Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
318
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



6.7. Тугай-бей

Тугай-бей, полное имя Аргын Доган Тогай бей (ок. 1601–1651) — известный полководец и политический деятель Крымского ханства XVII в., представитель племени аргын.

В правление хана Мехмед IV Гирея (1641–1644) Тугай-мирза получил титул бея, как наместник перекопского санджака (округа). Перекопским беем стал между 1642 и 1644 гг.

Должность перекопского бея была одной из важнейших должностей в Крымском ханстве, так как на него была возложена обязанность охраны северных границ. Тугай-бей — единственный из крымских беев имел собственное знамя (хоругвь) и 3-тысячный отряд личной гвардии. Ему подчинялись гарнизон Перекопа и 15-тысячное татарский корпус, а также ногайские орды (Перекопская, Едичкульская, Буджацкая и Очаковская).

Картина польского художника Яна Матейко (Jan Matejko) «Богдан Хмельницкий и Тугай-бей под Львовом»

В январе 1644 г. хан Мехмед IV Гирей организовал крупный поход на южные украинские земли, принадлежавшие Речи Посполитой. Двадцатитысячная крымско-татарская орда под предводительством перекопского мурзы Тугай-бея по Кучманскому шляху вступила на Киевщину и расположилась лагерем под селом Охматовом (окрестности Черкасс). Польское командование успело принять необходимые меры для отражения татарского набега. Польские полки под командованием великого коронного гетмана Станислава Конецпольского, великого коронного стражника Яна Одживольского и князя Иеремии-Михаила Вишневецкого, сосредоточенные под Бузовкой, Ставищем и Корсунем, выступили против татарской орды. 30 января 1644 г. в сражении под Охматовом девятнадцатитысячная польско-шляхетское войско атаковало татарский лагерь. Поляки и реестровые казаки сокрушили татарскую орду, потерявшую убитыми около 4000 человек. Тугай-бей с основными силами смог вырваться и начал отход в степи. Польское командование отправило в погоню за татарами 5-тысячный отряд казацкой конницы. Казаки настигли отступающую крымскую орду во время переправы на р. Синюха и нанесли противнику значительный урон{41}.

Есть мнение, что в 1644 г. Тугай-бей познакомился с Богданом Хмельницким, когда последний приезжал на Перекоп договариваться о выкупе знатных татар после неудачной для них битвы под Охматовым. Существует также точка зрения, что впервые они увиделись в 1620–1622 гг., когда Богдан Хмельницкий находился в плену у татар.

В марте 1648 г. Богдан Хмельницкий прибыл из Запорожья в Бахчисарай, где договорился с крымским ханом Ислям III Гиреем (1644–1654) заключить военно-политический союз против Речи Посполитой. Нужно отметить, что Ислям III Гирей около пяти лет провел в польском плену, хорошо владел польским языком и, видимо, симпатизировал полякам.

В середине апреля 1648 г. Тугай-бей во главе 20-тысячного (по другим данным, 6-тысячного) отряда прибыл на помощь Богдану Хмельницкому на Никитинскую Сечь (укр. Микитинська Січ). Тугай-бей расположился на реке Базавлук, чтобы защитить Сечь от возможного нападения польских войск. 19 апреля на всеобщей казацкой раде Богдан Хмельницкий был избран гетманом Войска Запорожского и предводителем освободительного движения на Украине против Речи Посполитой.

22 апреля 1648 г. Хмельницкий и Тугай-бей выступили из Сечи в поход на Украину. Татары в армии Хмельницкого выполняли роль авангарда, и в походе, и в бою. Они устранили единственное преимущество польского войска перед казаками — наличие мощной конницы.

Польское правительство отправило значительное войско под командованием великого коронного гетмана Николая Потоцкого и польного коронного гетмана Мартына Калиновского в карательный поход против восставших казаков.

29 апреля — 16 мая 1648 г. в битве под Желтыми Водами объединенное казацко-татарское войско под предводительством Богдана Хмельницкого и Тугай-бея окружило и разгромило 10-тысячный польский авангард, в состав которого входили немецкие ландскнехты, под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого. Польское реестровое войско перешло на сторону бунтовщиков.

25–26 мая 1648 г. в сражении под Корсунем Хмельницкий при поддержке татарской конницы Тугай-бея, которая совершила обход и атаковала поляков с тыла, разгромил 20-тысячную польскую армию под предводительством коронных гетманов Николая Потоцкого и Мартына Калиновского. Бегством удалось спастись лишь 1,5 тыс. солдат. В плен попало около восьмидесяти польских сановников, в том числе великий коронный гетман Николай Потоцкий и польный коронный гетман Мартын Калиновский. Вместе с ними были пленены еще 7 тыс. поляков.

Украинский историк Николай Костомаров сообщал о разговоре, состоявшемся между пленным коронным гетманом Потоцким и Тугай-беем. «Может ли устроиться мир между ляхами и казаками?» — спрашивал он Потоцкого. «Из уважения к христианской религии, — отвечал коронный гетман, — Речь Посполитая дарует им мир на справедливых условиях, лишь бы мы знать могли, чего пожелают казаки?». «Во-первых, сказал Тугай-бей, надобно, чтоб вы им дали удельное государство по Белую Церковь, чтоб возвратили им прежнюю свободу, чтобы в городах, замках и селениях ваши старосты и воеводы не имели власти». «Эти условия тяжелы для Речи Посполитой, — сказал Потоцкий, не думаю, чтоб их приняли». «А если Речь Посполитая этого для них не сделает, то вам будет много хлопот, — сказал Тугай-бей, — мы на сто лет присягнули на побратимство с казаками и обещались взаимно стоять против всех неприятелей, не только против польского короля, а хоть бы и самого турецкого султана. Ничего не побоимся в вечном союзе с казаками»{33}.

В соответствии с договором, Хмельницкий забрал себе в качестве трофеев все оружие и боеприпасы противника, а Тугай-бей получил всех польских пленников, которые были отправлены в Крым. По некоторым сообщениям, татары захватили и увели в степь около 200 тыс. пленных.

В мае умер польский король Владислав IV. Выборы нового монарха затягивались, что еще больше усиливало хаос и неразбериху в государстве. В этой ситуации Хмельницкий пошел на переговоры с Варшавой, намереваясь мирным путем достичь желанной цели — широкой автономии для Украины в рамках единого государства. Однако польские магнаты не желали идти на уступки, они хотели силой подавить «бунт черни».

В сентябре 1648 г. поляки собрали новую 40-тысячную армию. После того, как оба гетмана попали в плен, командование было доверено сразу трем именитым шляхтичам: Доминику Заславскому, Александру Конецпольскому и Николаю Остророгу. Высмеивая своих не слишком умелых противников, Богдан Хмельницкий иронично их называл «пирина, дитина і латина».

В сентябре 1648 г. крымский хан Ислям III Гирей отправил на помощь Хмельницкому большую татарскую орду под предводительством каги-султана Керим Гирея и перекопского мурзы Тугай-бея. 15 сентября крымские татары соединились с казацким войском под Староконстантиновом на Волыни. Объединенная 60-тысячная казацко-татарская армия выступила в поход вглубь польских земель. Впереди главных сил с передовым татарским отрядом двигался Тугай-бей. 26 сентября Тугай-бей появился под Львовом, а 28 сентября город осадили основные силы казацко-татарского войска. Хмельницкий вынудил львовских жителей выплатить ему большой денежный выкуп за снятие осады.

13 октября 1648 г. калга-султан Керим Гирей с татарской ордой отправился из-под Львова на Каменец-Подольский, оставив в помощь Хмельницкому Тугай-бея с перекопским отрядом. 14 октября Тугай-бей со своими татарами двинулся из-под Львова на польскую крепость Замостье. 15 октября казацко-крестьянские войска начали свое отступление от Львова на Замостье. 27 октября Тугай-бей и полковник Мартын Небаба с татарско-казацким авангардом подступили к Замостью. Вскоре к крепости подошли основные силы казацкого войска, которые осадили Замостье. Но уже в середине октября Богдан Хмельницкий заключил перемирие с новым польским королем Яном II Казимиром Вазой и отступил из-под Замостья.

Уже при взятии Львова Богдан Хмельницкий стал вести двойную игру. Он отправил послов в Москву для ведения переговоров и заключил мир с поляками, когда победа была на стороне объединенных сил казаков и татар, не уведомив об этом татар. Кроме того, Тугай-бей не получил обещанных трофеев и ни талера из двухсоттысячной контрибуции, полученной Хмельницким со стороны Польши{2}, что оскорбило последнего. Тугай-бей захватил пленников на Левобережье и вернулся в Перекоп.

Имеется информация (дневник Миколая Емёловского, польского жолнера), что Тугай-бей погиб в битве под Замостьем{40}.

Согласно татарскому героическому эпосу летом 1651 г. перекопский мурза Тугай-бей принимал участие в походе Ислям III Гирея на Украину (в письме, адресованном украинскому гетману, великий визирь Османской империи Меллит Ахмет-паша сообщал о том, что султан дал указание крымскому хану об оказании военной помощи Украине{33}). 30-тысячная крымско-татарская орда соединилась с казацкими полками Богдана Хмельницкого (около 100 тыс. человек) и предприняла поход вглубь польских земель.

Правительство Речи Посполитой пыталось представить войну с казаками Хмельницкого как войну за веру, за католическую церковь. Сам Папа Римский незадолго до сражения под Берестечком прислал польскому королю меч в золотых ножнах и знамя, а также благословил его на борьбу со схизматиками — так называли католики приверженцев православной церкви. Не остался в стороне и Константинопольский патриарх, называвший в своих письмах Хмельницкого «воителем за православную веру».

Польская армия численностью свыше 150 тыс. человек, состоявшая из польской шляхты и немецких наемников, во главе с королем Яном II Казимиром встретила казацко-татарское войско под Берестечком. Поляки построили свои войска в соответствии с немецкой военной наукой и поскольку такой способ обороны не был знаком казакам и татарам, отразили все их атаки. Кроме того, против татар они выставили пушки, которые заряжались не только ядрами, но и шрапнелью. В результате артиллерийского огня Тугай-бей был смертельно ранен в первые дни сражения. Хмельницкий сильно горевал об этом: «…Тугай-бей близок мне, он мой брат, моя душа…». Кроме того, погиб еще один из командиров крымских татар Амурат, а сам хан Ислам III Гирей после того, как одно из ядер разорвалось недалеко от него, чуть не погиб. После этого, хан Ислам III Гирей дал команду татарам уходить с поля боя. Он захватил в качестве заложника Богдана Хмельницкого, пытавшегося уговорить хана остаться. Казацкие командиры, оставив на поле боя обоз и артиллерию, также вывели свои отряды.

Действия хана Ислама III Гирея привели к тому, что в начале 1654 г. союз между казацкой Украиной и Крымским ханством был окончательно разрушен. Хмельницкий перешел под протекцию Москвы, а крымские татары стали союзниками поляков{34}.

Крымские аргыны, видимо, не имеют никакого отношения к казахским аргынам. Согласно архивным данным они являются потомками арабов из Ирака. Первоначально они назывались «айрчин» (крымскотатар. «залив»), которое затем заменили на «аргын». Аргын переводится «помесь, басмал, метис». В Крыму татары называли аргынами мусульман, имеющих косвенное отношение к Орде{25}. Аргыном тюрки некогда называли лошадь, полученную от породистого жеребца и беспородной кобылы, гибрида яка и крупного рогатого скота.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание