Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
321
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



6.4. Анненков Борис Владимирович

Анненков Борис Владимирович

Анненков Борис Владимирович (1889–1927) — войсковой старшина РИА, генерал-лейтенант Сибирской добровольческой армии (армия Колчака).

Родился в Киевской губернии. Из дворян Новгородской губернии, сын отставного подполковника. Внук декабриста, члена Южного общества И. А. Анненкова (1802–1878). Дед — поручик Кавалергардского полка, был приговорен (с лишением чинов и дворянского достоинства) к 20 годам каторжных работ (срок сокращен до 15, затем до 10 лет). Находился в Читинском остроге, а затем жил на поселении в Иркутской и Тобольской губерниях. В 1828 г. обвенчался с французской аристократкой, дочерью полковника наполеоновской армии (погиб в Испании) Прасковьей (Полиной) Егоровной Гебль (1800–1876), которая испросив разрешение императора Николая I, последовала с ним в Сибирь. Только на время венчания с жениха были сняты кандалы. По амнистии в 1856 г. восстановлен в правах, в 1861 г. избран нижегородским уездным предводителем дворянства, в 1865–1868 гг. председателем Нижегородской земской управы.

В 1906 г. Борис Владимирович Анненков окончил Одесский кадетский корпус, в 1908 г. Московское Александровское училище. Служил в 1-м Сибирском казачьем Ермака Тимофеевича полку (1908–1914) — младший офицер 1-й сотни, командир 1-й сотни. Хорунжий (с 09.08.1908), сотник (с 15.10.1911). Прикомандирован к управлению 1-го военного отдела Сибирского казачьего войска (1914).

За непринятие мер к прекращению бунта мобилизованных казаков в сборном лагере под Кокчетавом предан военно-полевому суду и приговорен к 1 году и 4 месяцам заключения в крепости с исключением с военной службы. Наказание отложено до окончания боевых действий (1914).

В одном из источников сообщается, что бунтовщики выбрали Анненкова, который непосредственного участия в выступлении не принимал, своим временным начальником, Анненков лично донёс о случившемся сибирскому войсковому атаману. На требование от прибывшего с карательной экспедицией генерала Усачёва назвать зачинщиков и лиц, причастных к убийству офицеров ответил отказом, заявив, что он офицер, а не доносчик. По обвинению в укрывательстве и бездействии предан военно-полевому суду в числе 80 восставших. Оправдан военно-полевым судом. Вышестоящий окружной военно-полевой суд отменил оправдательный приговор низшей инстанции и приговорил Анненкова к 1 году и 4 месяцам заключения в крепости с ограничением в правах. Отбытие наказания Анненкову заменили направлением на германский фронт.

В 4-м Сибирском казачьем полку (1914–1915), командир 5-й сотни. В свой полк Анненков вернулся в январе 1915 г. Часть почти сразу же попала в окружение. Все старшие офицеры погибли и хорунжий Анненков, взяв командование на себя вывел остатки 4-го Сибирского казачьего полка из окружения в районе города Гродно. Ранен, дважды контужен. Подъесаул (за боевые отличия, с 16.04.1915). Помилован императором (20.03.1916). Начальник рейдового (партизанского) отряда Сибирской казачьей дивизии (с 12.12.1915), действовавшего в тылу противника и созданного по его предложению. Германское командование объявило солидную награду за голову Анненкова.

Есаул (1917). Войсковой старшина (за боевые отличия, с 28.07.1918 со ст. с 10.07.1918). Награжден орденами: Святой Анны IV степени, Святой Анны III степени, Святого Станислава II степени с мечами, Святой Анны II степени с мечами, солдатского Георгиевского креста с лавровой ветвью. Удостоен высшей награды Российской Империи за личную храбрость в бою — золотого Георгиевского оружия с надписью «За храбрость» со знаками орденов Святого Георгия и Святой Анны.

Октябрьская революция застала Б. В. Анненкова и его отряд в Беларуси. Большевистское командование предписало отряду прибыть в Омск для расформирования. Подчиняясь приказу, Анненков в декабре 1917 г. вместе с вооруженным отрядом прибыл на расформирование в Омск, где к тому времени сосредоточились 8 казачьих полков.

Казачество оказалось расколотым: часть его по приказу Совдепа разоружилась. Анненков после отказа подчиниться приказу Совета казачьих депутатов о разоружении был объявлен вне закона.

Возглавил казачью «Организацию тринадцати» в Омске, вскоре переформированную в партизанский отряд (01.1918). Организовал налет на Омский казачий собор, похитив знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых.

12 марта 1918 г. во главе партизанского отряда начал боевые действия против красных и 19 марта взял Омск, но к концу апреля большевики смогли отбить город.

Избран Войсковым атаманом Сибирского казачества, нелегально созванным в станице Атаманской (под Омском) войсковым кругом Сибирского казачества.

С образованием Временного Сибирского правительства в Омске отряд Анненкова был включен в состав отдельного Уральского армейского корпуса (с 26.08.1918 — III Уральского армейского корпуса).

В июне-октябре 1918 г. отряд Анненкова вместе с белочехами Р. Гайды выбил красных из Омска. Затем нанёс поражение отрядам И. Д. Каширина и В. К. Блюхера на Верхне-Уральском фронте и взял Верхнеуральск.

После взятия Уральска и Троицка Б. В. Анненков сформировал 4 полка, артиллерийский дивизион и несколько вспомогательных подразделений. По рекомендации казачьего круга ему было присвоено звание полковника (19.10.1918).

В сентябре 1918 г. вынужден покинуть фронт III Уральского армейского корпуса и жестоко подавил большевистское восстание в Славгородском и Павлодарском уездах. Сначала анненковцы сожгли деревню Черный Дол, затем вошли в Славгород (Алтайский край), при обороне которого погибло 150 красноармейцев. Согласно одному из источников, всего было убито 1667 человек. В Черном Доле изнасиловали 10 женщин, даже 13-летних девочек, а в поселке № 42 были изнасилованы все женщины{6}. Семипалатинская область и Алтайская губерния были «почти сплошь перепороты отрядом Анненкова…». На судебном процессе в Семипалатинске в июле 1927 г. Б. В. Анненков признал, что предотвратить «эксцессы» в обстановке вооруженного столкновения «не было возможности».

Источники отмечают, что Б. В. Анненков всегда сохранял партизанскую самостоятельность, зачастую не выполняя приказы командования. Атаман стремился к своеобразной военной демократии в своих частях. Офицером можно было стать, только пройдя все ступени, начиная с рядового. В его отряде действовали и другие правила. Слово «господин» заменялось словом «брат». На приветствие отвечали словом «привет», на благодарность — «стар», на поздравление — «благодар». На знамени отряда был начертан девиз «С нами Бог» и вышита эмблема в виде человеческого черепа с двумя перекрещенными костями. Анненков не играл в карты и другие азартные игры, не курил, не употреблял спиртное, не был замешан в скандальных любовных похождениях, что выгодно отличало его от многих командиров эпохи Гражданской войны. В партизанской дивизии Анненкова было запрещено употребление спиртного, пьяные изгонялись. «Штаба и свиты у атамана нет, — сообщала одна из газет того времени, — только пишущая машинка и вестовые. За сквернословие на третий раз изгонялись. Образцовая дисциплина, хорошее снаряжение, три рода оружия, преобладают интеллигентная молодежь, казаки и киргизы» (Мое прим.: киргизами в то время называли казахов). Управляющий Военного министерства Сибирского правительства генерал-лейтенант А. П. Будбергдал Б. В. Анненкову такую характеристику: «Этот атаман представляет собой редкое исключение среди остальных сибирских разновидностей этого звания; в его отряде установлена железная дисциплина, части хорошо обучены и несут тяжелую боевую службу, причем сам атаман является образцом храбрости, исполнения долга и солдатской простоты жизни»{29}.

Дисциплину Б. В. Анненков поддерживал, опираясь на военно-полевой суд, состоявший из офицеров, и специальную комиссию, действовавшую на основе дореволюционных законов и приказов штаба Верховного главнокомандующего. Одновременно применялись и внесудебные решения, которые утверждал сам атаман и приводила в исполнение получившая очередной наряд часть. Этому способствовал интернациональный характер отряда. В нем были батальон китайцев и афганцев и сербы. Это укрепляло положение атамана: в случае необходимости китайцы без особого смущения расстреливали русских, афганцы — китайцев, и наоборот.

Самостоятельность и самоуправство Анненкова привели к тому, что глава Сибирского правительства П. В. Вологодский потребовал его смещения. В ответ Исполняющий дела военного министра генерал Сукин заявил, что отряд не выдаст атамана и его можно будет взять только с боем. К тому же он имеет значительные силы. В итоге Совет министров постановил расследовать незаконные действия Анненкова. Его вызвали в Омск, но атаман отказался подчинить свой отряд 2-му Степному сибирскому корпусу, который действовал в Семиречье, и вернулся, захватив с собой около полутысячи новых добровольцев.

15 октября 1919 г. приказом адмирала А. В. Колчака «атаман Анненков за боевые отличия, исключительную храбрость, проявленную в боях 12–14 сего октября, награждается Орденом Святого Великомученика Георгия 4-й степени». Этим же приказом он производится в генерал-майоры.

23 октября 1918 г. партизанский отряд полковника Б. В. Анненкова передан в подчинение атамана Семиреченского казачьего войска и переименован Партизанскую атамана Анненкова дивизию, которая первоначально входила в состав 2-го Степного корпуса.

Дивизия состояла из казаков, мобилизованных русских крестьян, казахов (сведённых в т. н. алаш-ордынские полки), афганцев, уйгуров, китайцев, составлявших отдельный Маньчжурский полк. В докладе начальника Особой канцелярии, выполнявшей функции белогвардейской контрразведки, особо отмечалось, что «китайцы атамана Анненкова наводят на жителей страх и заставляют жителей покидать свои дома». Автор доклада цитирует письмо одного из анненковских солдат: «Из Андреевки все ушли, боялись китайцев Анненкова, которые обращаются не по-человечески (бесчеловечно)».

С января 1919 г. Анненков действовал в Семиречье, в основном на юго-востоке Семиреченской области (Копальский и Лепсинский уезды). Командир II Степного Сибирского армейского корпуса (с 26.11.1919, сменил генерала И. С. Ефтина). Командующий отдельной Семиреченской армией (с конца 1919), созданной из частей II Степного Сибирского армейского корпуса и Отдельной Оренбургской армии

Главной задачей для армии Анненкова была ликвидация Черкасской обороны — сопротивления удерживаемых красными отрядами сел Лепсинского (ныне Саркандский район)) и Копальского уездов. В занятых населенных пунктах Анненков действовал и убеждением, и принуждением. 10 января 1919 г. он издал приказ населению занятого Урджарского района, в котором говорилось: «Вверенный мне отряд прибыл в Семиречье для борьбы с большевиками, для водворения правопорядка, тишины и спокойствия. В отношении населения мы будем держаться совершенно одинаково беспристрастно, будь то казак, крестьянин или киргиз. На старое мною поставлен крест, так как многие из нас были, благодаря своей темноте, в заблуждении. Наказаны будут только те, кто сознательно вел вас к этой разрухе. Но в будущем, предупреждаю, будет жестоко наказан всякий, кто вновь будет замечен в преступлениях против существующего государственного порядка, насилиях, грабежах и других преступлениях.» В занятых войсками Анненкова районах запрещалась продажа спиртных напитков. Виновные в их изготовлении и продаже предавались военно-полевому суду. Анненков распорядился арестовывать на 14 суток пьяных и налагать на них штраф в размере одной тысячи рублей. Своеобразно относился Анненков и к военнопленным: многих он привлекал для службы в своих войсках. Как писал Анненков, красноармейцы принимались в его части, дабы искупить свою вину кровью. Более того, в личном конвое атамана, состоявшем из 30 казаков, половину составляли бывшие пленные красноармейцы, отличившиеся особым мужеством в боях{29}.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание