомните и то, что ускользало из памяти.


Скачать книгу "Поразительная память. Тайны, секреты, факты. Руководство для улучшения работы мозга" - Ричард Рестак бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Медицина » Поразительная память. Тайны, секреты, факты. Руководство для улучшения работы мозга
Внимание