Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
295
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



– Мы уже пережили предательство итальянцев, финнов и румын, мой фюрер. Теперь мы должны быть готовы к такому же развитию событий в Венгрии. Генерал Грейфенберг сообщил мне вчера, что правительство Хорти утратило самообладание, не верит в нашу победу.

– Не беспокойтесь, Фриснер. Будапешт находится в кольце немецких войск. В любом случае я готов принять решительные меры. Мы заставим Хорти подчиниться нашей воле.

9 октября началась изнурительная схватка Гитлера и его окружения по поводу дальнейших действий группы армий «Север». Начальник Генштаба ОКХ Гудериан предложил фюреру отдать приказ Шернеру о наступлении на юг, вдоль побережья, в направлении Восточной Пруссии. В ходе острой дискуссии к этому предложению присоединились Йодль и Хойзингер. Косвенно, и «да» и «нет», разделял его даже фельдмаршал Кейтель. Но их усилия не смогли сломить упорного нежелания Главкома ОКХ поступить именно так.

Гаулейтер Восточной Пруссии Кох, узнав о вторжении Советов на его территорию, тут же позвонил в «Вольфшанце». Он панически заявил:

– Мой фюрер! Русские – на Куршской косе. Возможен быстрый прорыв их десанта к Кенигсбергу. Я предлагаю оставить Курляндию, войска генерала Шернера перебросить в Пиллау и постараться защитить побережье.

Гитлер решительно успокоил Коха:

– И вы, Кох, поддались сиюминутным успехам большевиков. Это их последние усилия. Будь по другому, будь опасность действительно серьезной, я не стал бы удерживать здесь Главную Ставку. Но она продолжает находиться в Восточной Пруссии, Кох, хотя фронт уже приблизился к Сувалкам.

Некоторое успокоение в «Вольфшанце» принес успех группы армий «Юг» Фриснера на подступах к Дебрецену. Встречными ударами во фланги 6-й танковой армии Кравченко на рубеже Карцаг – Деречки, войска армейской группы Фреттер-Пико отсекли два танковых и механизированный корпуса противника от тылов. 10 октября на шоссе Сольнок – Дебрецен встретились 1-я и 13-я танковые дивизии. С фронта их действия поддерживала моторизованная дивизия «Фельдхернхалле». Разгорелись упорные бои.

«Главный оператор» вермахта 12 октября умело «закрыл» проблемы Восточного фронта, представив Гитлеру долгожданный план операции в Арденнах. На этот раз разработка Йодля пришлась Главкому ОКХ по душе. Он присвоил стратегическому плану кодовое название «Вахта на Рейне».

Как всегда, Главком ВВС Геринг пообещал выделить для проведения грандиозной операции три тысячи боевых самолетов, в том числе большое количество современнейших реактивных истребителей «Ме-262». В виду большого дефицита горючего, которого по расчетам хватало только на первую фазу операции до Мааса, Гитлер сократил количество участвующих самолетов до восьмисот. На вторую фазу стратегической операции горючее предстояло захватить в оперативном тылу противника.

Утвердив план операции «Вахта на Рейне», Гитлер связался с Шпеером и заверил его, что для этого удара можно пренебречь всем другим, каковы бы ни были последствия. Добиваясь поддержки германских монополий, фюрер просил их представителя Шпеера дать ему возможность осуществить последнюю попытку.

В полдень 13 октября в «Асканию» позвонил Шернер. Как и ожидал начальник Генштаба ОКХ Гудериан, командующий группой армий «Север» доложил о сдаче большевикам Риги. 16-я армия Лаукса пока еще удерживала в своих руках левобережную часть латвийской столицы, но в оперативном отношении никакого выигрыша это уже не давало. Шернер сказал, что отводит войска на отсечную позицию, восточнее Тукумса, чтобы там создать непреодолимый рубеж обороны.

Чтобы добиться согласия Верховного Главнокомандующего на отвод 16-й армии, начальник Генштаба ОКХ решил использовать «промежуточную инстанцию». Генерал-полковник Гудериан позвонил Йодлю и сообщил ему о переменах на фронте группы армий «Север» и намерениях Шернера. «Главный оператор вермахта» поддержал предложенный вариант и пообещал немедленно доложить о нем Гитлеру.

Ночью 16 октября Гитлер позвонил командующему группой армий «Ф» фон Вейхсу, строго спросил:

– Фельдмаршал! Измена Хорти и переход части венгерских войск в лагерь врага потребовал от меня немедленных действий по закрытию образовавшихся брешей на Тисе. Как скоро вы доставите на эти позиции войска, выводимые по моему последнему приказу из Греции?… Вчера сдан Ниш. Что предпринимается вами по защите Белграда?

– Мой фюрер! Ниш защищала лучшая из моих дивизий СС «Принц Евгений». Но у нее не хватило сил, чтобы отразить все угрозы. Дивизия оказалась охваченной буквально со всех сторон. Мощные танковые силы большевиков были поддержаны партизанами Тито с юга, а так же 2-й болгарской армией, наступающей со стороны Софии, – Вейхс был предельно точен.

– Теперь, Вейхс, я слышу от всех командующих группами армий, где наши войска отступают, что Советы или англосаксы имеют подавляющее преимущество, – недовольно возразил Гитлер. – Но мое время еще не пришло, и я не могу гарантировать желанных политических решений. Нам остро нужны победы. Мирные переговоры всегда заканчиваются чем-то ощутимым, когда они ведутся с позиции силы. Необходимо быстрее переломить этот устойчивый калейдоскоп отходов. Фронт сократился вдвое, и мы получили возможность защитить рейх. Шернер удерживает курляндский выступ. Рейнгардт отбивает атаки большевиков у Гольдапа и на Висле. Фриснер, надеюсь, удержится на Тисе. Вы, фельдмаршал, должны удержать Белград. Это очень важно и по политическим соображениям.

– Мой фюрер, мои войска уже не могут подойти к Белграду с юга. Танковая армия Толбухина захватила и удерживает коммуникации со стороны Валево и Паланки. Партизаны Тито удерживают в своих руках Шабац. Что бы пробиться через мощные заслоны врага, мне нужна немедленная поддержка авиации. Я уже давно, мой фюрер, не вижу над головой своих самолетов, вижу только самолеты противника, которые безнаказанно бомбят мои войска.

– Вы затронули, Вейхс, крайне больную нашу тему. Геринг действительно не может вам помочь. Наши авиазаводы либо уничтожены авиацией англосаксов, либо производят другую, необходимую вермахту продукцию. Шпеер уже принимает меры по преодолению кризисной ситуации. Держитесь, фельдмаршал!

Явно переоценив успех в сражении под Дебреценом, Главком ОКХ приказал прекратить всякий планомерный отход войск, ни одной пяди земли не отдавать без боя. 17 октября Фриснер получил категорический приказ Гитлера: «Сорвать замысел противника, пытающегося уничтожить войска группы армий „Юг“ ударами с юга, юго-востока и через Карпаты. Для этого надлежит завязать сражение южнее Дебрецена, используя все имеющиеся силы. В случае необходимости армейской группе Велера разрешается отойти на рубеж Густе – Сату – Маре – Маргит в готовности к дальнейшему отходу на рубеж рек Тиса, Бодрог с тем, чтобы воспрепятствовать продвижению большевиков на Будапешт».

В этот же день фюрер призвал немецкий народ к продолжению борьбы, заявил о создании фольксштурма. Воззвание Гитлера дышало оптимизмом: «В то время как враг думает, что пришла пора нанести последний удар, мы полны решимости снова напрячь все имеющиеся у нашего народа силы. Мы должны, как и в тысяча девятьсот тридцать девятом и сороковом годах, полагаясь исключительно на нашу силу, не только сломить волю стремящихся уничтожить нас врагов, но и отбросить их назад, и удержать рейх до тех пор, пока не будет обеспечен мир, гарантирующий будущее Германии, ее союзников и, следовательно, всей Европы».

Приближение решающей операции в Арденнах будоражило воображение Гитлера. В узком кругу с Герингом, Кейтелем и Йодлем он часами обсуждал ее детали, то и дело демонстрируя навязчивые «исторические параллели». Практически с этих же позиций в Арденнах, в мае сорокового, начался победоносный прорыв к Дюнкерку группы армий «А» Рунштедта. Тогда появление танковой группы фон Клейста на побережье Ла-Манша вызвало переполох в стане западных союзников, обрекло армии Голландии и Бельгии на капитуляцию. Атака 12-й и 16-й армий через Арденны на Седан, к устью Соммы поставила на колени Францию.

Операция «Вахта на Рейне» в сорок четвертом в главном дублировала план «Гельб», хотя на этот раз силы и возможности сторон были несоизмеримы. Но сам расчет на плохую погоду, снимающий вопрос о превосходстве англосаксов в авиации, и внезапность удара по группировке беспечного противника заключал в себе определенные оперативные шансы. Эти радужные надежды на лучшее позволяли Верховному Главнокомандующему хотя на время внутренне освободиться от мрачных реалий настоящего.

20 октября удручающие сообщения поступили в «Вольфшанце» с флангов Восточного фронта. Группа армий «Юг» генерала Фриснера оставила Дебрецен. На Балканах группа армий «Ф» фельдмаршала Вейхса – Белград.

Гитлер по звонил генералу Фриснеру, взорвался страстными, угрожающими упреками:

– Вы, Фриснер, не должны сдать большевикам Будапешт! Советы рвутся в Восточную Пруссию. Они уже вступили в Словакию. Их прорыв к Вене и Праге поставит рейх в безвыходное положение. У вас есть 3-й танковый корпус Брейта, и он в состоянии закрыть брешь в направлении Токая.

Командующий группой армий «Юг» возразил:

– Мой фюрер! Позиции моей группы армий, кроме войск Малиновского, атакуют у Сомбора и войска Толбухина. 2-я венгерская армия генерала Ферреша отходит в направлении Капошвара. Фельдмаршал фон Вейхс должен непременно закрыть брешь южнее Балатона. Не то…

Гитлер не позволил Фриснеру высказаться до конца:

– Что бы ни случилось, генерал Фриснер, до подхода войск группы армий «Е» из Греции позиции перед Балатоном придется удерживать вам. Прорыв большевиков через Капошвар и Дьер на Братиславу столь же опасен, как и их атаки вдоль Дуная на Будапешт.

– Превосходство большевиков столь велико, мой фюрер, что решительно подавляет моральный дух солдат.

– Не поддавайтесь паническим настроениям, генерал Фриснер. Вспомните Фридриха Великого. Под Лейтеном и Россбахом он наголову разбил противника, вдвое превосходящего его силы. Сделайте победу под Токаем своим и Лейтеном и Россбахом, Фриснер!

Докладывая обстановку на Западном фронте 23 октября, Йодль искусно обходил трудности, возникшие в середине октября на левом фланге. Если наступление 1-й канадской армии Грерара в устье Шельды большой опасности для позиций 15-й армии Цангена не представляло, то положение на фронте 5-й танковой армии Мантейфеля в районе Ахена складывалось непредсказуемым.

Вечером 24 октября Гитлер позвонил командующему группой армий «Б» Моделю и потребовал удержания во что бы то ни стало «линии Зигфрида», ибо прорыв англосаксов к реке Рур позволил бы им подготовить и предстоящее форсирование Рейна. Заканчивая разговор, фюрер твердо пообещал, что в ноябре ракетные группы Метца не менее чем вдвое повысят интенсивность ударов «ФАУ-1» и «ФАУ-2» по Лондону и Антверпену. Это отвлечет авиацию противника от боевой работы в прифронтовой зоне.

1-я канадская армия, преодолев перешеек у Зейд-Бевеланда, с трудом теснила позиции 15-й армии южнее Брескенса. 26 и 27 октября бои в этом районе приняли упорный характер. Йодль передал фельдмаршалу Рунштедту приказ фюрера удерживать город до конца.


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание