Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни

Сборник
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Золотой век Древнего Рима, длившийся около 500 лет. Период Республики, который начался с Брута и Брутом закончился. Это было время, когда Рим был молодым городом-государством, преуспевающей страной с развитой цивилизацией и, наконец, центром борьбы за правду, которую каждый понимал по-своему.

Книга добавлена:
15-05-2023, 16:46
0
262
85
Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни

Читать книгу "Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни"



Наконец площадь Марсова поля наполнилась народом, и на римской крепости в знак начала собрания взвилось красное военное знамя. Это было напоминанием собравшимся, что враг постоянно им угрожает и что граждане прямо с собрания могут быть призваны под военные знамена и отправлены в поход. Председатель собрания, один из военных трибунов, сопутствуемый понтификами, авгурами и жертвоприносителями, принес жертвы богам, произнес торжественный молитвы и открыл собрание обычными словами: «Да будет это собрание наше счастливо, успешно, благополучно и во благо». После этого он обратился к собравшимся с речью, в которой рассказал о тех обидах, которым римляне подвергались в прежние времена со стороны этрусков, о том, как этруски постоянно вторгались в римские владения и переманивали к себе римских союзников. «Теперь, – говорил он, – нам пришло время отомстить им. Никогда положение наше не было более благоприятным. С севера этрусков теснят кельты, с юга наступим мы, и им придется биться на 2 фронта. Нам представляется теперь возможность вести войну наступательную, а не оборонительную, и мы будем бороться не только против Вей, но и из-за обладания ими». И вслед за тем он стал перечислять те блага, который получат римские граждане после победы над вейентами, – новые земли, несметную добычу, военную славу, а главное, прочный мир, который даст возможность римским крестьянам спокойно и безопасно трудиться на их полях.

Собравшиеся безмолвно слушали речи председателя. В древние времена у римлян не было в обычае вступать на собраниях в длинные прения; они предпочитали спорить и обсуждать вопросы на случайных сходках, собиравшихся в базарные дни на форуме, а на самых собраниях по большей части говорил только один председатель; лишь иногда, когда вопрос был недостаточно ясен, к народу обращался еще какой-нибудь из заслуженных, известных сенаторов; председатель во всяком случае имел право не допускать никаких прений. В римском народном собрании не было и тени той свободы слова, которая существовала в афинском государстве, где каждый мог говорить, о чем ему угодно. Поэтому-то в Риме народное собрание находилось в руках у председателя, который всегда занимал какую-нибудь должность. Пользоваться влиянием на народ, не занимая никакой должности, только вследствие умения хорошо говорить, как это бывало в Греции, в Риме было невозможно. Поэтому же в Риме никогда не было таких безответственных руководителей народа, какими были греческие демагоги. А сам председатель, прежде чем выносить какой-нибудь вопрос на решение народного собрания, обыкновенно обращался за согласием к сенату и предлагал народу вопрос в такой форме, которую одобрил сенат. Народу оставалось или целиком отвергнуть этот вопрос, или целиком принять его без всяких возражений.

И теперь, закончив свою речь, председатель сказал: «И вот, граждане, с согласия сената я предлагаю вам решить: угодно ли вам утвердить и одобрить войну с вейентами или нет?». Это значило, что теперь уже пора приступить к голосованию. Раздалась военная команда: «По центуриям, стройся!» Огромная площадь заволновалась. Граждане разделились на группы, и каждый отошел к той центурии (роте), к которой он был приписан. Впереди всех встали 18 центурий самых богатых людей в Риме, которые должны были на войну являться на коне и потому назывались всадниками; из них 6 первых состояли из патрициев. Затем следовали 80 центурий первого класса, состоявших из граждан, обладавших полным земельным наделом – югеров в 20; это были уже крестьяне, хотя и бедные; позднее их состояние было оценено на деньги, причем в этот класс были занесены граждане, имевшие состояние не менее как на 100 000 ассов. Затем следовали крестьяне уже победнее, с земельными участками приблизительно в 15, 10 и 5 югеров; они составляли три следующих класса – 2‑й, 3‑й и 4‑й – по 20 центурий в каждом. Позади них стояли 30 центурий еще более бедных людей, у которых было только по 1/8 полного земельного надела (2–3 югера). Это был 5‑й класс. Наконец, позади всех стояли уже самые бедные люди, не имевшие никакой собственности; их звали в Риме пролетариями, и они составляли только одну центурию. Из ремесленников медники и плотники стали в рядах второго класса (из них были образованы 2 центурии); музыканты – в рядах более бедных граждан 4‑го класса, образовав также 2 центурии.

Когда граждане разделились по центуриям, то сразу бросилась в глаза разная их численность. В большом числе пришли только всадники, т. е. самые богатые люди; они были почти все в сборе. Много (хотя и значительно меньше) было граждан почти во всех центуриях первого класса; но уже в центуриях 2‑го класса было много отсутствующих, а граждан следующих классов оказалось совсем мало. Среди последних центурий были такие, в которых оказалось всего по несколько человек. Как мы уже говорили, бедным людям из-за их хозяйственных забот было трудно отлучаться из дому даже и в важных случаях. Но помимо этого у них не было и желания приходить на собрания по центуриям, так как дело обыкновенно решалось одними центуриями первого класса (их было большинство – 98 из 193), и другим центуриям не приходилось обыкновенно даже и участвовать в голосованиях. Различались между собой центурии по численности еще и потому, что в каждом классе одна половина центурий состояла из людей пожилых (от 45 до 60 лет), а другая половина – из молодых (от 17 до 45 лет). Конечно, число людей старших было меньше, чем младших, потому что вообще людей после 45 лет меньше, чем до этого возраста.

Но вот началось голосование. Оно происходило тоже в нескольких местах. Выстроившиеся по центуриям граждане через узкие мостки шли в огороженное плетнем место (ovile, saepta); при входе в него стояли контролеры, которые опрашивали каждого голосующего о его мнении, объявлять ли войну вейентам или нет, и отмечали на особой таблице точкой, за что он подает голос – за войну или против. Голосование таким образом происходило открыто, и мнение каждого становилось известно всем окружающим. Поэтому-то многие не решались голосовать по убеждению, боясь этим вызвать против себя неудовольствие своих кредиторов или соседних помещиков, а часто просто опасаясь высказываться открыто против ясно выраженного общественного мнения.

Как и всегда, первыми голосовали всадники. Контролеры быстро подсчитали, что в каждой из всаднических центурий огромное большинство высказалось за войну, и особые глашатаи тут же громко объявили результат голосования. Затем наступила очередь для центурий первого класса. И здесь единодушие было почти полное: одна за другой проходили центурии этого класса за плетневую ограду, и в каждой из них большинство оказывалось за объявление войны вейентам. Когда проголосовали все 80 центурий первого класса, дальнейший счет был прекращен: 80 пехотных центурий вместе с 18 центуриями всадников составляли большинство. Ожидание низших классов, что до спроса их голосов дело не дойдет, подтвердилось в полной мере. Если бы даже все остальные центурии голосовали против войны, это не изменило бы результата голосования. Но ожидать этого было нельзя ни в каком случае: от предстоящей войны все римляне – и богатые, и бедные, и патриции, и плебеи – ожидали земельных наделов и доли военной добычи. Поэтому-то война с Вейями была популярна, как и вообще все войны в то время, и спор между римлянами шел лишь о том, что сделать с завоеванной землей и как ее разделить…

Когда подсчет голосов первого класса был окончен, председатель собрания снова взошел на свое место и торжественно объявил о результатах голосования. После этого собрание было распущено и с крепости снято красное военное знамя, развевавшееся на ней. Дело было окончено, война с вейентами решена. Правда, решение народного собрания подлежало еще утверждению со стороны сената, но никто не сомневался, что сенат, сам поднявший вопрос о войне с Вейями, одобрит ее. Граждане расходились по домам в полной уверенности, что уже через несколько дней им придется выступить в поход.

Прошло после этого около 100 лет. Уже давно кончилась война с Вейями, которая была решена на описанном народном собрании, и римляне в ряде чудесных рассказов вспоминали о геройском мужестве своих дедов, боровшихся под Вейями, и о подвигах своих полководцев. В этих рассказах было много вымыслов и прикрас, потому что римлянам хотелось представить дела своих предков как можно более в славном виде. Но даже и без выдумок римлянам было чем похвалиться в своих воспоминаниях о вейентской войне; она и в действительности имела славный для них исход. Когда после долгой и упорной борьбы Веи были наконец взяты, римляне разрушили этот богатый город до основания; вейентская земля была присоединена к римской области, и все вейентские граждане проданы в рабство; огромные, по тогдашним понятиям, богатства, состоявшие из денег, золотых и серебряных предметов, достались в руки победителей и были разделены между воинами. Но римляне любили вспоминать о войне с Вейями не только потому, что она принесла славу их оружию; со времени этой войны стала изменяться довольно быстро и жизнь внутри Римского государства, и теперь многое из того, о чем говорил на форуме народный трибун, уже осуществилось. Пойдем снова на римский форум в базарный день и посмотрим, что там происходит.

Римлянин в тоге

Вон кучка крестьян, приехавших, как и прежде, в Рим за покупками; их несколько больше, чем прежде, потому что владения римлян расширились и в Рим приезжали теперь крестьяне не из одного только Лациума, но и из областей Северной и Средней Италии; к тому же развились и торговые сношения Италии с Римом, и крестьяне чаще, чем прежде, стали наезжать в Рим за покупками. Но не только числом отличаются эти крестьяне от своих предков, 100 лет тому назад тоже приезжавших в Рим; они держатся смелее и свободнее, и меньше робости в выражении их глаз; видно, что они вырвались хоть отчасти из цепких тенет нужды, которые прежде так крепко их держали. Действительно, после взятия Вей положение крестьян стало улучшаться; после жарких споров с патрициями им удалось добиться, что уже из той земли, которая была отнята у вейентов, им были даны не прежние ничтожные наделы югера по 2, а довольно крупные земельные участки по 7 югеров; а вслед за вейентской войной в течение всего IV века крестьяне вели еще много других удачных войн – с этрусками, вольсками, эквами, самнитами, и на отнятых у них землях они каждый раз получали небольшие наделы в полную собственность; и таким образом под влиянием удачных войн их положение стало мало-помалу облегчаться. Потому-то и чувствуют они себя более независимо на городском форуме, и не видно прежней забитости во всем их облике.

А вот в белых тогах, из-за которых проглядывают широкие пурпуровые полосы туники, стоят несколько сенаторов. Трудно поверить, что в этой группе мирно, по-товарищески беседующих людей сошлись потомки когда-то непримиримых врагов – патрициев и зажиточных плебеев. А между тем это так, и теперь богатый плебей действительно чувствует себя ничуть не ниже самого знатного патриция. Мало того: вот потомок знатной патрицианской фамилии почтительно слушает речь человека, одетого в тогу, окаймленную пурпуровой полосой, какую носят лица, занимающие высшие должности в государстве. Это консул; он родом из плебеев, но в теперешнее время это не умалит его достоинства, и на его плебейское происхождение уже никто не обратит внимания. Уже давно высшие должности консула, диктатора, вновь учрежденная в IV веке должность претора стали доступны для плебеев; теперь они ничем не отличались по правам от патрициев и наравне с ними вошли в состав новой знати, образовавшейся в Риме, – нобилей.


Скачать книгу "Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни" - Сборник бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Культурология » Римская Республика. Рассказы о повседневной жизни
Внимание