Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
318
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



3.7. Хан Тохтамыш, Дмитрий Донской и Куликовская битва

В XIV в. в Орде началась «великая замятня». В 1359 г. был убит хан Бердибек, убивший всех царевичей по линии Бату (12 человек), имевших право на престол Золотой Орды. Поскольку законных наследников не было в борьбу за престол включились представители других линий из потомков Джучи. В результате за два десятка лет в Орде сменилось 25 ханов. Основным выгодополучателем в данной ситуации оказался Мамай, зять Бердибека, занимавший в Орде второй по значимости пост — беклярбек. Поскольку Мамай не был чингисидом, он не мог стать ханом Золотой Орды, но обладая огромной властью он назначал Орде ханов-марионеток, создал свою Мамаеву Орду в Крыму, диктовал свою волю Москве, Рязани и даже Великому княжеству Литовскому.

«Великую замятню» в 1380 году прекратил хан Тохтамыш{10}.

После того, как власть в Орде сосредоточил в своих руках Мамай, Дмитрий Донской и его наставник митрополит Алексий (друг хана Джанибека и ханши Тайдулы), трезво оценив ситуацию признали его власть. Князь Дмитрий очередной ярлык на великое княжение, то есть на власть над Русью, получил из рук Мамая.

К 1380 г. политическая картина в Орде изменилась. Законным преемником золотоордынского трона стал, поддержанный Тамерланом, Тохтамыш — хан Синей Орды, владения которой простирались в нынешней Западной Сибири, Северном Казахстане, по бассейну Ишима, Иртыша и Оби.

Дмитрий порывает с Мамаем и переходит на сторону Тохтамыша, который провозглашен на Руси «царем Тохтамышем». Это, по мнению С. Баймухаметова, нарушило планы Мамая и католической церкви. Поэтому в поход на Русь отправились Мамай и великий князь Литовский Ягайло, принявший католичество{10}.

В тот период, католическая церковь вела наступление на Русь с севера через Литву, а с юга — из Крыма. В двухтомном труде германского историка Эдуарда Винтера «Россия и папство» сказано, что Ватикан планировал «завоевание Руси при посредстве Литвы… Во имя пап и с их благословения. Литовские князья действовали так усердно, что образовавшееся Великое княжество Литовское на 9/10 состояло из областей Древней Руси… При Клименте VI Литва заняла центральное место в планах захвата Руси»{10}.

Великий литовский князь Ольгерд перед смертью предпринимал два похода на Москву, а в перерывах между ними всячески поддерживал Тверь в ее постоянной вражде к Москве. Тверь не присоединилась к Дмитрию на Куликовом поле потому, что была союзницей Литвы. Потому что за пять лет до Куликова поля московские войска Дмитрия вели осаду Твери.

В Крыму в XIII в. возникла мощная генуэзская колония — города Кафа (Феодосия), Чембало (Балаклава), Солдайю (Судак). Золотая Орда к тому времени утратила власть над Крымом, а Мамай, ставший там «царем», опирался на финансовую мощь этих городов, стоящей за ними Генуи и, соответственно, на папство.

В сказаниях о Куликовской битве с точностью указываются наёмники в армии Мамая, в том числе и «фряги» — то есть итальянцы из генуэзских колоний в Крыму, а также говорится о замыслах Мамая: «Когда войду в Русь и убью их князя, то какие грады прекрасные подойдут нам, там сядем и будем Русью владеть». Это, как полагает С. Баймухаметов, подтверждает, что Мамай к политике Золотой Орды никакого отношения не имел, и действовал как против её воли, традиций, законов и интересов. Золотая Орда никогда не прибегала к услугам наёмников, никогда не завоевывала и не стремилась завоевать Русь. Двести пятьдесят лет, со времен Батыя и Александра Невского, они сосуществовали рядом, на правах сюзерена и вассала. Со всеми конфликтами, набегами, походами, участием в усобицах удельных князей, однако без завоевания. Очевидно, что Мамай тут выполнял волю своих западных союзников{10}.

Но общие планы крестового похода совпадали и с личными устремлениями и планами Мамая. С приходом Тохтамыша он оставался «не у дел». После того, Дмитрий порвал с ним и поддержал Тохтамыша, надежды на сохранение хотя бы влияния на Орду и «испарились». В Крыму Мамай не чувствовал себя полноправным хозяином, потому как там правили деньги генуэзских купцов (Доказательство — дальнейшая судьба Мамая. После поражения от Дмитрия на Куликовом поле и на Калке — от Тохтамыша, он бежал в Крым, где его и убили при неизвестных обстоятельствах).

Поэтому, по мнению С. Баймухаметова, Мамай хотел перенести свою ставку в Москву. В связи с чем, он заключил союз с Олегом Рязанским и Ягайло, чтобы до прихода Тохтамыша «там сесть и Русью владеть», разделив её. Олег Рязанский в письме к Ягайло загодя расписывает, кому что достанется: «Ныне же, князь, пришло наше время!.. Царь даст тебе град Москву, да и иные грады, прилегающие к твоему княжению, а мне даст град Коломну, да Владимир, да Муром, что стоят близко к моему княжению»{10}.

Три армии — рязанская, литовская и мамаевская — вышли в поход, абсолютно уверенные в успехе. Прежде всего потому, что они опережали Тохтамыша — Тохтамыш со своей армией не успевал ни к Сараю, ни к Москве, ни к Куликову полю.

Но к битве на Куликовом поле на один переход опоздала армия Ягайло, потому что шла через покоренные литовцами черниговские и новгород-северские земли, население которых всячески ей препятствовало (Ягайло шел к Куликову полю с юго-юго-запада, от Киева. Ставка Ягайло, а затем Витовта была в Киеве, который в те времена являлся одним из главных городов Великого княжества Литовского).

Опоздал к битве, по неизвестной причине, и Олег Рязанский.

Разбив Мамая, князь Дмитрий отправил послов «со многими дарами к царю Тохтамышу». Затем Тохтамыш добил Мамая в сражении на Калке и немедля отправил послов к «Дмитрию и всем русским князьям». С известием, «как супротивника своего и их врага Мамая победил».

«Супротивника своего и их врага». Общего врага. Так гласят не до конца «отредактированные» и потому малоизвестные Симеоновская и Рогожская летописи (До сих пор на раке с мощами Дмитрия Донского в Архангельском соборе Кремля укреплена табличка с надписью, что Дмитрий на Куликовом поле воевал с Золотой Ордой).

С. Баймухаметов полагает, что русские, разбив Мамая и сохранив трон Золотой Орды для законного хана Тохтамыша, тем самым отстояли себя, свою государственность и православную веру, поскольку главным союзником Мамая был Ягайло, то есть за Мамаем стояла католическая Литва, через которую шло наступление Римской церкви. А русские князья, объединенные вокруг Дмитрия Донского, и православные иерархи считали своим сюзереном законного хана Золотой Орды «царя Тохтамыша»{10}.

Дмитрий Донской, как и Александр Невский, причислен Русской православной церковью к лику святых. То есть церковь точно знала, что князья-воители, во всем опиравшиеся на «поганых татар», защищали прежде всего православную веру от католической экспансии Запада. Церковь точно знала, что «поганые татары» — боевой щит православной веры в течение трех веков средневековья, трех веков становления Русского государства.

После смерти Тохтамыша в Орде вновь началась смута. Но Московская Русь уже окрепла. Менее чем через век Золотая Орда распалась сама собой, и вассальная зависимость от нее отпала. А затем уже Русь заняла на этих огромных пространствах главенствующее положение{10}.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание