Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
321
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



4.38. Тухачевские

Согласно «Общему гербовнику дворянских родов Всероссийской империи», родоначальник фамилии Тухачевских Индрис[12], а по крещении названный Константином, выехал к великому князю Мстиславу Владимировичу, в Чернигов из Цесарских земель. Происшедшие от сего Индриса Богдан и Тимофей Григорьевы дети, от великого князя Василия Васильевича пожалованы вотчинами и селом Тухачевским, и потому великий князь прозвал их «Тухачевскими». В XVI и XVII в. Тухачевские служили по Брянску, а во второй половине XVII в. были стольниками, стряпчими и т. п. Николай Сергеевич (1764–1832) был тульским губернатором; его сын Николай Николаевич — наказным атаманом Донского казачьего войска (1846). Род Тухачевских внесен в VI часть родословной книги Московской губернии{171, с. 10.}.

Этот же Индрис считается предком Толстых, Дурново, Даниловых, Васильчиковых.

В соответствии с официально признанной родословной в 6-й части Дворянской родословной книги дворян Московской губернии, Тухачевские происходили от графа Индриса «приписанного в Чернигове в княжестве великого князя Мстислава Владимировича, из цесарской семьи. Там (Индрис) крестился, приняв имя Константина. У Константина сын Харитон. Внуки Индриса: Андреян, Осип, Иван, Карп. Андреян и Карп приехали в Москву. От Андреяна и Карпа пошли роды»{150}.

И. В. Проваленкова (2013) отмечает, что официальные документы, подтверждающие вышеприведенную информацию, отсутствуют. Во-первых, в великокняжеских «духовных грамотах» (завещаниях) XIV и XVI вв. упоминается «Тухачева волость», «Тухачев стан», но села Тухачевского нет. Во-вторых, упомянутая «Тухачева волость», начиная с 1327 по 1536 гг. принадлежала представителям великокняжеского семейства, а не Тухачевским. Следовательно, они могли получить ее не ранее 1536 г. В-третьих, в документах XVII–XVIII вв., весьма подробно свидетельствующих о всех «вотчинах», «поместьях» и «дачах», полученных Тухачевскими от русских царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, нет и намека на то, что у них были когда-либо земельные владения в Московском уезде, в Тухачеве. Хронология всех земельных владений Тухачевских, полученных ими от «царей и великих князей Московских», начинается с 1625 г.{145, с. 125}.

По мнению И. В. Проваленковой (2013), Тухачевские могут иметь польское происхождение. Косвенно на это указывают несколько признаков: 1) принадлежность Тухачевских к древнему польскому гербу «Гриф, Свобода» и к четвертой разновидности герба Гедиминовичей «Погоня»; 2) имена отцов Тухачевских, получивших от царя Михаила Федоровича поместья на территории Орловской губернии в 1625–1628 гг.: Евстафий (Евстахий, русифицированные Остафий, Остап) и Игнатий (Игнац, Игнаци), характерные для традиционного «польско-католического» именослова. В перечне имен русских служилых людей и дворян в XVII в. эти имена встречаются, но весьма редко; 3) в сохранившейся родословной Даниловых от 1771 г., выводивших себя от Индриса, у его сыновей были языческие имена Литвинус и Земодент, указывающие явно на их литовское происхождение из Земгалии{145, с. 125}.

Ряд исследователей выводит фамилию «Тухачевский» из тюркского «тухачи» — «знаменосец»{40, с. 327}.

Селение «Тухачев» существовало в первой трети XIV в., задолго до появления фамилии Тухачевских. И в основе его названия, скорее всего, лежит тюркское слово «тухачи». По мнению И. В. Проваленковой, фамилия Тухачевский, «в свою очередь, была производной от этого названия, т. е. от названия населенного пункта, который был дан им в вотчину. Тухачева волость, или Тухачев, видимо, первоначально принадлежала какому-то татарскому „тухачи“, т. е. „знаменосцу“ в XIII- начале XIV вв., как „Тухачева волость“, т. е. „владение Тухачи“. Вполне возможно, что родоначальник Тухачевских сам являлся неким „тухачи“, т. е. „знаменосцем“: это могло быть его прозвище по должности или он в самом деле был татарским „тухачи“. Дети его, приняв православие, стали именоваться „Тухачевыми детьми“ или „Тухачевыми“. Такой вариант фамилии Тухачевских встречается во второй половине XVI в. Среди смоленских детей боярских числился в 1582 г. Афанасий Федорович Тухачев. Пребывание в полонизированной русско-польско-литовской среде „смоленской шляхты“ могло привести к изменению фамилии Тухачев на ее полонизированную форму — „Тухачевские“. В таком случае можно полагать, что родоначальник Тухачевских принадлежал к так называемым „литовским татарам“, каковые также составляли определенную часть „смоленской шляхты“»{145, с. 125}.

По Н. А. Баскакову имя Индрис происходит от арабского имени Идрис, основой которого является имя Андрей (греч. мужественный, храбрый), распространенного у тюрков. Поэтому и фамилия Тухачевский происходит от какого-либо звания или прозвища тюркского происхождения, т. к. для её основы Тухач нет иных этимологий, кроме тюркских. По его мнению, фамилия Тухачевский может происходить от тюркского слова тухачи (tujacy) обозначающего «знаменщик, знаменосец; вестник, рассыльный». Он предполагает, что первый носитель прозвища тухачи, получил его по своей функции в воинских соединениях Золотой Орды, а затем от прозвища произошло название села Тухачев (Тухачево). (Деревня с таким названием до сих пор не обнаружена). Не исключено также происхождение фамилии от тюркского слова тухач «род хлеба, пирог с говядиной»{31, с. 201–203}.

И. В. Проваленкова допускает также финно-угорскую и славянскую этимологии фамилии «Тухачевский». «В XVII в. она произносилась и писалась также в варианте „Тукачевские“. Тогда в основе ее могло быть слово финно-угорского происхождения „тукач“, что означает „сноп, связка, охапка соломы или льна“. Но, возможно, слово „тукач“ происходит от общеславянского „тук“ — „жир, сало“. Часто фамилии представителей „смоленской шляхты“ из старых дворянских родов, скорее всего русского происхождения, но полонизированных, имели как бы два варианта — „русский“ и „польский“, а то и двойной характер. Примером тому могут служить: Азанчеевы-Азанчевские, Потемкины- Потемковские, Тимашевы-Тимашевские, а также Тухачевы-Тухачевские или Тухачи-Тухачевские. Даже если Тухачевские и не принадлежали изначально к польскому или литовскому дворянству, то к началу XVII в., находясь в составе так называемой „смоленской шляхты“, видимо, подверглись заметной „полонизации“. В этом смысле есть основания считать их также представителями „польского“ дворянства, перешедшего на службу к великим князьям и царям московским, принявшими православие, и обрусевшими, во всяком случае, в первой четверти XVII в.»{145, с. 125}. Косвенно, по мнению И. В. Проваленковой, на это указывает то, «что другая известная „смоленская фамилия“ Потемкиных, выводившая себя от польского шляхтича Потемковского (XVI в.), так же, как и Тухачевские, принадлежала к 4-му варианту герба „Погоня“. Этот дворянский род, в польском происхождении которого у исследователей имеются серьезные сомнения, тем не менее, тоже был в XVI–XVII вв. сильно „полонизирован“»{145, с. 125}.

Выше упоминалось, что Индрис — предок Тухачевских, также считается предком Толстых, Дурново, Даниловых, Васильчиковых. Гербы всех этих 4-х фамилий объединяют общие признаки: ключ, стрелы, ятаган, крыло, характерные для гербов фамилий, имеющих тюркское происхождение. Герб Тухачевских отличен и имеет сходство с польскими гербами Гриф и Погоня IV.

Поскольку Мстислав Владимирович, при котором предок Тухачевских якобы выехал из цесарской земли в Чернигов, был черниговским князем в 1026–1036 гг., то Индрис не мог иметь венгерское происхождение. В то время Венгрия в «цесарскую землю» (Священная римская империя германской нации), будущую Автро-Венгерскую империю не входила, и сама Австрия не была даже герцогством. Версия Толстых о появлении Индроса в Чернигове в 1353 г. также не может быть принята, поскольку в 1352 г. на Руси появилась чума («черная смерть»), бушевавшая в течение 15 лет.

В Истории русских родов приезд чужеземца в год черной смерти, в Москву, поражённую эпидемией и тем более из Чернигова, уже сто лет не имевшего жителей и преданного забвению, считают нелепостью. Имя мнимого немца Индриса, по мнению авторов Истории русских родов, скорее всего, Тенгри, в православии названного Леонтием. В то время в Золотой Орде, после смерти хана Джанибека (ум. 1357 г., сын Узбек-хана) была большая смута. Одиннадцать сыновей хана были убиты, и ордынская знать, близкая к умершему хану, вынуждена была бежать. Индрис-Тенгри, возможно, жил в Ростове или Ярославле, где в XIII и XIV вв. правили князья Константины и Федоры, где и был крещён. На это указывают имена сыновей и отца, одноименного с ростовским епископом Леонтием{93}.

Б. В. Соколов, считает, что Индрис (Индрос) мог реально существовать. В русских летописях и грамотах встречается несколько человек с похожим именем Индрик и все они выходцы из Скандинавии. Так, в конце XVI в. упоминаются шведские воеводы Индрик Ирик (Хейндрек Эйрик) и Индрик Бискупов, разбитые русскими казаками, в 1558 г. к Ивану Грозному послом из Ливонского ордена прибыл Индрик. Поэтому, предок Тухачевских и Толстых мог быть скандинавского происхождения и иметь имя Хейндрек. Он мог служить в Великом княжестве Литовском, где его имя приобрело литовское окончание, а на Руси трансформировалось в Индроса-Индриса. Индрис и его потомки могли породниться с литовскими татарами (возможно, уже на Руси — с выходцами из Золотой Орды). Окончание фамилии — ский, также указывает, что Тухачевские, выходцы из Литвы{160}.

В заметке о роде Толстых отмечалось, что у праправнука Льва Толстого определена Y-хромосомная гаплогруппа I1-M253, характерная для Скандинавии. Однако она с частотой 75 % обнаружена у башкирскорго клана Гирей и с меньшими частотами у других тюрко- и финно-угроязычных популяций Поволжья{26}. Поэтому Индрис может быть тюркизированным потомком скандинавов, выехавшим на Русь из Орды. Вполне возможно, что это потомки остготов, вошедших в состав гуннов и мигрировавших с ними из Западной Европы в степи Восточной Европы.

Тухачевский Михаил Николаевич{209}

Тухачевский Михаил Николаевич (1893–1937) — советский военачальник, Маршал Советского Союза (1935). Родился в имении Александровское Дорогобужского уезда Смоленской губернии. В Российской императорской армии с 1912 г. С июля 1914 г. — подпоручик лейб-гвардии Семеновского полка. В Первую Мировую войну до плена 19.02.1915 г. награждён 5-ю орденами. В лагере для военнопленных познакомился с Шарлем де Голлем.

В октябре 1917 г. вернулся в Россию, назначен командиром роты в Семёновском полку. В марте 1918 г. вступил в Красную армию. Назначен командующим создаваемой 1-й армии Восточного фронта. Около Симбирска потерпел поражение от войск полковника В. О. Каппеля. Позже провел успешную операцию по взятию Симбирска и участвовал в других успешных операциях РККА. В советско-польской войне советские войска под его командованием потерпели поражение под Варшавой. Командовал войсками, подавлявшими восстание Булак-Булаховича, гарнизона Кронштадта, в Тамбовской губернии, где применил против крестьян химическое оружие, артиллерию и авиацию. Отдал приказ о взятии крестьян в заложники и их расстреле.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание