Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
308
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



2

Гитлер был вне себя. Войска Шернера, в преданности и твердости которого он не сомневался раньше ни на йоту, терпели одно за другим поражения в Прибалтике. Утрата Эстонии означала не только выход из войны Финляндии, но еще и прорыв кораблей Балтийского флота противника в открытое море. Помимо их участия в островных и прибрежных операциях, нарушались шведско-германские транспортные коммуникации. Немецким концернам не приходилось рассчитывать на стабильное поступление железной руды из Швеции по Ботническому заливу. Это наносило удар по планам расширения производства оружия и боевой техники.

В ночь на 25 сентября Гитлер позвонил Шернеру:

– Я так надеялся на вашу группу армий, генерал Шернер. Вопреки мнению генералов Йодля и Гудериана, я передал вам самую сильную на Восточном фронте 3-ю танковую армию Рауса, чтобы вы наконец остановили продвижение русских вдали от Восточной Пруссии.

– Мой фюрер, – попытался объясниться Шернер, – для выполнения вашего приказа у меня совершенно не хватает сил. Генерал Фриснер писал вам в июле о восьмикратном превосходстве большевиков в Прибалтике. Теперь я сам достаточно убедился в том, что он был прав.

– Подкрепления нужны всем, генерал Шернер. Предательство привело нас к потере Финляндии, Румынии и Болгарии. Советы атакуют границы Венгрии. Они уже у границ рейха. Надо защитить империю, генерал Шернер! Держитесь. Силы большевиков не бесконечны! Я окажу вам помощь.

– Мой фюрер, по причине отсутствия резервов, я считаю целесообразным оставить Курляндию, отвести войска на южный берег Немана и удержать границы Восточной Пруссии.

– Я запрещаю вам подобные действия, генерал Шернер! Любой отход из Курляндии невозможен! Скоро наступит неизбежный перелом. Вначале на Западе, потом на Востоке. Потерпите еще немного, генерал Шернер.

– Яволь, мой фюрер, – подчинился командующий группой армий «Север». Ему все стало ясно – скоро «наступит желанный перелом». Верховный Главнокомандующий не станет просто так бросать слова на ветер.

Совещание в Главной Ставке 25 сентября было окрашено в оптимистические тона по поводу предстоящего наступления в Арденнах. Сомнений в успехе ни у кого не возникало. Главком ОКХ сумел убедить Йодля и Гудериана в осуществимости своего расчета. Он был прост: западные державы имеют на фронте шестьдесят две дивизии. Разгром даже половины из них непременно изменит обстановку в пользу вермахта и приведет к стабилизации положения. Станет возможным перебросить войска с Западного фронта на Восточный и отразить ожидаемое зимнее наступление Советов. Совещание положило начало усиленной подготовке к важнейшей операции. Вблизи Бонна быстрыми темпами продолжалось формирование 6-й танковой армии СС из семнадцатилетних новобранцев. Командование ею фюрер поручил генералу СС Дитриху.

Гитлер затребовал из прусского военного архива оперативные документы о наступлении в Арденнах 12-й и 16-й армий вермахта в мае сорокового. Он недвусмысленно намеревался устроить англо-американским войскам «новый Дюнкерк» в ноябре сорок четвертого. Когда в этот же день, 25 сентября, выяснилось, что их наступательная операция под Арнемом провалилась, Главком ОКХ немедленно отдал приказ генералу Метцу вернуть 444-ю батарею из района Зволле на побережье залива Зейдер-Зее, к Ставерену, с целью нанесения массированных ударов «ФАУ-2» по Норвичу и Ипсвичу.

Тяжелые бои в конце сентября разгорелись в Карпатах, особенно у перевала «Русский». Чтобы сдержать атаки 1-й гвардейской армии Гречко, командующий группой армий «А» Гарпе перебросил к перевалу 26 сентября две пехотные дивизии. Он хорошо понимал – захват «Русского» обеспечивал Советам быстрый маневр их войск по единственной дороге на Гуменне и Михаловац.

Когда 27 сентября русские перенесли направление главного удара в северо-западную часть Румынии, командующий группой армий «Юг» генерал Фриснер прислал в «Асканию» доклад с оценкой оперативной обстановки и реальным положением его группы армий в Румынии.

В этот же день начальник штаба Оперативного руководства ОКВ доложил свои соображения относительно обороны Северной Италии. При этом Йодль использовал доклад командующего группой армий «Юго-Запад» Кессельринга, который просил разрешения начать маневр отвода войск в предгорья Альп. Он ссылался на то, что обе операции англосаксов против 14-й и 10-й армий продолжали развиваться, а их авиация усиливала удары на фронте по коммуникациям его группы армий. Приходилось также учитывать возможность высадки противника на Ривьере и воздушных десантов в тылу 10-й армии Фитингофа. Гитлер отклонил все предложения по отводу войск в Альпы и приказал Йодлю сообщить Кессельрингу причины такого его решения.

В конце сентября обострилась ситуация в полосе групп армий «А» и «Юг». Войска генерал-полковника Гарпе пытались удержать карпатские перевалы, а войска генерала Фриснера – отбить атаки советских, румынских, болгарских и югославских войск на Дебрецен, Сегед и Белград.

Чтобы не допустить вторжения русских в Венгрию, Главная Ставка спланировала ряд контрударов. В директиве Генштаба ОКХ от 30 сентября перед группой армий «Юг» была поставлена важнейшая задача: «Удерживая карпатский выступ, подготовить операцию, в ходе которой из района Дебрецена нанести удар по войскам Малиновского, прорвавшимся к границе, на участке между городами Орадя и Мако, и достичь такого рубежа, который мог бы быть в течение зимы удержан незначительными силами».

Вечером 1 октября командующий 1-й танковой армией Хейнрици доложил в «Асканию»: «Бои за удержание Дуклинского перевала приняли крайне напряженный характер. Помимо все нарастающего давления с фронта 1-го чехословацкого корпуса Свободы, русские пересекли польско-чехословацкую границу у Шарбова и в пяти километрах северо-западнее обходят позиции у перевала. Налицо угроза окружения опорных пунктов в районе Полян, блокады шоссейной дороги Змигруд Новы – Цеханя. Мои войска продолжают подготовку оборонительной позиции „Анна“ в сорока километрах от переднего края, для занятия которой требуются дополнительные резервы. В дальнейшем, с отходом на эту линию обороны основных армейских сил, возможно, удастся задержать наступление противника».

Особенно опасной складывалась обстановка на Будапештском и Белградском направлениях. Подкрепить резервам и 3-ю венгерскую армию у Верховного Командования вермахта возможности не было. По предложению начальника Генштаба ОКХ Гудериана, фюрер принял решение нанести фланговый удар танковой группой из района Орадя с намерением отрезать левый фланг 2-го Украинского фронта.

Прорыв русских в Венгрию и Югославию крайне осложнил ситуацию на Балканском полуострове. Командующий группой армий «Ф» фон Вейхс доложил свои соображения в «Вольфшанце»: «В случае овладения Белградом, большевики образуют единый фронт с партизанами Тито. Войска армейской группы „Сербия“ Фелбера и группы армий „Е“ Лера окажутся заблокированными в Албании, Югославии и Греции». Откровенное суждение фон Вейхса произвело на Гитлера сильное впечатление. 3 октября он отдал приказ об отводе войск с Балканского полуострова.

Доклад фельдмаршала Моделя 5 октября в Главной Ставке отличался излишним оптимизмом:

– Мой фюрер! Устье Шельды прочно удерживается войсками 15-й армии. Генерал Цанген надеется блокировать Антверпен до конца недели. Не менее стойко обороняется 1-я парашютно-десантная армия на Маасе. «Линию Зигфрида» враг не пройдет! Это моя твердая позиция.

– У вас, Модель, два главных пункта удержания – устье Шельды и Неймеген. Это главное. Важно, что бы ни один мост на Рейне не был захвачен англосаксами в рабочем состоянии. Это поднимет боевой дух вермахта. Инициатива все очевиднее переходит на Западе в наши руки. Держитесь, Модель.

– Мой фюрер, я верю в боевой дух своих солдат. Сегодня в специальном приказе я призвал их стоять насмерть у ворот фатерлянда и показать противнику, что единственный путь к сердцу рейха ведет только через наши трупы. За Рейном земли для нас нет! Я продолжаю твердо верить в своих солдат.

– Мы будем и дальше, Модель, наращивать силу ударов нашего «неотразимого оружия», чтобы принудить англосаксов к политическим решениям. Я уже распорядился об увеличении выпуска ракет до максимального уровня. Наша задача – держать британскую столицу в постоянном страхе. Поэтому надо во что бы то ни стало сохранить в наших руках остров Валхерен. Это важно. Получив подкрепления, вы должны, Модель, срезать сильное вклинение англичан у Неймегена и выйти на рубеж Тилбург – Хелмонд.

Арденнская операция с каждым следующим днем приобретала некий, определяющий в деятельности «Вольфшанце», смысл. Гитлер практически ежедневно обращался к ее замыслу и торопил Йодля с завершением разработки детального плана. Но и 5 октября плана не имелось. Главком ОКХ выразил Йодлю неудовольствие по этому поводу. «Главному оператору» ОКВ ничего другого не оставалось, как и на этот раз «подставить» своего заместителя, дескать, разработка стратегического плана операции в Арденнах ведется под руководством Варлимонта, но объем оперативной работы столь велик, что он не укладывается в отпущенный фюрером срок.

Когда к исходу второго дня наступления русских на Будапешт Фриснер доложил в Главную Ставку, что их войска форсировали Кёрёш и овладели городами Комади, Сегхалом и Дьомой, Верховный Главнокомандующий обрушился на него с гневными упреками:

– Вы понимаете, Фриснер, что, захватив Будапешт, большевики немедленно окажутся в Вене, Праге и у южных границ рейха! На этом направлении у нас нет «линии Зигфрида», укрепленных оборонительных рубежей. Группа армий «Север» продолжает защищать Курляндию, группа армий «Центр» остановила русских в Варшаве. Вы должны, Фриснер, нанести решающее поражение войскам Малиновского на Тисе!

Командующий группой армий «Юг» смело возразил:

– Мой фюрер! Без моего приказа венгерский Генштаб отводит свои армии на Тису, отзывает с фронта офицеров. Регент Хорти за нашей спиной ведет с противником закулисные переговоры о выходе своей страны из войны.

– Политические вопросы оставьте решать мне, Фриснер. Ваше дело – боевые действия, фронт. Я согласен с Гудерианом, что у вас есть возможность силами 57-го танкового корпуса нанести поражение большевикам на Тисе.

– Танковая группа Клеемана в районе Сольнока уже формируется, мой фюрер. Но с ударом на Маргит и Сату-Маре мы уже запоздали. Если противник овладеет Дебреценом, то войска Велера окажутся в полукольце. Группа армий «А» Гарпе сдала Дукельский перевал. Русские продвигаются к Кошице. Это ставит мои войска в критическое положение. Если группа армий «А»…

– Занимайтесь, генерал Фриснер, своей группой армий. Насколько мне, как Верховному Главнокомандующему, известно, войска генерала Гарпе упорно сражаются в Карпатах. Один Дукельский перевал не решит всех проблем большевиков. Важно сохранить сплошной фронт, Фриснер, не только групп армий «А» и «Юг», но еще и войск группы армий «Юго-Запад» фельдмаршала фон Вейхса.


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание