День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия

Николас Райт
50
5
(2 голоса)
1 1

Аннотация: История распятия Иисуса и символ креста даже сегодня, когда принято говорить о кризисе христианства, сохраняют огромную силу влияния на нас и нашу жизнь. А что же на самом деле случилось тогда, 2000 лет назад, и есть ли основания говорить, что в тот день произошло нечто такое, что радикально изменило мир? Когда Иисус из Назарета погиб ужасной смертью на кресте от рук римских солдат, никто не видел в нем героя. Когда его тело спешно клали в гробницу, никто не говорил, что его смерть обернулась чудесной победой, стала героическим мученичеством. Его движение, представлявшее собой разношерстную группу последователей, умерло вместе с ним. Мир не изменился. Еще один молодой вождь был жестоко казнен. Однако, обращаясь к этому дню в свете того, что произошло вскоре после него, последователи Иисуса делали шокирующий вывод: смерть Иисуса стала началом революции.

Книга добавлена:
30-01-2023, 08:33
0
389
91
День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Содержание

Читать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия"



Римлянам 5–8 и новый Исход

Римлянам 5: смерть Иисуса и приход Царства

Обычно в данном случае говорят: «Взгляните на Римлянам 3:21–26, там вы найдете все, что вам нужно». Но на самом деле Римлянам 3, как бы ни была важна эта глава, является частью иной аргументации. Это самый центр размышлений Павла о «праведности» Божьей – то есть о его верности завету. И речь тут идет о завете с Авраамом, о котором Павел подробнее говорит в главе 4. Этот завет был не просто заветом с Авраамом, как понимает Павел, но и обетованием о том, что через Авраама и его семью Бог благословит все народы. Если этот пункт (как часто бывает) вызывает у кого-то сомнения, можно обратиться к краткому подведению итогов всего в 15:8–9:

Мессия стал служителем обрезанных, чтобы явить истинность Бога ради истины Божией – то есть чтобы исполнить обещания, данные отцам, и чтобы народы славили Бога за его милость.

Так сам Павел суммирует сказанное им. Краткие резюме, игнорирующие большую часть тех элементов, которые он заботливо разъяснял, опасны, и их не стоит употреблять.

Однако именно это делают традиционные интерпретаторы Римлянам 1–4, опирающиеся на идею «договора дел». При таком прочтении – и об этом говорят бесчисленные комментарии, это мы слышим в бесчисленных проповедях – обетования Аврааму всегда теряют свое значение. Этот патриарх становится просто хорошим примером того, кто получил «оправдание верой». Но это несправедливо по отношению к подлинному смыслу слов Павла и неверно передает библейский смысл выражения, которое часто переводят как «праведность Божия» (в 1:17; 3:5; 3:21 и 3:25–26). Римлянам 3:21–26 – это на самом деле сжатое утверждение об «искуплении, которое обретается в Мессии Иисусе», и это утверждение не о «богословии искупления» во всей его полноте, но утверждение, с указанием на верность Бога завету, о «новом Исходе», который был достигнут через крест. (Слово «искупление» – почти технический термин для «Исхода», оно, разумеется, пробуждает образы рынка рабов, но таким первичным рынком в Библии был Египет, из которого Бог освободил потомков Авраама.) Этот «новый Исход», несмотря на неверность Израиля (2:17–3:9), позволил Богу наконец осуществить свой давнишний замысел. Этому будет посвящена наша следующая глава.

Сейчас же мы рассматриваем тот отрывок, где Павел говорит об этом «новом Исходе» подробнее, стараясь объяснить, как он действует. Это следующий раздел Послания: Римлянам 5–8. Об этом не говорят многие книги, посвященные Павлу или систематическому богословию, если они предполагают, что первые четыре главы Послания говорят о «проблеме греха» и «как Бог ее решал», а следующие четыре переходят к иным темам, вытекающим из предыдущей, но не тем, которые у Павла занимают центральное место, когда он размышляет о спасении, данном через Иисуса. На самом же деле, как показывают приведенные выше цитаты, главы 5–8 говорят о смерти Иисуса и ее смысле чаще, чем любая другая часть Послания к Римлянам (да и, если уж на то пошло, чаще, чем любые другие тексты Павла). Нам надо понять, о чем говорят эти главы. Все указывает на то, что тут Павел подробно рассматривает «новый Исход»: спасение людей от рабства, но не от египетского рабства, а от порабощения «грехом», и их путешествие в землю Обетованную, но не в Ханаан, а в мир обновленного творения.

Нам надо двигаться к этому шаг за шагом. Все Послание к Римлянам как целое имеет хорошо продуманную композицию, но главы 5–8 построены еще прекраснее. Это не значит (как считают некоторые), что данный раздел был изначально написан для другой цели. Скорее это показывает, с какой тщательностью с точки зрения структуры и тем Павел выстраивал свои аргументы. Главы 5–8 находятся ровно на своем месте в аргументации всего Послания в целом. Некоторые линии мысли переходят из глав 1–4 в 5–8, а иные тянутся от 5–8 к 9–11. Мы не можем подробно говорить об этом.

В частности, главы 6–8 разворачивают перед нами детальную картину новой Пасхи и нового Исхода, где одновременно речь идет о длинной и мучительной истории Израиля под Моисеевым Законом. Как уже говорилось, в эпоху Второго Храма ожидания «нового Исхода» смешивались со стремлением реально «вернуться из изгнания», избавиться от «проклятия Закона» Второзакония. И в такое искупление, конечно, входит «прощение грехов», которое, как мы видели, разбирая Послание к Галатам, освободит Израиль от его уз, а также позволит «грешникам из язычников» примкнуть к народу Божьему. Примерно об этом Павел размышляет и в этих главах.

Но стоит начать с того, в каких рамках стоит этот текст. Во вступительной части (5:1–5) уже звучит общая тема: тот, кто «оправдан верой» (а тут суммируется 3:21–4:25), получает надежду – надежду «славы Божьей» – через дар Духа. Переход от оправдания к надежде подробнее рассматривается в 5:6–11, что предвосхищает окончательное торжество 8:31–39: если Мессия умер за нас, когда мы были еще слабыми, безбожными грешниками, отсюда следует, что через него мы будем в конечном итоге спасены. Такова логика надежды. И это же логика любви: любовь, о которой шла речь в 5:6–11, со всей силой прославляется в 8:31–39.

Тут логика мысли Павла сравнительно прямолинейная. Как он это часто делает, он просто заявляет, что Мессия «умер за нас», что его смерть «примирила нас с Богом» (5:10); он не объясняет, каким образом эти обманчиво простые с виду вещи были достигнуты. Однако в середине цепочки своих рассуждений Павел говорит нечто такое, что часто оставляют без внимания, но что может дать нам новый ключ к пониманию двух текстов: с одной стороны, 3:21–26, а с другой – 8:1–4:

Поэтому, поскольку нас объявили оправданными кровью Его, мы тем более будем чрез Него спасены от грядущего Божьего гнева! (5:9)

Об этом «грядущем гневе» Божьем Павел уже говорил как о главной угрозе, нависшей над родом человеческим, в 1:18. Он снова повторил это в 2:5 («Ты накапливаешь себе гнев на день гнева и откровения праведного суда Божия»). Большинство людей, читавших 3:24–26, предполагало, а затем пыталось доказать, что Павел говорит тут примерно следующее: этот «гнев» падает на Иисуса вместо его народа, Бог делает из Иисуса жертву «умилостивления», которая способна отвратить гнев. Я и сам так думал, что отражают мои комментарии и книги. Но такая интерпретация сталкивается с одной проблемой. Тут, в Римлянам 5:9, Павел снова говорит об «оправдании кровью его», что представляет собой краткое резюме 3:21–26, а затем говорит, что в результате такого «оправдания» верующие будут спасены Иисусом от того гнева, время которого еще не настало. Тут есть несоответствие. Если проблема гнева решена в 3:24–26 – иными словами, решена через смерть Иисуса, которая стала основой нынешнего «оправдания», – зачем тогда Павел говорит о ней в главе 5 как о проблеме будущего? Ответ на это, как я полагаю, дает текст 8:1–4, к которому мы скоро обратимся.

Как бы то ни было, с надеждой, которую упрочила смерть Мессии, Павел может обернуться назад и окинуть взором всю библейскую историю от Адама до Мессии (5:12–21). Если Бог призвал Авраама и установил с ним завет ради того, чтобы спасти мир от его горькой участи, то теперь эта цель была достигнута в Мессии, но это еще не все: с Мессии начинается век нового творения – это не просто возврат к творению изначальному. Вот что значит «тем более» стихов 15 и 17. Вот о чем говорит обетование о том, что получающие обилие благодати Божьей «будут царствовать в жизни» (стих 17). Снова речь тут идет о цели спасения, о восстановлении человека в его подлинном достоинстве, о завете призвания, о царственном священстве людей. Это насыщенный отрывок, но если неспешно его изучить, все в нем обретает смысл – в таком контексте. Замысел об Адаме, о людях, которые призваны вместе с Богом править творением, снова стал реальностью.

В этом и через это Павел указывает на смерть Иисуса, и разные ее смыслы там пересекаются. Это «дар по благодати этого одного Человека, Иисуса Мессии» (стих 15), «свободный дар» (стих 16), «обилие благодати» (стих 17), «дело праведное» (стих 18) и «послушание» (стих 19) – последнее перекликается с «был послушным до смерти» в Послании к Филиппийцам 2:8. И все это есть работа «Божьей верности завету»: таким выражением я попытался перевести и развернуть насыщенные слова Павла в стихе 21. И все это, в частности, прямо связано с приходом Царства Божьего или «благодати» (5:21). Тут царствование благодати кратко говорит о том, что Бог воцарился, то есть Царство Божье есть царствование божественной благодати.

Другими словами, все это язык, которым говорят о Царстве Божьем. Вот как Бог установил свое суверенное правление на земле, как на небе. Вот как он спас людей, чтобы они стали частью новой реальности, ее активными участниками, а не просто получателями. Освобожденные от греха, они снова могут исполнять то, к чему были призваны, – и это крайне важно принимать во внимание, когда мы думаем о том, как эта «революция» действует в последователях Иисуса и через них, продолжая действовать и сегодня. Во всем этом Павел, утверждая, что Бог спас людей через смерть Иисуса, рассматривает ее смысл с разных точек зрения, так что получается объемная картина. Пока еще он не объяснял, как это произошло. Мы увидели цель, но не средства. О последних речь пойдет дальше.

Павел включил в свое повествование об Адаме и Мессии мрачную тему иудейского Закона: «Закон же был рядом, чтобы умножилось преступление в полной мере» (5:20). Что это значит? Богословы прошлого, в том числе сторонники идеи «договора дел», видели в иудейском Законе эквивалент заповедей, данных Адаму и Еве. По их мнению, это были нравственные стандарты, которым Израиль был призван соответствовать, чтобы оставаться народом Божьим. Все люди, в частности Израиль, должны были соответствовать этому высокому нравственному идеалу, чтобы быть «правыми» в глазах Бога. Затем стало ясно (если смотреть на ситуацию в свете «договора дел»), что Израиль неспособен хранить Закон. Это значит, что «Закон» можно воспринимать как негативную, опасную и, быть может, даже демоническую силу. Бог дал Закон, как некоторые считают, желая запугать людей угрозой суда, чтобы они искали спасения в Евангелии. Может показаться, что тут есть верная логика, особенно если смотреть на все это с точки зрения закона дел. Но это не логика Павла.

У Павла за этим стоит более долгая и сложная история, которую он развернет в главе 7. Это повествование о загадочном и удивительном замысле Божьем, стоящем за Законом, и эту мысль он вплетает, думая о том, что скажет после, в историю Адама и Мессии в главе 5. «Закон же, – говорит он, – был рядом, чтобы умножилось преступление в полной мере». Выделенное курсивом слово «чтобы» тут крайне важно. Павел намекает на то, что порой мрачная и печальная история Израиля, который долго скатывается вниз, чтобы подпасть под «проклятие» Второзакония, входила в Божий замысел. Падение народа, находящегося под властью Закона, должно было стать средством искупления. И даже изгнание, долгая жизнь чужака под проклятием Закона, было частью спасительного замысла Бога. Слово «чтобы» говорит о том, что таково было намерение Бога. Это не случайность. Это не последствие вмешательства демонических сил, исказивших замысел Божий.


Скачать книгу "День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия" - Николас Райт бесплатно


50
5
Оцени книгу:
1 1
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Религиоведение » День, когда началась Революция. Казнь Иисуса и ее последствия
Внимание