Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
305
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



1

Впервые за последние годы не получилось у Гитлера новогодних торжеств. Кризис на Востоке разрастался, и фюреру было не до них. Но по традиции, и 1 января, после обсуждения обстановки на фронте группы армий «Центр» и в Крыму, состоялся ритуал награждения высших чинов Главной Ставки крестами «За военные заслуги». Хотя о каких заслугах в момент позорного бегства войск могла, собственно, идти речь?

Особенно беспокоили «Вольфшанце» неудачи войск Клюге. К исходу 1 января 9-я армия Штрауса утратила Старицу и продолжала откат к Ржеву. В переговорах с Гитлером командующий группой армий «Центр» предлагал оставить город и занять оборону по правому берегу Волги. Клюге был уверен, что не удержит позиции 3-я танковая армия Рейнгардта. Но Гитлер не соглашался на сдачу Ржева.

На правом фланге группы армий «Центр» обстановка складывалась ничуть не легче. Шмидт, возглавив объединение 2-й танковой и 2-й армий, оказался не в силах закрыть брешь по Оке, перед Сухиничами. Правый фланг 4-й армии Кюблера с боями отходил к Боровску и Малоярославцу. Попытки боевой группы Штумме, командира 40-го армейского корпуса, задержать продвижение русских к Юхнову не удались.

Не радовала и ситуация в Крыму. Осуществив десантную операцию в районе Феодосии, русским удалось отбросить 42-й армейский корпус на рубеж Киет – Новая Покровка – Коктебель и вернуть себе территорию Керченского полуострова.

Каждый следующий день на Восточном фронте прибавлял забот ОКВ. Учитывая, что с потерей Старицы управление 9-й армией Штрауса нарушилось, начальник Генштаба ОКХ Гальдер предложил Гитлеру отвести уцелевшие войска на подготовленные отсечные позиции.

Но Гитлер снова проявил неуступчивость, заявив, что линия фронта остается неизменной, не взирая на последствия. Когда же Йодль доложил, что прорыв русских на фронте 4-й армии перерос в оперативный и угрожает тылам всей группы армий «Центр», фюрер пришел в необычайное возбуждение. Досталось всем – Кейтелю, Йодлю, Гальдеру.

В конце концов, настойчивость командующего группой армий «Центр» восторжествовала. Гитлер вынужден был согласиться с фельдмаршалом Клюге. Формула на отход получилась витиеватой: отходить, если заделывание брешей чересчур ослабит примыкающие участки фронта.

Замысловато, «по кругу», развивалась ситуация в Крыму. 2 января фюрер потребовал от фельдмаршала Манштейна, чтобы 11-я армия во что бы то ни стало вернула Керченский полуостров! Фельдмаршал возразил. Имеющихся у него сил достаточно лишь для выполнения одной из задач. Либо взять Севастополь, либо отвоевать Керченский полуостров. Какую из них считать в данный момент важнейшей?

Гитлер высказался в пользу решения сначала второй задачи, ибо давно считал Керченский полуостров удобным трамплином для завоевания Кавказа.

Манштейн тотчас распорядился: штурм Севастополя отложить, 50-ю и 132-ю пехотные дивизии перебросить в район Новой Покровки и Карагоза, чтобы, атакуя по всему перешейку, в течение десяти-пятнадцати дней овладеть и Феодосией, и Керчью.

Реалии фронтовой обстановки требовали неотложных решений. Прорыв русских южнее Боровска вынуждал Клюге просить фюрера об отводе 4-й армии Кюблера и на смежном, Можайском участке фронта. Гитлер воспринял эту просьбу как покушение на его нынешнее положение Главкома ОКХ и обвинил Клюге, Кюблера и Штрауса в безволии, отсутствии мужества при принятии непопулярных решений.

По предложению Йодля линию разграничения между 4-й и 4-й танковой армиями установили так, что весь участок прорыва между Боровском и Малоярославцем отошел к 4-й танковой армии Гёпнера. Но этот «необыкновенный трюк» фюрера стал «лебединой песней» для командарма 4-й танковой.

Спустя неделю 7-й и 20-й армейские корпуса, при званные локализовать брешь у Боровска, оказались в полуокружении. И Гёпнер, не известив Клюге, отдал приказ об их отходе на отсечную позицию. Кейтель подтвердил доклад командующего группой армий «Центр» о происшедшем. И повторилась история позорной отставки Гудериана. Гитлер тотчас изгнал Гёпнера из вермахта за «самовольный» отвод войск.

В тот же день, 8 января, в войска поступила еще одна грозная депеша Верховного Командования вермахта:

«Цель русского командования – отдельными атаками привести в замешательство наш фронт. Противник рассчитывает на уязвимость нашего руководства, которой оно, как это доказано опытом, не страдает… Эта борьба в основном решится в пользу того, у кого более крепкие нервы, главным образом среди руководства. Русские доказали наличие крепких нервов. Нашей обязанностью является и в этой области никоим образом не оказаться в более худшем положении.

Мысль о том, что силу атак русских можно ослабить и что они добровольно отступят, основывается на неверном умозаключении… Укорочение фронта, которого можно достичь отводом войск, большей частью лишается смысла из-за ослабления боевой силы соединений, вырванных со своих позиций. Поэтому легче с наименьшими силами удерживать укрепленную длинную позицию, чем сопротивляться на укороченной, но неукрепленной линии с большими силами. Потери в людях от обморожения и ранений будут больше, чем при обороне на более длинной, примитивно укрепленной позиции».

Но грозные приказы «Вольфшанце» помогали мало. Обстановка даже в течение одного дня подчас коренным образом изменялась. Русские «не желали руководствоваться ими» и то и дело вносили в нее ощутимые коррективы. Вечером 8 января Гитлер вынужден был «удовлетворить просьбу» Клюге на поэтапный отвод 4-й армии Кюблера в междуречье Угры и Лужи. Этим решением намечалось стабилизировать фронт группы армий «Центр» на рубеже Зубово – Медынь. Непредсказуемой оставалась обстановка у Сухиничей, где Советы развили наступление в Западном направлении. У 2-й танковой армии не было возможностей, чтобы остановить их безостановочное продвижение на Киров.

Совещание с Клюге продолжалось весь день. Анализировалась обстановка в полосе обороны 9-й, 4-й, 2-й танковой и 2-й армий. Прорыв русских в обход Ржева в направлении Сычевки и Вязьмы угрожал окружением 9-й армии у Нелидова. Гитлер доминировал в решении всех вопросов. Его тезис оставался неизменным: «Не отходить!» Тут он даже позволил себе потрафить командующему группой армий «Центр»:

– Борьба за выигрыш каждого дня, каждого часа является выигрышем вообще, даже в том случае, если нервное напряжение будет слишком велико. Если удастся остановить войска, будет сделано большое дело. Вся слава выпадет на долю Клюге. Жесткая оборона любой ценой помогает сковать и обескровить противника. Если кто-то отступает добровольно, он дает возможность большевикам действовать наверняка.

Для стабилизации обстановки на правом фланге, в районе Кирова и Орла, принимается решение об изменении разграничительной линии между войсками Клюге и Рейхенау. При этом 2-я армия Вейхса переходит в подчинение командования группы армий «Юг», но с изъятием 35-го армейского корпуса. Он включался во 2-ю танковую армию.

Близилась развязка в полосе обороны группы армий «Север». Гитлер требовал удерживать фронт на Валдайской возвышенности, а Лееб утверждал, что в районы Старой Руссы и Демянска невозможно подтянуть резервы. Бесплодные препирательства «благополучно» разрешились 15 января – фельдмаршал Лееб попросил фюрера об отставке! Гитлер прошение удовлетворил. В командование группой армий «Север» вступил командующий 18-й армией Кюхлер.

День 15 января в этом смысле получился знаменательным. Приступ паралича «выбил из седла» гранда западных победных походов – фельдмаршала Рейхенау. Командующим группой армий «Юг» был назначен: фельдмаршал Бок. В должность командующего 9-й армией вступил командир 41-го мехкорпуса генерал Модель. Ярый приверженец «блицкрига» Штраус, «по болезни», был изгнан из вермахта.

В директив е ОКВ, отданной войскам Восточного фронта в этот день, Гитлер констатировал: «После того как не удалось закрыть разрывы, возникшие у Медыни и Ржева, я отдал фельдмаршалу фон Клюге приказ: фронт 4-й армии, 4-й танковой армии и 3-й танковой армии отвести к линии Юхнов – Гжатск – Зубцов – Ржев. На указанной линии необходимо парализовать действия противника. В первый раз в эту войну мною отдается приказ о том, чтобы отвести большой участок фронта. Я ожидаю, что этот маневр будет проведен так, как это достойно немецкой армии. Чувство превосходства наших войск над противником и фанатичная воля нанести ему максимальный вред служат стимулом к выполнению цели».

Каждый следующий день приносил новые тревоги. Не порадовала Генштаб ОКХ и боевая сводка за 16 января. 9-я армия сдала Андреаполь и Селижарово. Шансов остановить наступление большевиков в направлении Белого и Сычевки у нее не было. Командующий 9-й армией Модель находился в это время в «Вольфшанце».

Разговор Моделя с фюрером получился жестким.

– Мой фюрер, интересы рейха вынуждают меня просить вас о перегруппировке войск. Я горю желанием не отступать к Смоленску, а наступать на Москву!

– В этом случае, Модель, вы можете положиться на полную поддержку с моей стороны, – заявил Гитлер.

– Поэтому я и прибыл в Главную Ставку, мой фюрер, – монокль звездочкой блеснул в глазу генерала. – Для наступления войскам 9-й армии не хватает танков.

– Всем нужны танки, – Гитлер неопределенно повел плечами. – Танки нужны в наступлении, а вам, Модель, требуется еще остановить большевиков, чтобы затем перейти в наступление, возможно, даже на Москву.

– А я хочу, мой фюрер, наступлением остановить красных перед Ржевом и двинуть свои войска вперед.

– Танки, Модель, стали нашей ахиллесовой пятой. Пусть Клюге усилит 9-ю армию за счет пассивных участков.

– Мой фюрер! Я хочу получить танковый корпус, дислоцированный в Гжатске, – заявил в ответ Модель.

– Вы вынуждаете меня, Модель, изменить решение в отношении этого корпуса, – возразил Гитлер.

– Мой фюрер, вы командуете 9-й армией или я? – категорично поставил вопрос Модель.

– Хорошо, я передам вашу просьбу Йодлю. Вы свободны, Модель, – закончил аудиенцию Гитлер.

В течение нескольких следующих дней резервный танковый корпус был переброшен из Гжатска в Ржев и помог генералу Моделю остановить отход 9-й армии.

Стремительно нарастала активность русских в полосе обороны группы армий «Юг». Воздушная разведка настойчиво докладывала о наличии всех признаков крупного наступления войск Юго-Западного фронта. Главный удар намечался на стыке 6-й и 17-й армий из района Волчанска, северо-восточное Харькова, во фланг 4-му армейскому корпусу. Еще более грозное наступление ожидалось южнее, в полосе обороны 17-й армии, из района Изюма в направлении Барвенкова и Лозовой.

Радовало лишь донесение штаба 11-й армии из Крыма. Войска генерал-полковника фон Манштейна повели успешное наступление на Керченском полуострове, нанеся сильный концентрический удар под Феодосией. С большими потерями русские отходили на отсечную позицию по перешейку от Ак-Моная до Дальних Камышей.

Уже в январе сорок второго Верховное Командование вермахта занялось актуальными проблемами длительного экономического обеспечения войны. Нарастали невероятные сложности с горючим, резиной, металлом. На совещании по военно-экономическим вопросам 21 января начальник экономического управления ОКВ Томас открыто заявил:


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание