Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
295
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



– Значит, в тылу 46-го танкового корпуса в районе Миттенвальде – Пассов, Кребс, уже сосредоточены 23-я моторизованная дивизия СС «Нидерланды» и 11-я моторизованная дивизия СС «Норланд»? – Гитлер оторвал взгляд от «оперативки», искоса посмотрел на генерала Кребса.

– Да, это так, мой фюрер! – отчеканил Кребс.

– 9-я армия имеет в резерве пять дивизий, из них три моторизованных и одну танковую, – фюрер сказал это как бы про себя, ни к кому персонально не обращаясь.

– Генерал Буссе, мой фюрер, расположил их очень предусмотрительно, – продолжил доклад Кребс. – Все дивизии сгруппированы на левом фланге его войск в районах Эберсвальде, Бернау, Лойенберга, Зеелова и Максдорфа, усиливая оборону Берлина по восточной полусфере.

– Но пяти дивизий для прикрытия столь протяженного участка на главном на правлении не достаточно, Кребс? – взгляд фюрера застыл на ладной фигуре «генштабиста».

– Этого недостаточно, но это не все, мой фюрер, – согласился Кребс и тут же сообщил: – 9-я армия усиливается, кроме того, четырьмя фольксартиллерийскими корпусами, тремя бригадами штурмовых орудий, минометной бригадой, двумя зенитными дивизиями, тремя танковыми батальонами и пятью противотанковыми дивизионами.

– И что же, Кребс, все перечисленные войска уже находятся на исходных позициях?

– Этот план будет реализован до 10 апреля, мой фюрер. На сегодня он выполнен лишь наполовину.

– Вот это совсем другое дело, – бросил Гитлер и снова принялся «ползать» по крупномасштабной карте.

Йодль тут же дополнил доклад Кребса:

– Наши оперативные резервы на Франкфуртском участке включают, мой фюрер, еще восемь дивизий. Они сосредоточены в районах Фюрстенвальде, Бансдорфа и Беркенбрюка. Продолжается пополнение их людьми и техникой.

– До середины апреля, мой фюрер, в Берлине будет сформировано свыше двухсот батальонов фольксштурма, – бросил реплику Геббельс. – Мы превратим столицу рейха в неприступную крепость с Кюстринского направления!

– Но танки большевиков, Геббельс, по стараются взять Берлин в клещи, – парировал в ответ Гитлер. – Они, наверное, прорвутся к Кетцену или Бранденбургу.

– Мой фюрер, столь крупные резервы групп армий «Висла» и «Центр» для того и создаются, чтобы в любой момент ударить по флангам войск Жукова, – указка Йодля двинулась от Либенвальде и Трейенбритцена на Берлин.

– Но у меня нет полной уверенности, Йодль, в том, что войска Хейнрици удержат Одерский рубеж обороны, – возразил Главком ОКХ. – Форсировав Одер, Рокоссовский отрежет от центра все Балтийское побережье.

– К тому же, мой фюрер, танковые армии Рокоссовского также смогут принять участие в блокировании Берлина с северо-запада, – снова вступил в дискуссию Кребс.

– Смогут, Кребс, если Хейнриции Буссе нарушат мой приказ и отступят с занимаемых позиций, как это произошло недавно у Данцига. Заукен должен сполна ответить за свои трусливые действия и сдачу неприступной крепости.

Положение, однако, с каждым днем становилось все хуже. Потеря Гдыни и Данцига поставила остатки 2-й и 4-й армий в безнадежное положение. Вместе с тысячами беженцев они укрылись в дельте Вислы на узкой прибрежной полосе, переходящей на востоке в косу Фрише-Нерунг.

Вечернее донесение командующего группой армий «Юг» Велера за 4 апреля о захвате русскими Братиславы и прорыве войск Малиновского в предместья Вены повергло Гитлера в крайнее возбуждение. Не порадовал Главную Ставку вермахта и следующий день. Наступая вдоль берега Дуная, войска Толбухина прорвались на подступы к Санкт-Пельтену и перерезали шоссе Вена – Линц. Возникла угроза прорыва русских в Южную Германию, к Нюрнбергу и Мюнхену…

В полдень 6 апреля, спустя всего несколько часов после перехода русских в наступление на защитные бастионы Кёнигсберга, комендант гарнизона генерал Лаш обратился к Гитлеру с просьбой разрешить его войскам предпринять прорыв на запад, к заливу Фришес-Хафф. Главком ОКХ гневно обрушился на «ходатая» с упреками в трусости, приказал держаться до последнего, заверил, что гарнизону Кёнигсберга будет оказана немедленная помощь авиацией. Он выразил уверенность, что при фанатической стойкости защитников Восточно-Прусской столицы и умелом руководстве русским никогда не овладеть «Балтийской твердыней».

На оперативном совещании вечером 6 апреля, выслушав донесение о тяжелых боях в Кёнигсберге и Вене, Гитлер прервал доклад Кребса вдохновляющей тирадой:

– Надо просто продержаться, Кребс. На Востоке можно еще, по крайней мере, два месяца оказывать сопротивление русским. За это время дело дойдет до разрыва коалиции между большевиками и англосаксами. Кто из них раньше обратится ко мне, с тем я и заключу союз против другого!

К исходу 8 апреля гарнизон Кёнигсберга оказался рассеченным надвое, лишился единого управления. На отсечных позициях в центре свирепствовали эсэсовские заслоны, которые убивали на месте всех отступающих.

Вечером 8 апреля в «фюрер-бункере» появился командующий группой армий «Центр» Шернер. Гитлер постарался быть любезным и начал диалог здравицей в честь гостя:

– Вы, Шернер, всегда лояльно воспринимали мои решения, и я без колебаний доверял вам важнейшие участки Восточного фронта. В основном вы оправдывали мои надежды. И вот пришло время, когда кризис последних месяцев достиг апогея. Битва за Берлин должна решить все. Здесь сконцентрированы сейчас все наши лучшие силы. Ценой невосполнимых потерь большевики приблизились к столице рейха, но здесь надо положить конец всем их надеждам.

Гитлер сделал паузу и продолжил свой монолог:

– Кроме того, Шернер, отношения в лагере наших противников обострились донельзя. Их коалиция находится на грани развала, и нам надо воспользоваться подвернувшейся возможностью, чтобы поссорить союзников окончательно. Русские не удовлетворятся той территорией, что они успели захватить к этому дню. По тем данным, которыми я располагаю, в ближайшее время большевики поспешат прибрать к рукам протекторат Чехию и Моравию, а также овладеть Австрией. На группу армий «Центр», Шернер, выпадает поэтому главная обязанность – во что бы то ни стало отразить нависшую угрозу. Я передаю вам свой главный резерв на Восточном фронте. Это пять танковых дивизий. Держитесь, Шернер. Я произвожу вас в «генерал-фельдмаршалы»!

Командующий группой армий «Центр» щелкнул каблуками и удалился из «фюрер-бункера». До крушения его обороны на Нейсенском рубеже оставалась всего одна неделя.

Вечером 9 апреля Геббельс сообщил фюреру самую неприятную весть – пал Кёнигсберг! Гитлер был вне себя от ярости. Он заочно приговорил коменданта крепости генерала Лаша к смертной казни, его семью приказал бросить в концлагерь. Гаулейтер Восточной Пруссии Кох на «физелер-шторхе» бежал на Земландский полуостров и дал обещание сражаться там и на косе Фрише-Нерунг до конца.

Телеграмма Коха на имя рейхсканцлера о причинах падения Кёнигсберга, поступившая в Берлин 10 апреля, была воспринята в «фюрер-бункере» однозначно – это предательство. Командующий 4-й армией генерал Мюллер, допустивший быстрое падение Кенигсберга, лишился своей должности. Остатки всех немецких войск в дельте Вислы и в Восточной Пруссии возглавил генерал Заукен [3], командовавший до того Данцигской группировкой.

Впервые со времени назначения в конце марта «досталось» новому начальнику Генштаба ОКХ Кребсу. Гитлер выговорил ему за отступления от требований его приказа об обороне «городов-крепостей». Тут же фюрер поручил начальнику штаба ОКВ Кейтелю немедленно подтвердить положения того приказа, распространив строгие карательные меры за отступления от него на гражданских должностных лиц, пораженчески влияющих на военных.

Стремительно деградировал правый фланг Восточного фронта. Шаг за шагом войска группы армий «Юг» Велера утрачивали свои позиции на Среднем Дунае. Начальник Генштаба ОКХ Кребс всячески скрашивал сложившуюся ситуацию в районе Вены. На оперативном совещании 10 апреля он все еще доказывал фюреру, что подрыв всех мостов через Дунай в городских пределах не позволит русским овладеть столицей Австрии до конца апреля. Кребс сознательно утаил от Гитлера тот факт, что именно в этот день войска 3-го Украинского фронта Толбухина уже выбили гарнизонные эсэсовские части из центрального и южного районов Вены.

Бурные дебаты на оперативном совещании 11 апреля о плане дальнейших действий в канун решающего наступления большевиков на Одере вынудили Главкома ОКХ отдать приказ, согласно которому из-за перспективы затруднения работы центрального руководства предусматривалось создание двух командных штабов: «А» – Север, «Б» – Юг.

В начале второй декады апреля в окрестностях столицы рейха продолжалось спешное формирование резервов ОКВ для обороны Берлина. На оперативном совещании в «фюрер-бункере» неделю назад Главком ВВС рейхсмаршал Геринг пообещал выделить для этой цели сто тысяч человек, рейхсфюрер СС Гиммлер – двенадцать тысяч эсэсовцев, Главком ВМФ – гросс-адмирал Дениц – шесть тысяч моряков. Гитлер приказал сформировать из них двенадцать дивизий и с их помощью защитить столицу.

Начальник Генштаба ОКХ Кребс ежедневно докладывал Верховному Главнокомандующему о ходе формирования на Эльбе, близ Дессау-Виттенберг, 12-й армии генерала Венка. В ее состав был передан персонал офицерских школ и молодежь из «трудовых лагерей». Сразу же было решено, что семь ее дивизий – танковая дивизия «Клаузевиц», моторизованная дивизия «Шлагетер» и пехотные дивизии «Потсдам», «Шарнхорст», «Ульрих фон Гуттен», «Фридрих Людвиг Ян» и «Теодор Кернер» также составят резерв ОКВ.

Продолжалось прочесывание тылов. Гаулейтеры земель «Бранденбург» и «Померания» получили исчерпывающий приказ рейхс-канцлера немедленно мобилизовать для Восточного фронта по сто батальонов фольксштурма. Было выпущено обращение к женщинам и девушкам Германии – вступать в организацию вспомогательной службы для фольксштурма. Группенфюрер СС Юттер приступил, по заданию Главной Ставки, к созданию в тылу группы армий «Висла» заградительных отрядов – «хайматвер».

В полдень 12 апреля Гитлер одобрил сообщение ОКВ, подписанное фельдмаршалом Кейтелем, рейхсфюрером СС Гиммлером и «партайгеноссе» Борманом. Оно гласило:

«Верховное Главнокомандование объявляет:

Города – важные узлы коммуникаций. Поэтому они должны обороняться и удерживаться до последнего патрона, невзирая ни на какие угрозы, которые передаются парламентерами или по вражескому радио. Личная ответственность за выполнение этого приказа возлагается на военных комендантов, назначенных в каждом городе. За невыполнение этой обязанности они будут приговорены к смертной казни. Такая же участь постигнет всех гражданских должностных лиц, которые попытаются отговорить военных комендантов от выполнения этой обязанности. Исключения из этого правила обороны городов могут быть установлены только Верховным Главнокомандованием вооруженных сил».

По приказу имперского комиссара обороны столицы Геббельса сотни тысяч берлинцев продолжали сооружение трех линий укреплений. Внешний оборонительный обвод проходил в двадцати пяти километрах от центра города по берегам рек и озер. Стержнем его стали крупные населенные пункты, превращенные в узлы сопротивления. Вторая, наиболее мощная линия укреплений, опиралась на окружную железную дорогу. В самом Берлине повсюду были сооружены железобетонные противотанковые препятствия и проволочные заграждения. Центральные городские улицы были сплошь перекрыты баррикадами. Четыреста бункеров, оснащенных противотанковой и зенитной артиллерией, прикрывали подступы к центру Берлина, где находились государственные и административные учреждения страны.


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание