Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
318
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



К июню 1919 г. белые войска смогли организовать наступление, добившись к августу временных успехов. Черкасская оборона пала. Три роты красноармейцев во главе с командирами сдались в плен, часть их затем приняла участие в боях в составе анненковской дивизии.

Однако перелом в пользу Красной армии, происшедший летом 1919 г. по всему Восточному фронту, сказался и на положении дел в Семиречье. Главная опора белых — город Семипалатинск — 10 декабря был занят частями Красной армии. Командование белых войск пыталось организовать сопротивление разрозненных частей, но изменить ситуацию в свою пользу уже не могло. 29 февраля 1920 г. командование Красной армии предъявило Б. В. Анненкову ультиматум с требованием сложить оружие, однако он отказался.

В начале 1920 г. в армию Анненкова влились остатки Оренбургской армии генерала А. И. Дутова. Из 20 тысяч бойцов Дутова через голодную степь в Семиречье прошли 11–12 тысяч. При этом 90 % из них были больны тифом, что ослабило силы белогвардейцев. К тому же, согласно ряду источников, анненковцы недоброжелательно относились к оренбуржцам, грабили их.

Красноармейская разведка доносила, что в сотнях Анненкова нет орудий и пулеметов, «патронов на людях от 20 до 60: Штадив имеет зеленый флаг с белым черепом и костями и надписью „С нами Бог“».

В результате наступления частей большевистского Туркестанского фронта к концу апреля были заняты основные населенные пункты Семиречья.

Информация об обстоятельствах ухода Анненкова в Китай противоречивая.

Согласно одному из источников, в ночь на 25 марта 1920 г. Б. В. Анненков в сопровождении 4 тысяч бойцов и отступавшего населения ушел за границу, объявив специальным приказом о прекращении вооруженной борьбы и праве каждого солдата и офицера самостоятельно определить свою дальнейшую судьбу.

Принявший от него командование полковник Асанов приказал оставшимся силам Семиреченской армии «считать себя войсками РСФСР» и ожидать распоряжений командования Красной армии{8}.

Согласно другим источникам, Анненков с 5-тысячным (по другим данным, 18-тысячным) отрядом отошёл к китайской границе, обосновавшись у перевала Сельке, которое назвал «Орлиное гнездо». В Ярушинской бригаде, драгунском полку и сербских частях вспыхнуло восстание тех, кто не желал уходить в Китай, откуда Анненков планировал продолжить борьбу с большевиками, подавленное с исключительной жестокостью.

В апреле 1920 г. от дивизии Анненкова отделился и ушёл к Дутову 1-й Оренбургский казачий полк войскового старшины Н. Е. Завершинского. Причиной этого называют то, что на перевале Чулак анненковцы убили около сорока семейств офицеров из оренбургского отряда и беженцев, при этом женщины и девочки от 7 до 18 лет ими были изнасилованы, а затем зарублены. По одной из версий Анненков сам приказал 1-й сотне Атаманского полка, сотнику Васильеву отдать всех женщин в распоряжение партизан и киргизов, а мужчин перебить. Оренбуржцы узнали о совершенном преступлении. Завершенский под угрозой револьвера заставил атамана выдать преступников. Оренбуржцы арестовали Шульгу, Ганагу и ещё трёх-четырёх человек. Были вызваны добровольцы их порубить. Рубка этих людей происходила на глазах всего отряда. После этой казни полк немедля снялся и пошёл в Китай, не желая оставаться в отряде. Вслед полку анненковцы дали несколько выстрелов из орудий, к счастью, не попавших в цель… Позднее по приказу генерала Дутова произвели дознание в управлении эмигрантами. Васильева поймали, арестовали, и он погиб голодной смертью в том же Оренбургском полку уже в Китае.

В конце апреля 1920 г. Анненков с остатками отряда в 700 человек ушел в Синцзян. Есть информация, что все солдаты, отказавшиеся уходить в Китай, были убиты.

Отступившие в Китай белые войска оказались в сложном положении. Уже в мае — июне 1920 г. значительная часть войск (около пяти тысяч человек с учетом военнослужащих из отрядов генерал-лейтенанта А. И. Дутова) с согласия Урумчинского генерал-губернатора вернулась в Советскую Россию.

По требованию китайских властей части атамана Анненкова вынуждены были разоружиться, что, впрочем, они выполнили лишь частично. В Китае остро встали вопросы продовольственного и финансового снабжения войск и населения, пришедшего вместе с Анненковым в Синьцзян. В условиях недостатка продовольствия военнослужащие частей Б. В. Анненкова вынуждены были заниматься самовольными реквизициями и даже грабежами. Анненков втайне от китайских властей закупал оружие и боеприпасы, пытаясь восполнить нехватку оружия после его сдачи китайским властям. В своем отряде он поддерживал строгую дисциплину. Анненков писал: «…нам, интернированным войскам, должно держать себя как можно строже, чтобы те все грязные наветы и ложь, которые на нас возводят, не имели бы подтверждения». Он пытался сохранить свой отряд и совершить с ним поход в Индию.

В армии Б. В. Анненкова к моменту перехода границы служило много добровольцев — подданных Китая: китайцев, киргизов, казахов, таранчей (таранчинцев). Вскоре после пересечения границы отдельный Маньчжурский полк, входивший в армию Анненкова и состоявший из граждан Китая, был без его согласия выведен из его подчинения и переподчинен командующему войсками Илийского района генерал-лейтенанту Ян-Фу-Ся. Это возмутило Анненкова и привело к осложнению отношений с китайским руководством.

Не способствовало нормализации отношений и жестокое отношение калмыков к лошадям из табунов Анненкова, а затем передача им лошадей отряда.

В марте 1921 г. Анненков был арестован китайцами и посажен в тюрьму г. Урумчи. Китайцы добивались от него передачи вывезенных из России ценностей. Освобожден в 1924 г.

7 апреля 1926 г. Анненкова захватил командующий 1-й Китайской народной армией маршал Фэн Юйсяном и за крупное денежное вознаграждение передал чекистам, действовавшим на территории Китая, после чего его через Монголию вывезли в СССР. По одной из версий Анненков вместе с генерал-майором Н. А. Денисовым был захвачен в гостинице «Калган» группой во главе со старшим советником Фэн Юйсяна господином Лином — известным советским военачальником В. М. Примаковым.

Чтобы скрыть факт выдачи Анненкова китайцами, в СССР распространялась версия о добровольном переходе границы и сдаче Анненкова советским властям, а также об отречении его от прежних взглядов.

Процесс по делу Б. В. Анненкова и Н. А. Денисова начался 25 июля 1927 г. в Семипалатинске. Анненков и Денисов обвинялись «в том, что с момента Октябрьской революции, находясь во главе организованных ими вооруженных отрядов, систематически с 1917 по 1920 год вели вооруженную борьбу с Советской властью в целях ее свержения». Многие обвинения были ими убедительно опровергнуты. В частности, не получило документального подтверждения обвинение Анненкова в расстреле бойцов из своих отрядов, пожелавших вернуться в Советскую Россию. В обвинительном заключении говорилось: «…Мы судим Анненкова за монархизм в мыслях, конкретно проявляемый в действиях, за крайне опасные действия по восстановлению царского режима». По приговору военной коллегии Верховного Суда СССР 24 августа 1927 г. генералы Анненков и Денисов были расстреляны{4}{27}{29}.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание