День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия

Николас Райт
50
5
(2 голоса)
1 1

Аннотация: История распятия Иисуса и символ креста даже сегодня, когда принято говорить о кризисе христианства, сохраняют огромную силу влияния на нас и нашу жизнь. А что же на самом деле случилось тогда, 2000 лет назад, и есть ли основания говорить, что в тот день произошло нечто такое, что радикально изменило мир? Когда Иисус из Назарета погиб ужасной смертью на кресте от рук римских солдат, никто не видел в нем героя. Когда его тело спешно клали в гробницу, никто не говорил, что его смерть обернулась чудесной победой, стала героическим мученичеством. Его движение, представлявшее собой разношерстную группу последователей, умерло вместе с ним. Мир не изменился. Еще один молодой вождь был жестоко казнен. Однако, обращаясь к этому дню в свете того, что произошло вскоре после него, последователи Иисуса делали шокирующий вывод: смерть Иисуса стала началом революции.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
389
91
День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Содержание

Читать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия"



Достойно внимания то, что в проповеди первых христиан, описанной в Книге Деяний, прощение грехов представлено как главный результат веры в благую весть об Иисусе. В день Пятидесятницы Петр призывает народ: «Покайтесь [ «Обратитесь», иными словами, как во Втор 30:2]! И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Мессии для отпущения грехов ваших, и вы получите дар Святого Духа» (2:38). Крещение Иоанна также было направлено на покаяние и отпущение грехов (Лк 3:3). Теперь же крещение во имя Иисуса виделось как возможность осуществить обещанное возобновление завета. Об этом же говорит и следующая глава Деяний, где явно звучат обетования Второзакония и пророков, а также более масштабная надежда на обновление всего:

Вот как Бог исполнил обещание, о котором предвозвестил устами всех пророков, о том, что Его Мессия претерпит страдания. Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы изглажены были ваши грехи, чтобы пришли времена прохлады от лица Господа и чтобы послал Он вам Иисуса, которого Он избрал и поставил вашим Мессией. Его небо должно принять до времен восстановления всего, о чем изрек Бог устами святых древних Своих пророков. Моисей сказал: «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня. Его слушайтесь во всем, что Он скажет вам. И каждый, кто не послушает Пророка Того, истребится из народа». Да и все пророки, которые говорили, от Самуила и после него, также возвестили эти дни. Вы дети пророков, дети завета, который Бог установил с отцами нашими, сказав Аврааму: «В семени твоем благословятся все племена земные». Бог, воскресив Слугу Своего, к вам первым послал Его благословить вас, отвратив каждого от злых дел ваших» (3:18–26).

Последнее предложение должно развеять всякие сомнения у читателя, возникшие при чтении последних одной-двух страниц, о том, что прощение грехов стало чисто техническим термином (который означает просто конец изгнания), не связанным с реальными дурными делами. Это неверно. Тут не нужно выбирать либо то, либо это. Скорее я хотел подчеркнуть другое: что в проповеди самых первых христиан (и крайне любопытно, что Лука, писавший, как мы полагаем, позже на одно поколение или более, не попытался вставить сюда лучше разработанное «богословие искупления») спасительное деяние Бога прямо, тесно и открыто связывается с библейским повествованием и пророчествами. Вот в чем подлинный смысл фразы «за грехи наши по Писаниям»: в том, что библейская надежда на восстановление Израиля, к которому после того присоединятся другие народы (хотя Деяния 2–3 говорят еще не об этом), начала исполняться через смерть и воскресение Иисуса, и все это кратко можно было назвать прощением грехов – и это выражение действовало и на уровне всего народа, и на малом уровне, на уровне отдельного человека.

Разумеется, был один грех, который требовал покаяния, о чем говорят первые главы Деяний: грех еврейских вождей, которые не признали Иисуса Мессией. Вероятно, именно такой смысл имеют слова высокопоставленных священников и саддукеев, сказавших апостолам: вы «хотите навести на нас кровь Этого Человека» (5:28). В ответ Петр кратко повторяет сказанное им раньше. При этом он не говорит: «Мы знаем об Иисусе, а потому не перестанем проповедовать о нем», – но утверждает нечто иное: «То, что произошло благодаря Иисусу и Святому Духу, есть исполнение пророчеств Израиля». Тем самым он говорит, что суд не вправе обвинять учеников Иисуса в пренебрежительном отношении к священным традициям Израиля:

Бог отцов наших воздвиг Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе: Его Бог вознес по правую руку Свою как Начальника и Спасителя, чтобы дать Израилю покаяние и отпущение грехов. И мы свидетели тому, и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему (5:30–32).

Снова тут говорится о том, о чем говорит благая весть: о новом мире, где прощение грехов освободило Израиль от его рабства. И тут, как и во всей Книге Деяний, уже звучит тема обновленного человеческого призвания. «Мы свидетели», которым Святой Дух помогает участвовать в осуществлении замыслов Бога.

В следующий раз о прощении в Деяниях говорится в более широком контексте, когда к народу Божьему присоединяются неевреи. Петр отправляется в дом Корнилия, где кратко говорит о благой вести (Деян 10). Его речь во всем похожа на то, что он говорил в приведенных выше отрывках, с одним отличием: тут есть слова о последнем суде. Похоже, Лука считал это важной частью проповеди, обращенной к неевреям. И теперь слово «всякий» относится также и к верующим из язычников:

И Он повелел нам проповедать народу и засвидетельствовать, что Он есть поставленный Богом Судия живых и мертвых. Все пророки свидетельствуют о том, что это Он! Всякий верующий в Него получит отпущение грехов именем Его (10: 42–43; см. также 17:31).

Последний раз в Деяниях эта тема звучит в проповеди Павла в Антиохии Писидийской:

Итак, да будет известно вам, мужи братья, что ради Него вам возвещается отпущение грехов, и во всем, в чем вы не могли быть оправданы Законом Моисеевым, всякий верующий оправдывается Им (13:38–39).

Это прямо подводит нас к тому моменту, когда благая весть (и это тоже точное исполнение древних пророчеств) зримо и в полной мере открывается для всего мира (13:46–47). Павел и Варнава, столкнувшись с враждебным отношением к своей проповеди со стороны многих иудеев, заявляют: отвергая благую весть, вы признаете, что «недостойны жизни грядущего Божьего века», а потому мы будем проповедовать язычникам. И тут они приводят слова Исаии 49:6: «Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».

Все это подводит нас к свежему пониманию того, что я называл «целью» благой вести, через свежее понимание того смысла, который первые христиане вкладывали в слова «прощение грехов» (что, разумеется, тесно связано с формулировкой «Мессия умер за грехи наши»). Эта цель не состоит в том, чтобы «отправиться на небо после смерти». Деяния ни разу не говорят об этом. Вся Книга Деяний предполагает, что, во-первых, Царство Божье уже воистину начало действовать через смерть и воскресение Иисуса (1:6; 8:12; 19:8; 20:25; 28:23, 31); во-вторых, что это Царство будет окончательно установлено во всей полноте, когда Иисус возвратится (1:11; 3:21); и что, в-третьих, в грядущем новом мире каждый человек, принадлежащий к народу Божьему, будет воскрешен для новой телесной жизни (4:2; 24:15, 21; 26:23). Эта книга ни разу не говорит о людях, «попавших на небо», – разве что о самом Иисусе в 1:9–11, только его «вознесение» не имеет ничего общего с расхожим представлением о людях, которые «попадают на небеса после смерти», но это его интронизация, начало его царствования над миром (как о том говорится в 1 Кор 15:25). В Деяниях прощение грехов связано не с теми вещами, какие себе представляет большинство современных людей. Цель прощения грехов – и тут, и в других местах – состоит в том, чтобы люди жили в полноте в Божьем мире, нося образ Божий. Причем такая жизнь должна начаться уже сейчас, хотя совершенства она достигнет в грядущем веке.

Кроме того, идея о том, что грех отделил человека от Бога, а благодать восстанавливает их взаимоотношения, не стоит в центре благовествования Деяний – хотя Петр и другие ученики несомненно с этим бы согласились. Они знали слова Исаии 59:2 («Грехи стали преградой меж вами и вашим Богом, из-за ваших злых дел Он отвернулся, не слушает вас») не хуже нас, тем не менее первые христиане не пытались объяснять суть благой вести подобным образом. Они не говорили, что Бог послал нам через Иисуса особый духовный механизм, так что любой человек в любой момент может покаяться, получить от Бога прощение и наслаждаться присутствием любящего Бога. Опять-таки, я не думаю, что первые христиане сочли бы это утверждение ложным, но любопытно, что они так не говорили. Все эти смыслы появились гораздо позже в мире западного благочестия последних веков. Они важны, но не дают нам изначальной и более масштабной библейской картины.

И если мы хотим слышать библейское звучание слов «прощение грехов», нам надо помнить, что все подобные смыслы входят в нечто такое, что гораздо больше, в нечто гораздо более смелое. И именно это большее крайне важно. Более мелкая вещь – что я, грешник, должен познать прощение и любовь Бога на собственном опыте – имеет огромное значение для каждого отдельного человека. Но, как показывает история, эту меньшую вещь слишком легко уложить в платонизированную версию Евангелия, где на первом месте стоит отрешенная духовность в настоящем и отрешенное будущее спасение, начисто отвергающие творение.

Но это просто очередная попытка уменьшить масштаб великой картины. А эта картина говорит о том, что в реальном мире пространства, времени и материи случилось нечто такое, в результате чего все стало иным. К шести часам вечера той пятницы, когда умер Иисус, нечто изменилось – причем изменилось радикально. Небо и земля соединились, создав всемирный «новый храм»: «Бог примирил с Собою мир в Мессии» (2 Кор 5:19).

Этого никто не мог ожидать. Ни один еврей до Иисуса не мог себе представить такого Мессию с такой судьбой. Но воскресение заставило учеников Иисуса все пересмотреть. На смену их первой естественной реакции на смерть Иисуса – она так ярко представлена Лукой в сцене с двумя учениками, направляющимися в Эммаус, – пришло нечто иное: они с удивлением начали понимать, что эти трагические события были неожиданным, но тем не менее точным исполнением древних пророчеств, а потому после смерти Иисуса наконец-то наступил долгожданный новый век. Это не было рождением новой религии. И неверно было бы сказать, что тут верующие освободились от слишком земных надежд древних иудеев и вместо этого обратились к духовной реальности. Произошло нечто более головокружительное: Царство Божье настало «на земле, как на небесах».

В этой новой реальности прощение грехов не было только лишь личным опытом или только нравственным императивом, хотя, разумеется, его надо и пережить, и осуществлять на практике. Так называлось новое состояние бытия, новый мир, мир воскресения – и само воскресение было архетипическим моментом оставления грехов, тем моментом, когда дверь темницы отворена, потому что тюремщик утратил свою власть. Если Мессия не воскрес, говорил Павел, «напрасна вера ваша: вы еще в грехах ваших» (1 Кор 15:17).

Для первых учеников прощение грехов стало фактом, указывающим на то, как устроен мир, оно было укоренено в том, что произошло на кресте, затем явлено через воскресение Иисуса и вступило в действие, при помощи Духа, в преображенной жизни его последователей. Прощение грехов стало долгожданным «новым Исходом». Или, как в 54–55 главах Исаии, которые прямо следуют за вестью о Царстве главы 52 и страданиями «Раба» главы 53, оно стало «новым заветом» и «новым творением». Евангелие было вестью об этой новой реальности.

И эта новая реальность – которую, как прекрасно понимали все первые христиане, трудно было увидеть без веры в воскресение Иисуса, победившее смерть, – должна достичь полноты в грядущем мире нового творения, мире «нового неба и новой земли». Я писал об этом подробнее в других книгах (особенно в «Главной тайне Библии»), так что не буду тут развивать эту мысль. Об этом ясно говорит Послание к Ефесянам 1:10: Бог замыслил соединить в Мессии все небесное и земное.


Скачать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия" - Николас Райт бесплатно


50
5
Оцени книгу:
1 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Внимание