Операция "Молодожёны" или Задачка о чёрном квадрате

Татьяна Злыдня
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В начале весны 1942 года под городом Горьким высаживаются двое агентов-парашютистов, прошедших подготовку в разведшколе абвера и заброшенных в тыл с целью шпионажа в интересах фашистской Германии. Шпионы сдаются органам госбезопасности и вскоре их привлекают к участию в радиоигре с целью снабжения вражеской стороны дезинформацией.

Книга добавлена:
28-12-2023, 11:16
0
110
41
Операция "Молодожёны" или Задачка о чёрном квадрате

Читать книгу "Операция "Молодожёны" или Задачка о чёрном квадрате"



-17-

17.

- Итак, начинаем вашу подготовку, Василий Федорович.

Полковник выложил перед Ромашовым две папки, развязал их и открыл. Каждая содержала по кипе листов бумаги с напечатаным текстом.

- Здесь 252 шифрограммы. В папке слева все, начиная с первой, которые отправляли вы с Лидией Николаевной. Справа — те, что слал вам «Дедушка». Текст каждой строго датирован и помечен временем отправления или принятия. Ваша задача — выучить их все. И свои, и «дедушкины». Дословно, чтобы от зубов отскакивало, чтобы за каждую букву вы могли отчитаться как за собственноручно написанную. Вы должны также иметь в голове все даты — когда какая шифрограмма была отправлена. Это ваше домашнее задание, самостоятельная работа, выражаясь вашим языком. Справитесь?

- Справлюсь, - сказал Ромашов уверенно. - У меня профессиональная учительская память.

- Вот и посмотрим что у вас там за память. От вашего прилежания в учебе, товарищ учитель, сейчас во многом зависит не только успех операции в перспективе и не только ваша собственная жизнь. Помните об этом. Не заставляйте меня жалеть о моей доброте.

- Я понял вас. Я выучу. Сколько у меня есть времени?

- Я приеду послезавтра, мне надо отбыть из города. Так что времени у вас вагон с прицепом. Без малого двое суток. Проверять буду с пристрастием, не подведите меня.

Сложнее всего Ромашову как гуманитраю пришлось с запоминанием цифр, коих в шифрограммах содеражалось с избытком. Не только даты связи, но «разведданные» по численности формируемых в городе войск, количеству боевой технихи, отправляемых эшелонов, координаты «стратегических объектов» для бомбардировок вражеской авиации, денежные суммы, передаваемые информаторам за предоставляемые ими сведения... Василий завел отдельную тетрадь, расчертил ее на столбики и клеточки и выписывал туда все встречающиеся цифры только в ему понятной последовательности и соотносимости. Лида, заглянув в эту мешанину единожды, засомневалась в целесообразности такого метода и робко высказала свои опасения, на что Ромашов легкомысленно рассмеялся и пояснил, что метод этот работат безотказно и в свое время очень помог ему с классификацией и удержанием в памяти исторических событий.

Летунов результатом остался удовлетворен.

- Твердая вам пятерка, товарищ учитель! - сказал он. - Я приятно удивлен вашими способностями. Кажется, с вами в этом смысле вполне можно иметь дело...

Первое «очное» занятие провел Коротков. Он вытащил из своего планшета, который прятал под полой гражданской куртки, несколько карт и развернул на столе.

- Это город Горький. Он стоит на пересечении двух рек. Ока впадает в Волгу. Место слияния рек исстари зовется Стрелкой. На Стрелке находится речной грузовой порт. Город условно разделен на верхнюю и нижнюю части. Нижняя часть — это Канавино, Сормово, Молитовка, Автозавод, Пески. В общем, бывшие поселки, а сейчас крупные рабочие районы, образованные вокруг заводов и фабрик. Львиная доля производства сосредоточена в нижней части. Но наверху промышленность тоже присутствует.

- Вы возили нас наверх, правильно?

- Да. По Окскому мосту. Вот он, недалеко от Стрелки. Этот мост - единственная постоянная переправа, соединяющая берега. Вот здесь живете вы, - лейтенант ткнул пальцем почти в самый левый верхний угол одной из карт. - Я пометил вас маленьким кружочком.

- А остальные кружочки?

- Это стратегические объекты, местоположение которых вы должны безошибочно определять по карте. Каждый из объектов подписан. Вот это, например, автозавод. Вот это завод имени Ленина. Это — кремль, там сосредоточены основные правительственные и партийные учреждения. Вот вокзал. Там вы встречали Пирогова. Вот тут аэродром. И так далее. Изучайте внимательно.

- А что на других картах?

- Это - карта области. Это - аэросъемки пригородов. Все это вы тоже должны знать. Всю топонимику, примерное расстояние, положение объектов относительно друг друга. Вот тут внизу географическая карта с природными ландшафтами. Для сличения и наглядности. Есть вопросы?

- А вот здесь что? - Ромашов указал на то место, где по его разумению, должен был располагаться большой дом с колоннами — бывшая церковь, которую они проезжали в ту приснопамятную ночь знакомства с генералом.

- Это территория бывшего Благовещенского мужского монастыря.

- А сейчас там что?

- Там много всего. Общежития, организации, склады, хозяйственные помещения. Еще вопросы?

- Нет, у меня больше нет вопросов.

- Тогда изучайте.

После ухода Короткова Ромашов долго изучал карты, а вечером развесил их над собственной кроватью — чтобы всегда были перед глазами. Как учитель он знал, что «наглядные пособия», находящиеся на виду у ученика, всегда способствуют процессу запоминания и усвоения материала.

- Собирайтесь, Василий Федорович, поедемте кататься, - нарочито легкомысленно заявил полковник и посмотрелся в зеркало, критически окинув взглядом свой новый наряд. Брючный костюм-тройка из хорошей шерсти необыкновенно шел ему и сидел на плечах ничуть не хуже формы. - Сегодня у нас по плану экскурсия.

Ромашов, одетый в брюки со стрелками, теплый свитер и куртку, влез за заднее сиденье знакомой черной «Эмки» рядом с Летуновым. Коротков, облаченный в черное гражданское пальто, завел мотор и спросил:

- По маршруту?

- По маршруту, лейтенант. Трогай.

- Сейчас мы с вами заедем в несколько мест и познакомимся с парочкой интересных людей, - пояснил полковник. - Для начала побываем, наконец, на вашей работе. Должны же вы знать, где проводите целые дни.

На проходной Сормовского завода их встретил и препроводил в узенький кабинет на втором этаже административного здания маленького роста кряжеватый мужчина с лошадиным лицом и скрипучим голосом, одетый в легкую кацавейку и кепку-восьмиклинку.

- Кубасов, - представился он, - Евгений Львович. Наконец-то я вас увидел воочую, товарищ Чугунов. А то мне товарищ полковник приказал вас оформить к себе на работу практически вслепую.

- Евгений Львович, расскажите Петру Ивановичу как он работает.

- А прекрасно работает, товарищ полковник. Чудо-работник! Дисциплинированный, обязательный, исполнительный, трудолюбивый. Взысканий не имеет. Зато вот, пожалуйста, благодарность от начальства получил. Руководством отмечен как перспективный, скоро пойдет на повышение. - Кубасов открыл шкаф, достал оттуда заранее припасенную папку и вручил ее Ромашову. - Любопытствуйте, товарищ Чугунов. Вся ваша трудовая деятельность на нашем предприятии как на ладони. Комар носа не подточит. Красота! Делал как для себя.

Кубасов тихонько, вкрадчиво рассмеялся своей шутке, снизу вверх заглядывая в глаза полковнику. Летунов в ответ чуть улыбнулся, и Ромашов понял, что этот лошадиный человечек тоже, скорее всего, служащий органов безопасности, в обязанности которого входит наблюдение порядка на заводе.

- А теперь, Петр Иванович, пойдемте, я ознакомю вас с вашим рабочим местом. А потом проедемся по заводу, я покажу и расскажу вам где какой цех находится.

Напротив вокзала случилось дорожное происшествие. Два извозчика не поделили широкую пустую дорогу. Две телеги: одна, запряженная буланой кобылой и груженная дровами и другая, которую тянул каурый жеребец, заваленная навозом, столкнулись бортами и понесли потери. У первой обломалась ось колеса, от второй отлетело несколько досок, из-за чего мостовую усыпало доброй половиной натурально пахнущих удобрений. Лошади нервно ржали, извозчики смачно матерились и рьяно размахивали руками, прохожие любопытно пялились на бесплатный аттракцион.

Коротков притормозил неподалеку, но мотор не заглушил.

В толпе Ромашов увидел двоих пехотных офицеров с погонами на плечах и невольно засмотрелся на них. Погоны в армии ввели еще зимой, приказ об этом печатали в «Правде», но военнослужащих в новой форме ему приходилось лицезреть всего пару раз, и то издалека, во время продуктовых вылазок с Красновым, поскольку чекисты всегда являлись к ним в дом в штатском.

- На вокзал мы тоже пойдем? - спросил Ромашов.

- Нет, - покачал головой полковник. - Это ни к чему. Железная дорога — это зона ответственности Лидии Николаевны. Вы совершенно не обязаны разбираться в том, к чему не имеете отношения. Если вы и встречали свою жену с работы, то туда, где вас не должно быть, вас все равно не пустили бы. Будут спрашивать, так и ответите. Мол, не знаю, простите.

- Тогда зачем мы здесь?

- Терпение, Василий Федорович, - сказал полковник и посмотрел на часы.

Военные действия на дороге набирали обороты. Владелец буланки пошел в активное наступление и стал толкать соперника в плечо. Владелец каурого, не рассусоливая, сразу двинул оппоненту по уху. Зрители охнули. От удара тот упал, но тут же поднялся и бросился на обидчика с кулками. Из толпы высокчили несколько доброхотов и принялись разнимать дерущихся.

Ромашов увлекся зрелищем и вздрогнул, когда в стекло двери, у которой сидел полковник, тихонько постучал маленький невзрачный мужчина в кожаном плаще и шляпе. Полковник сделал знак, мужчина оббежал машину и сел на переднее сиденье. Устроившись, он быстро и учтиво со всеми поздоровался, положил на острые коленки коричневый поношенный портфель, а на нее снятую шляпу. Сразу же суетливо заоборочавался маленькой головкой, покрытой жидкими волосиками, разглядывая Ромашова, и зачастил, чуть присюсюкивая тонкими бескровными губами и интонацией:

- Думал опоздаю, товарищ полковник! Мартынюк, понимаете, отпускать не хотел. Я говорю, понимаете, дело важное, а он мне - «отчет на стол и иди». Я ему: «завтра отчет», а он мне, понимаете, в категорической такой форме...

- Блох, давайте без лирики, - поморщился Летунов.

- Извините, товарищ полковник. Конечно, много говорю, понимаете, нервы, - смутился Блох, приложив раскрытую ладошку ко рту.

- Знакомьтесь, Тимофей Кондратьевич. Это человек, который покупает у вас информацию. Чугунов Петр Иванович.

- Здравствуйте, - Блох протянул руку. - Очень, понимаете, приятно познакомиться. У вас хорошее лицо. Вы внушаете доверие.

- Спасибо, - коротко ответил Ромашов на рукопожатие и замолчал, потому что не знал что еще на это сказать.

- Тимофей Кондратьевич работает на железной дороге. К несчастью своему подвержен чрезмерному увлечению азартными играми. Покер, рулетка, понимаете?

- Понимаю.

- Вот. На этом он вам на крючок и попался. Так как страсть к игре не всегда ходит об руку с удачей, а в случае с Тимофеем Кондратьевичем страсть и удача вообще ходят разными маршрутами...

На этих словах Блох застенчиво потупился и почесал нос.

-... то он испытывает обыкновенную в таких случаях потребность в постоянных значительных денежных вливаниях. Кои, разумеется, не может удовлетворить его мизерная зарплата. Вы, Петр Иванович, предложили финансово поучаствовать в жизни товарища Блоха, а взамен попросили сущую ерунду — рассказывать о перемещениях военных эшелонов с вооружением, снабжением и солдатами. По роду службы Тимофей Кондратьевич имеет доступ к такой информации.


Скачать книгу "Операция "Молодожёны" или Задачка о чёрном квадрате" - Татьяна Злыдня бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Роман » Операция "Молодожёны" или Задачка о чёрном квадрате
Внимание