День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия

Николас Райт
50
5
(2 голоса)
1 1

Аннотация: История распятия Иисуса и символ креста даже сегодня, когда принято говорить о кризисе христианства, сохраняют огромную силу влияния на нас и нашу жизнь. А что же на самом деле случилось тогда, 2000 лет назад, и есть ли основания говорить, что в тот день произошло нечто такое, что радикально изменило мир? Когда Иисус из Назарета погиб ужасной смертью на кресте от рук римских солдат, никто не видел в нем героя. Когда его тело спешно клали в гробницу, никто не говорил, что его смерть обернулась чудесной победой, стала героическим мученичеством. Его движение, представлявшее собой разношерстную группу последователей, умерло вместе с ним. Мир не изменился. Еще один молодой вождь был жестоко казнен. Однако, обращаясь к этому дню в свете того, что произошло вскоре после него, последователи Иисуса делали шокирующий вывод: смерть Иисуса стала началом революции.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
389
91
День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Содержание

Читать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия"



Присутствие и слава

В скинии был один предмет, который приобретает особую важность в Новом Завете, и нам нужно кратко о нем поговорить. Ковчег завета – это особый ящик, содержащий, среди прочего, скрижали того Закона, на котором основывался завет между Богом и Израилем. Как сегодня хозяин дома может положить в несгораемый сейф документы о праве собственности, страховые свидетельства и другие важнейшие бумаги, или как городские власти могут держать хартии городов в официальных хранилищах, так народ Божий хранил те вещи, которые говорили о союзе между Богом и Израилем, а потому и о замысле Бога относительно Израиля.

В первую очередь, Ковчег был местом встречи (Исх 25:17–22): над его крышкой Бог встречается со своим народом. Эта крышка (kappōreth; по-гречески hilastērion), украшенная вырезанными фигурами ангелов с двух концов, в мыслях некоторых первых христиан связывалась с крестом. Желание Бога встречаться со своим народом давало контекст для всей системы жертвоприношений. Добровольные жертвы поклонения, обязательные жертвы очищения (потому что ничто нечистое не могло приближаться к Божественному Присутствию) и в равной мере обязательные жертвы за грехи – все они указывают на эту встречу. Когда Новый Завет говорит о храмовой утвари и жертвоприношениях, все это надо воспринимать в рамках большого повествования о Боге и скинии (или Храме), которое само входит в более масштабную историю Бога, Израиля и мира.

Когда израильтяне наконец вошли в Обетованную землю, покорили ее, заняли ее, Ковчег поместили в святилище в Силоме, пока его не забрали филистимляне (еще одно своеобразное изгнание). Затем Давид получил его назад и захотел построить святилище в своей новой столице, Иерусалиме. Это стало поводом для одного краткого диалога, который занимает особо важное место в Ветхом Завете. Пророк Нафан, отвечая Давиду, который заявил о своем желании построить «дом» Богу, провозгласил: вместо этого Бог сам построит «дом» Давиду. Евреи во времена Иисуса много думали об этом отрывке, и он стал особенно важным для первых христиан, размышлявших о смысле жизни, смерти и воскресения Иисуса:

YHWH возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда настанет твой срок, и ты упокоишься с предками, Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом для имени Моего, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему Отцом, а он будет Мне сыном (2 Цар 7:11–14).

Суть дела тут раскрывается через игру слов. Давид просит позволения построить «дом» (здание), а Бог в ответ тоже обещает ему «дом» (династию). Значит ли это, что Бог, говоря через Нафана, перевел разговор на другую тему? Это была просто игра слов? Нет. Во-первых, сын Давида, Соломон, будет строить Храм в Иерусалиме; во-вторых, потомок Давида станет в каком-то особом и удивительном смысле сыном Бога, хотя отрывок не объясняет, каков конкретный смысл этого высказывания. Позднейшие толкователи – в частности, первые христиане, которые размышляли об этих словах в свете воскресения Иисуса (так что выражение «Я восставлю после тебя семя твое» внезапно обрело совершенно новый неслыханный смысл), – могли понять это так: храмовое здание, построенное Соломоном, было лишь указателем, который говорил, что в будущем Бог исполнит просьбу Давида в более полном смысле. Бог намерен пребывать среди своего народа не в здании из камня и известки, но в человеке и как человек – и этим человеком станет грядущий сын Давида. Каким-то образом замысел Бога о Храме и его славное намерение обитать среди своего народа приобретают совершенно новые смыслы, когда мы понимаем, что «дом» Давида – это определенный человек.

Великие царские псалмы, такие как 2, 71 и 131, прославляют это обетование. Удивительным образом о том же обетовании говорит Псалом 88, но тут же резко встает вопрос о том, почему Бог не исполняет своих обещаний. Мы можем представить себе благочестивых евреев времен Иисуса или других эпох, которые читают или поют эти древние молитвы в надежде, что избавление придет, что однажды придет истинный царь, что настанет день, когда живой Бог призовет весь мир к ответу и после того всегда будет жить со своим народом. Оставалось неясным, как он это совершит, когда, где и каким образом. Но Писание утверждало, что он это действительно сделает.

Когда Соломон построил Храм и торжественно (быть может, чересчур, принеся в жертву тысячи животных) его открыл, в нем действительно начала обитать слава Божья. Эта величественная сцена описана в 8-й главе 3 Царств, где говорится, что священники не могли стоять из-за славного Божественного Присутствия (стих 11). Подобное уже происходило, когда в пустыне была построена и освящена скиния (Исх 40). Творец мира соблаговолил обитать в этом здании, исполняя обещание, которое дал этому царскому «дому». В этом месте небо соприкасалось с землей, этот малый мир был знаком, указывавшим на желание Бога в конечном итоге заполнить своей славой всю землю (Пс 71:19). Ангелы, окружавшие Присутствие Бога, в видении пророка Исаии пели о том, что вся земля уже наполнена славой Божьей (6:3). Мы не знаем других библейских текстов, которые бы говорили о столь зримом явлении славы Бога в Храме Соломоновом. Но это здание оставалось центром молитвы, тут совершались жертвоприношения, сюда на большие праздники приходили паломники – и все это кончилось в 587 году до н. э., когда Храм был разрушен халдеями. Хотя даже после этого иудеи молились, повернувшись в ту сторону, где раньше стоял Храм. Именно так поступал Даниил в Вавилоне (Дан 6:10), что, быть может, отражает молитву Соломона в 3 Царств 8:46–53.

Разрушение Храма стало возможным, по словам Книги Иезекииля, только потому, что славное Присутствие Божье покинуло Храм. В 10 и 11 главах Иезекииль в ярких образах рассказывает о том, как слава Божья – с вращающимися колесами и всем прочим – покинула Храм, задержалась ненадолго на Масличной горе, а затем отправилась неведомо куда. Слава отошла – после чего разрушение Храма стало просто вопросом времени.

Но тот же пророк Иезекииль в конце своей книги, в главе 43, наиболее полно описал возвращение Божьей славы в восстановленный Храм после того, как Бог очистил свой народ от всякой грязи. Именно к этому моменту относилось обетование о воскресении, о восстановлении народа после «смерти» изгнания. И это снова возвращает нас к главам 40–55 Исаии, где пророк говорит о новом явлении славы YHWH, которую увидит «всякая плоть», потому что грехи прощены, с народа снята вина, изгнание должно закончиться, Вавилон будет разрушен, древний завет будет возобновлен и все творение расцветет, как и было задумано изначально. И снова мы можем отметить, что именно тут у Исаии, в главах 52 и 53, мы видим наиболее поразительные слова об одном человеке, который страдает и умирает за многих. Все это – богатое сочетание истории и обетования, славы Божьей и Храма, изгнания и восстановления – наполняло мысли евреев эпохи Второго Храма, то есть между концом V века до н. э. и I веком н. э.

Хотя в этот период был восстановлен Храм, где регулярно совершались жертвоприношения вплоть до 70 года н. э., когда римляне окончательно его разрушили, никто не думал, что Божье Присутствие действительно вернулось сюда в силе и славе. Подобно любым другим святым местам, Храм был связан со множеством воспоминаний, которые говорили о «присутствии». Это справедливо и сегодня, именно поэтому благочестивые иудеи горячо молятся у Стены Плача и нередко, написав слова молитвы, сворачивают бумажки и засовывают их в трещины между огромными древними камнями. Но они не думают, что слава Божья, которую раввины позднее стали называть «шехиной», Присутствием Бога, являвшего себя в скинии, пребывает тут в том же смысле, в каком о ней говорится в Исходе 40, 3 Царств 8, в рассказе о видении Исаии или в обетованиях Иезекииля 43 либо Исаии 40 и 52. У Исаии стражники на стенах Иерусалима кричат от радости и поют, потому что «воочию увидели они, как вернулся YHWH на Сион» (52:8). Этого не случилось. Послепленные пророки – Аггей, Захария и Малахия – говорили о том, что это должно произойти, но еще не произошло.

Спустя несколько столетий раввины, вспоминая об этом периоде, перечисляли с мрачной покорностью те вещи, которые отличали Второй Храм от Первого. Среди прочего Второй Храм, как они думали, был лишен шехины, славного присутствия Бога. Во дни Иисуса люди верили в то, что слава Божья сюда вернется. Но никто не понимал, что это значит, как это совершится или как это будет выглядеть.

Авторы Нового Завета дают на эти вопросы столь взрывоопасный, столь неожиданный, столь революционный ответ, что его просто не замечает большинство современных читателей, включая христиан. Возьмем самый очевидный пример. В Евангелии от Иоанна говорится: «И Слово стало плотью и обитало среди нас. И мы видели славу Его, славу, как единственного сына Отца, полного благодати и истины» (1:14). Глагол «обитало» в оригинале звучит как eskēnosen – «жило в скинии», «поставило свой шатер». Иисус, говорит Иоанн, стал новой скинией, новым Храмом, так что возвращение Божьей славы наконец совершилось. Слово, которое было и остается Богом, стало плотью. Эту славу носит в себе «Единородный», единственный сын Отца. Евангелист Иоанн, развивая тему 2 Царств 7 и некоторых псалмов, провозглашает: эти древние обетования, осуществления которых все так долго ждали, исполнились в лице этого Мессии, этого Иисуса, сына Бога из рода Давидова. Благодаря Иисусу мы можем понять, что выражение «Сын Божий», как и скиния, указывает на то здание, где намерен обитать Бог. Читатели должны увидеть, что Слово, создавшее все, пришло как человек и, в соответствии с обетованием Исаии, явило славу Божью всем народам. Если мы вспомним о том, что люди были призваны носить образ Божий, все это становится понятнее, чем казалось раньше. А затем Иоанн постепенно показывает нам, что слава Божья во всей полноте открылась тогда, когда Иисус был распят. Это великое и революционное богословие креста у Иоанна.

Нам следует понять, что все это значит. Современным христианам стоит постоянно напоминать о том, что евреи I века верили вовсе не в гневного Бога, который любил поучать и грозил отправить неугодных ему людей в адское пламя. И они не думали, что, если им удастся хорошо себя вести, они попадут в место под названием «небеса», где вечно будут жить вместе с Богом. Некоторые древние язычники думали примерно так; большинство древних иудеев так не думало.

Они надеялись на другое, мечтали и молились о другом – о том, на что указывали пророки, что воспевали псалмы, что следовало из древних обетований патриархам: не о спасении от нынешнего мира, но о спасении и обновлении внутри этого мира. Израиль переживал упадок и продолжал скатываться вниз, к самым глубинам, но настанет день, когда Бог вернется и совершит нечто новое. И это деяние Бога не только избавит Израиль от «смерти» изгнания, которая была неизбежным следствием идолопоклонства и греха, но и каким-то образом приведет все народы мира, по замыслу Творца, к новому творению. И такую надежду, все ее аспекты – конец изгнания, восстановление Храма, возвращение YHWH – прекрасно выражала одна фраза: «прощение грехов». Изгнание было результатом греха. И многие библейские авторы говорили (для начала можно подумать о таких книгах, как Второзаконие, Исаия, Иеремия, Даниил и Псалмы) о том, что изгнание прекратится лишь в том случае, если будет прощен грех.


Скачать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия" - Николас Райт бесплатно


50
5
Оцени книгу:
1 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Внимание