Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
295
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



– Если бы это послание было подписано президентом Рузвельтом, то я нисколько не усомнился бы в искренности его чувств к нашему народу. Но вот господин Трумэн не вызывает у меня большой уверенности в этом. Чего стоит его поведение при приеме товарища Молотова. Действительно нужна новая встреча глав правительств союзных держав. Хочется поближе посмотреть на нового американского президента Трумэна, познакомиться с его программой.

Генерал армии Антонов медленно, в раздумье опустил перед собой документ:

– Президент Трумэн постарается установить самые тесные контакты с премьером Черчиллем, товарищ Сталин. Советской стороне придется учитывать неизбежность образования такого блока в предстоящих переговорах.

– Такой блок уже существует, товарищ Антонов, – согласился Верховный. – Если американцы все же разоружают сдавшиеся им немецкие части, то англичане не делают и этого. Тут определенно преследуется антисоветский умысел. Надо обратить внимание товарища Жукова на этот факт.

– Главное разведуправление занимается проверкой подобных фактов, товарищ Сталин, – доложил начальник Генштаба. – Но чтобы предъявить английской стороне обоснованные претензии, требуется еще установить точные места дислокации немецких частей. Сейчас они спешно отводятся на запад, все дальше от демаркационной линии.

– А что докладывает Конев о ситуации в районе Праги? – круто переменил тему разговора Верховный. – К исходу дня танкисты Лелюшенко или Рыбалко смогут ворваться в столицу Чехословакии и спасти восставших?

– Нет, такой уверенности не чувствуется у командования 1-м Украинским фронтом, товарищ Сталин, – заявил Антонов. – Скорее всего, это может произойти завтра, уже после подписания в Берлине акта о капитуляции Германии. Маршал Конев сейчас находится в Дрездене.

– Завтра так завтра, – легко согласился Верховный, но тут же добавил: – Важно только не допустить прорыва группировки Шернера к американцам. Надо взять в плен или разбить его войска. Напомните об этом товарищу Коневу.

Весь день 8 мая в Берлине кипела напряженная работа по подготовке знаменательного события – подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии. Штаб 5-й ударной армии генерал-полковника Берзарина в Карлхорсте стал центром этой подготовки. Назначенный Ставкой представителем Верховного Главнокомандования советских войск для подписания акта, маршал Жуков отдал накануне все необходимые распоряжения: подготовить помещения к церемонии подписания документа и приема участников; привести в порядок летное поле аэродрома Темпельхоф; организовать охрану маршрута движения кортежей автомашин с делегациями союзников и немецкой делегацией в восточный пригород Берлина; подготовить почетный караул.

Первым в Темпгельгоф прибыл самолет из Москвы. Он доставил в Берлин заместителя наркома иностранных дел Вышинского, который был назначен политическим советником маршала Жукова. Доставленные им документы к подписанию акта о безоговорочной капитуляции Германии, отпечатанные на русском и английском языках, нужно было еще согласовать с уполномоченными представителями Верховного Командования союзников, а также ознакомить с ними делегацию вооруженных сил поверженного противника. Дел предстояло много, и Вышинский тут же уехал в Карлхорст.

В полдень для встречи союзных делегаций на аэродром прибыл заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом генерал армии Соколовский. Его плотным кольцом сразу окружили советские и иностранные журналисты. Но их многочисленные вопросы он упредил словами:

– Каждому овощу свое время. Не торопитесь, товарищи и господа. Все узнаете сегодня вечером.

Ровно в четырнадцать часов три «дугласа» доставили в Берлин представителей Верховного Командования экспедиционных сил союзников. Главный маршал авиации Великобритании Теддер произнес короткую речь:

– Я являюсь представителем Верховного Главнокомандующего генерала Дуайта Эйзенхауэра. Он уполномочил меня провести всю работу на предстоящей конференции. Я очень рад приветствовать советских маршалов и генералов, а также войска Красной Армии. Особенно рад тому, что приветствую вас в Берлине. Союзники на западе и на востоке в результате блестящего сотрудничества проделали колоссальную работу. Мне оказана большая честь – передать самые теплые приветствия нашему русском у союзнику.

Торжественная встреча представителей союзных держав еще не закончилась, когда на летном поле Темпельхофа приземлился еще один «дуглас». Из него, под конвоем английских офицеров, вышли представители Верховного Командования вермахта. Впереди вышагивал начальник объединенного штаба ОКВ фельдмаршал Кейтель в длинном двубортном плаще. За ним шел толстяк с квадратным одутловатым лицом – начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Штумпф. Он то и дело опасливо озирался по сторонам. Главком ВМФ адмирал фон Фридебург не скрывал подавленности духа, мрачно двигался вслед за ними.

Спустя час прибыл, наконец, самолет с Главкомом французской армии генералом де Тассиньи. Появившись в проеме салонной дверцы, он восторженно приветствует встречающих:

– От имени вооруженных сил французов и прекрасных француженок приветствую и поздравляю замечательный советский народ – нашего великого союзника по борьбе. Виват!

На втором этаже соседнего с офицерской столовой небольшого особняка, окруженного советскими и английскими часовыми, изучали акт о безоговорочной капитуляции представители Верховного Командования вермахта. Больших усилий в этой работе от советских дипломатов не потребовалось. Изучив с их помощью предложенный документ, фельдмаршал Кейтель заявил, что немецкая делегация полностью согласна с ним и готова его подписать.

23.45. Соседнюю с актовым залом комнату заполнили полномочные представители Верховного Командования союзных государств. Они уточняют последние детали предстоящего заседания. Здесь было окончательно подтверждено, что председательствовать на нем будет представитель Верховного Главнокомандования Красной Армии, командующий 1-м Белорусским фронтом маршал Жуков.

12.00. Заместитель Верховного Главнокомандующего Красной Армии все берет в свои руки. Он распахивает дверь актового зала и первым, победителем входит в него, увлекая за собой остальных. Ведомые им войска еще полмесяца назад ворвались в Берлин, овладели Карлхорстом. Их ничто уже не могло остановить. Их вели на штурм «Цитадели» проникновенные лозунги: «Даешь рейхстаг!», «Даешь Имперскую канцелярию!», «Вперед, к окончательной победе!»

В просторный зал врывается сдержанное пока еще торжество. Стены его украшены государственными флагами Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Великобритании и Франции. Царит обилие света. Зал освещают прожекторы, которые недавно озаряли торжественные выходы Гитлера в Имперской канцелярии, когда он удостаивал приема своих ближайших вельмож, принесших Германии очередную славу под его несравненным командованием.

Как все переменилось! По красочному пружинящему ковру, тоже доставленному в офицерскую столовую военно-инженерного училища из Имперской канцелярии, из кабинета самого «фюрера», маршал Жуков подошел к огромному столу в центре зала, пригласил занять места рядом представителей Верховного Командования союзников. По обе стороны от него заняли места главный маршал авиации Теддер, генералы Спаатс и де Тассиньи. Рядом с ними – заместитель наркома иностранных дел Вышинский, генерал армии Соколовский, генерал-лейтенант Телегин, генерал-полковник Малинин; начальники служб фронтового штаба – генералы Антипенко, Галаджев, Казаков, Максименко, Прошляков, Трусов. Далее – командармы Белов, Берзарин, Богданов, Горбатов, Катуков, Колпакчи, Кузнецов, Перхорович, Поплавский, Цветаев и Чуйков, члены Военных советов и начальники штабов – цвет командования 1-го Белорусского фронта!

Первые минуты наступившего 9 мая. Маршал Жуков открывает историческое победное заседание:

– Мы, представители Верховного Главнокомандования советских вооруженных сил и Верховного Командования союзных войск, уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого Верховного Командования. Пригласите в зал представителей немецкого Верховного Командования!

Взгляды всего зала устремились на боковую дверь, откуда должны появиться представители поверженного рейха. Через нее в зал вошел фельдмаршал Кейтель в расшитом золотом парадном мундире, бледный и внешне отрешенный от всего. Он чинно взмахнул перед собой фельдмаршальским жезлом, приветствуя представителей Верховного Командования союзных государств, и поспешно сел за короткий столик у двери, отведенный немецкой делегации.

За Кейтелем вошел генерал-полковник Штумпф. Он грузно, семеня короткими ногам и, приблизился к столику и устало плюхнулся на стул рядом с «Лакейтелем».

Во всем черном в зале появился Главком ВМФ фон Фридебург. Печать уныния и нескрываемой подавленности сквозили во всем облике маститого адмирала. Окинув присутствующих опустошенным взглядом, он медленно опустился на стул по другую сторону от главы делегации.

Дождавшись конца всей этой церемонии, маршал Жуков, глядя прямо перед собой, торжественно объявил:

– Сейчас предстоит подписание представителями Верховного Командования германской армии акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил Германии.

Жуков повернул голову в сторону немецкой делегации:

– Имеете ли вы акт о безоговорочной капитуляции? Изучили ли его и имеете ли полномочия подписать этот акт?

Приподнявшись, Кейтель выдавил из себя:

– Яволь… Документ изучен, и немецкая делегация готова его подписать. Она имеет на это полномочия.

Тут же он протянул маршалу Жукову документ, подписанный «Верховным Главнокомандующим» Деницем.

Просмотрев документ, Жуков передал его представителям союзного Верховного Командования и громко сказал:

– Предлагаю представителям германского Верховного Командования подойти сюда к столу и подписать акт о безоговорочной капитуляции Германии!

Фельдмаршал Кейтель растерянно поднялся со стула, трясущейся рукой втиснул в глазницу старомодный монокль и направился к маленькому столику, присел на край стула, один за другим подписал девять экземпляров исторического документа. Вслед за ним тоже самое проделали адмирал фон Фридебург и генерал-полковник Штумпф.

Когда уполномоченные Германского Верховного Командования вернулись на свои места, исторический документ подписали представители держав-победительниц. Первым под актом поставил подпись представитель Верховного Главнокомандования Красной Армии маршал Жуков. Вслед за ним расписались Теддер, Спаатси де Тассиньи.

Все формальности с документом закончены. Председательствующий маршал Жуков вновь обращает свой строгий взор в сторону представителей Германского Верховного Командования. Он говорит подчеркнуто строго:

– Акт подписан и вступает в действие сегодня. Представителям Германского Верховного Командования нужно отдать распоряжения своим войскам о прекращении огня и организованной капитуляции повсеместно, на всех фронтах.


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание