День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия

Николас Райт
50
5
(2 голоса)
1 1

Аннотация: История распятия Иисуса и символ креста даже сегодня, когда принято говорить о кризисе христианства, сохраняют огромную силу влияния на нас и нашу жизнь. А что же на самом деле случилось тогда, 2000 лет назад, и есть ли основания говорить, что в тот день произошло нечто такое, что радикально изменило мир? Когда Иисус из Назарета погиб ужасной смертью на кресте от рук римских солдат, никто не видел в нем героя. Когда его тело спешно клали в гробницу, никто не говорил, что его смерть обернулась чудесной победой, стала героическим мученичеством. Его движение, представлявшее собой разношерстную группу последователей, умерло вместе с ним. Мир не изменился. Еще один молодой вождь был жестоко казнен. Однако, обращаясь к этому дню в свете того, что произошло вскоре после него, последователи Иисуса делали шокирующий вывод: смерть Иисуса стала началом революции.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
389
91
День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Содержание

Читать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия"



Царство по образу креста

Многие евреи той эпохи, отвечая на этот вопрос, сказали бы по меньшей мере три вещи. Во-первых, Израиль необходимо освободить от языческого господства. Во-вторых, Бог Израилев – возможно, через посредничество Мессии – станет повелителем всей земли, так что настанет новое справедливое и мирное правление. В-третьих, Присутствие Божье будет обитать с его народом, так что люди смогут поклоняться ему самым полным и истинным образом. Разумеется, к этому можно было бы еще многое добавить: многие пророчества обретут смысл, многие обетования наконец осуществятся. Но для начала достаточно трех этих вещей. И Книга Деяний рассказывает о том, как эти три вещи получают конкретное воплощение.

Деяния говорят о том, как «по Писаниям» ведут себя люди, чей главный лозунг «прощение грехов», когда они выходят в большой мир провозглашать Царство Божье и владычество Иисуса – а именно это в конце книги делает Павел в Риме (28:31). Но это осуществляется совсем не так, как себе ранее представляли евреи, мечтавшие об освобождении Израиля, низвержении оккупантов и восстановлении истинного поклонения Богу. Деяния утверждают, что это долгожданное освобождение действительно совершилось через Иисуса и Духа, что злые силы были низвержены силой креста и слова Божьего и что могущественное Присутствие Живого Бога поселилось – хотя и не в Иерусалимском храме, но в общине верующих.

Позднее Церковь – особенно на Западе на протяжении последних трех-четырех столетий – с легкостью ухватилась за мысль о том, что такое новое понимание надежды на Царство сделало его духовнее, отказалось от «земных» представлений в пользу «небесных». С какой легкостью некоторые христиане стали думать, что Лука имел в виду отсрочку наступления Царства, так что Иисус ответил ученикам не в смысле (как я предложил): «Да, хотя не так, как вы себе представляете», – но скорее: «Нет, еще не пришло время, но зато вам сейчас я хочу кое-что поручить». Разумеется, окончательная победа Царства еще впереди. Лука об этом ясно говорит: Иисус вернется как Судья и восстановит все (Деян 1:11; 3:31; 17:31). Но, как говорил Иисус во время Тайной Вечери, его смерть и воскресение вводят в мир новый день, реальность Царства (Лк 22:18). Если позднейшие читатели Луки и Деяний сузили смысл такого Царства, думая, что это относится лишь к последнему пришествию Иисуса, в этом виноваты они сами, но не Лука.

Рассмотрим три эти символа Царства в обратном порядке. Во-первых, восстановление истинного поклонения Богу. Деяния (как и Еф 1:10) показывают нам новый Храм, где небеса соединились с землей: Иисус, воскресший человек, взят на небо, тем самым он соединяет в самом себе две сферы благого творения Божьего. (Тут мы сталкиваемся еще с одной важной проблемой, которой посвящена глава 7 «Главной тайны Библии». Мы наивно склонны думать, что в Древнем мире люди представляли себе небо как место в реальном мире, которое находится вверху, и пользуемся такой схемой, чтобы наложить на нее идею о великом разделении между божественным и человеческим, разработанную древними эпикурейцами и их современными последователями. Но стоит нам понять, что «небеса» – это «Божье пространство», а «земля» – «наше пространство», изначально созданные, чтобы пересекаться и взаимодействовать, и что две эти реальности во всей полноте и окончательно соединились в Иисусе, как проблема исчезает. Так всегда бывает с христианским богословием: нам надо начать с Иисуса и строить все наши идеи вокруг него, а не пытаться втиснуть его в наши готовые представления.) Но если небо и земля уже соединились в момент вознесения, так что часть «земли» – человеческое тело Иисуса – в полной мере нашла себе пристанище на «небесах», то теперь это же происходит как бы в противоположном направлении: так, во 2-й главе Деяний мощный ветер Святого Духа обрушивается на учеников. Это один из новозаветных эквивалентов того, что происходило со скинией или Храмом Соломоновым, когда их наполняли облако и огонь Божьего Присутствия.

На этом основано представление о том, что через Иисуса и Духа начинается новое творение. Вместо «микрокосма» Иерусалимского храма сам Иисус и его народ, наполненный Духом, становятся новым Храмом, началом нового мира. Только потому, что они жили в этой новой реальности и опирались на нее, первые ученики Иисуса могли говорить о Царстве так, как будто оно в самом важном смысле слова уже присутствует, хотя в другом смысле, пока продолжают править Ирод и кесарь, явно придет лишь в будущем. Таким образом, первые последователи Иисуса были народом нового Храма, и именно поэтому большая часть споров в Книге Деяний ведется вокруг храмов: эта тема звучит в обвинениях, выдвинутых против Стефана (и его речи в ответ), в главах 6–7, или когда Павел сталкивается с местным культом (Деян 14), с храмами в Афинах и Эфесе (главы 17–19), а затем с Иерусалимским храмом (21:28–29; 24:6; 25:8). И новая жизнь этой новой общины основывалась на поклонении, когда первые ученики возвещали о «великих делах Божиих» (2:11) и старались жить по-новому «в учении апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах» (2:42), так что в их жизни древний Храм и повседневность становились единым целым:

И каждый день единодушно пребывая в храме и преломляя по домам хлеб, они принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и пользуясь расположением всего народа (2:46–47).

Многие последующие сцены в Деяниях говорят о такой новой жизни поклонения и о том, как апостолы, следуя этому новому образу жизни, оказывались, подобно священникам, в неуютных местах, где небо пересекается с землей. Они поклонялись Богу в духе Писания и просили его в молитвах о нуждах, одновременно подвергая себя опасностям и становясь мучениками. Об этом ясно говорят такие сцены, как Деяния 4:24–31. Другой яркий пример – это свидетельство Стефана, когда он увидел Иисуса, стоящего одесную Бога, и затем вместе с Иисусом стал молиться за своих мучителей (7:56–60). Тут ученики по сути действуют как священники. История ранней Церкви в Деяниях – это история о действенном Присутствии и о новом поклонении Богу Израилеву, Творцу мира.

Во-вторых, это надежда на то, что Бог начнет править всем миром. Из поклонения и молитвы растет «свидетельство». И «свидетель» говорит не просто что-то вроде: «Я это пережил, быть может, это и тебе понравится», – но указывает на то, что в мире появилось нечто новое. И это также начинается в день Пятидесятницы, как мы уже видели, когда ученики возвещают удивленным слушателям, что древние пророчества исполнились, что прощение грехов свершилось как реальное событие в пространстве и времени и что Творец, восстанавливающий этот мир, призывает всю вселенную к порядку. Когда они провозглашали Иисуса Мессией Израиля, они тем самым утверждали, что все это уже произошло, и ключ ко всему этому – «прощение грехов». То же происходит в Деяниях и дальше: когда ученики возвещают благую весть, они говорят именно об этом – Филипп, обращаясь к эфиопскому евнуху (глава 8), Петр к Корнилию (глава 10) и так далее. События достигают первой кульминации в главе 12, когда Ирод всерьез намеревается уничтожить церковь, но это ему не удается: сначала ангел освобождает Петра из темницы, а затем Агриппа неожиданно умирает. Лука ясно говорит об этом в своем резюме: Ирод умер, «а слово Божие росло и распространялось» (Деян 12:24). Это замечание касается темы Царства: все царства этого мира оказываются, в конечном счете, бессильными перед Царством Божьим. Властители могут подвергать гонениям и убивать учеников Иисуса, но это – как подчеркивали другие авторы Нового Завета, думая о примере самого Иисуса, – только укрепляло Царство Божье, поскольку это Царство появилось благодаря смерти Иисуса и затем осуществлялось через страдания его последователей.

Мы видим, что Павел устойчиво верил в Иисуса как Господа, понимая, что местные и международные властители и должностные лица в конечном итоге подвластны Мессии. Это одно из оснований миссии Павла для язычников: власти, правившие языческим миром, были низвергнуты, побеждены на кресте (он намекает на это в Первом послании к Коринфянам 2:8 и ясно это говорит в Послании к Колоссянам 2:13–15), так что теперь люди, недавно бывшие в рабстве, призваны подчиниться новому освобождающему правлению Мессии Израиля.

Это не защищало Павла: его избивали, изгоняли из городов, сажали в тюрьму и даже побивали камнями. Царство действует не так, о чем постоянно предупреждал (или это было обетование?) Иисус. Последняя большая цепь событий в Деяниях: суды над Павлом, его путешествие в Рим, кораблекрушение и прибытие в столицу империи – подана так, как будто Лука хотел показать нам парадоксальную природу этого Царства. Власти этого мира – будь то испорченные чиновники, солдаты с их беспричинной жестокостью, некомпетентные мореплаватели, шторм на море или даже ядовитые змеи – не могут помешать Павлу попасть в Рим и, пусть и под домашним арестом, провозглашать там Царство Божье и учить об Иисусе как Господе «со всяким дерзновением беспрепятственно» (28:31).

Всем этим, полагаю, Лука хотел сказать, что через смерть, воскресение и возвышение Мессии Израиля и через действенный дар Духа мир Божий обновился, Царство вступило в силу, а верующие в Иисуса, в которых обитает Дух, сделались царственным священством и своим поклонением и свидетельством являют это Царство. Решительная победа над властями уже была одержана. Революция уже началась.

В-третьих, кроме поклонения (когда верующие прославляют вернувшегося и воцарившегося Бога Израиля) и свидетельства (когда они говорят миру о его подлинном и спасающем Господе), осуществилась и третья надежда на то, что Израиль избавится от языческого гнета. Кто-то может думать, что эта тема перестала звучать в водовороте событий другого плана, но важно понять, что это не так. Когда Иисус, Мессия Израиля, был воздвигнут из мертвых, в его лице Израиль был освобожден от смерти, то есть от последнего оружия любого тирана, от самого основного изгнания под гнетом любого Вавилона. Несмотря на радости миссии среди язычников, эта тема древнего Израиля не была забыта. Иисус на кресте вошел прежде Израиля в уста языческого льва, и это создало передышку, во время которой Петр мог призвать слушателей: «Спасайтесь от этого извращенного рода» (Деян 2:40). «Итак, твердо знай весь дом Израилев, что и Господом, и Мессией сделал Его Бог» (2:36). Тысячи евреев, включая многих священников, поверили этой вести и присоединились к обновленной общине (2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:7; 11:24; 21:21). Вне всякого сомнения, Лука, как и большинство других раннехристианских авторов, видел в мессианской общине, ставившей в центр Иисуса, освобожденный и искупленный народ Божий, для которого и в котором исполнились долгожданные обетования об избавлении от языческого гнета.

Так Лука в виде исторических событий описал ту истину, которая сформулирована в Откровении 1, 5 и 20, о чем мы говорили в четвертой главе. Другие книги Нового Завета говорят о том же самом иными словами. Что же произошло с последователями Иисуса? Нельзя сказать, что у них просто появились новые головокружительные идеи, которыми они стали делиться с теми, кому это интересно. И неверно думать, что они открыли способ покинуть этот испорченный мир и отправиться на небеса и начали рассказывать от этом другим. Нет, они стали общиной поклонения и свидетельства, народом Божьим: «царственным священством» Исхода 19, «Рабом» Исаии 49, людьми, которые, как это мы видим во многих псалмах, поклоняются Богу Израиля и при этом открывают, что он также есть Бог всей земли.


Скачать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия" - Николас Райт бесплатно


50
5
Оцени книгу:
1 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Внимание