На ближних подступах

Николай Второв
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Осенью 1941 года, когда гитлеровские дивизии рвались к Москве, на захваченных врагом подмосковных землях разгорелась партизанская борьба. В бывшем Осташевском районе против немецких оккупантов сражался сводный партизанский отряд.

Книга добавлена:
24-11-2023, 13:01
0
168
60
На ближних подступах

Читать книгу "На ближних подступах"



14

Приближалась двадцать четвертая годовщина Великого Октября. Гитлеровская пропаганда трубила на всех перекрестках о падении Москвы и Ленинграда, о готовящемся параде фашистских войск на Красной площади.

Коммунисты, руководители партизанского движения, придавали большое значение борьбе против фашистской пропаганды. Лучшим разведчикам, которые к тому времени уже выявились в отрядах, наряду с их прямыми обязанностями по разведке часто поручалось распространение листовок.

…Как только начал заниматься хмурый осенний рассвет, командир отряда Иван Николаевич Назаров вызвал комсомольцев Толю Шумова, Володю Колядова и Юру Сухнева, передал каждому по свертку листовок, объяснил, где и кому передать. Потом Иван Николаевич сказал Шумову:

— А ты, Толя, после выполнения задания пойдешь в отряд Проскунина. Знаешь Василия Федоровича?

— Как же, он в райкоме работал. Я к матери часто заходил.

— Ну так вот, — вздохнув, продолжал Назаров. — Тебя переводят к нему, понимаешь?.. Там нужен разведчик. Проскунин вот здесь. — Командир показал на карте хутор Горбово на границе с Ново-Петровским районом. Пропуск — «Огонек».

Перевод в другой отряд был для Шумова неожиданным. Он был рад этому, потому что в отряде Проскунина была его мать. И не хотелось расставаться с друзьями — Володей и Юрой.

Назаров, сняв очки, протирал их носовым платком. Проговорил тихо:

— Ничего, Толя. У Проскунина люди хорошие…

Вскоре три приятеля — Шумов, Колядов и Сухнев — вышли из расположения отряда. На опушке леса они крепко пожали друг другу руки и зашагали в разные стороны.

Путь Шумова проходил мимо Щербинок. Река Руза. Плотина. Вокруг ни души. Холодный дождь перемежался сырым, липким снегом. Толя смело ступил на мостик. Шаги гулко зазвучали на тонких досках настила. И тут из-под старой ветлы на противоположном берегу вышел часовой, скрывавшийся там от непогоды. В каске, с автоматом наперевес, он тоже взошел на мостик. Оставалось одно — идти вперед. И Толя пошел. Они встретились как раз на середине. Слева — остатки перил. Внизу — черная ледяная вода омута.

Плюгавый солдатик в легонькой, мышиного цвета шинелишке правой рукой держал автомат наготове, левой принялся ощупывать карманы разведчика. Перочинный ножичек, нераспечатанная полосатая пачка «Норда» исчезли в карманах немца. Потом он сдернул с Толи шерстяной шарф, жестом приказал идти к берегу.

«Теперь, кажется, все, — подумал Толя. — Найдут листовки в сапоге. Все…»

Мысль билась лихорадочно. На берегу из-под автомата не уйти. Лучше уж вместе с фашистом в омут. Толя плавал хорошо, может, удастся выбраться.

Немец взял автомат на изготовку, хотел пропустить Толю вперед. Последняя возможность. И Толя решился. Поравнявшись с солдатом, он с силой толкнул его плечом, сам упал на край узких лав. Какие-то секунды Толя висел над водой, вцепившись обеими руками в стойку от сломанных перил. С трудом подтянулся. По омуту расходились круги…

Перемахнув овражек, Толя бежал по зарослям малинника и сухой крапивы. Сзади было тихо: гитлеровец или не выплыл, или утопил автомат. Толя остановился, перевел дух. Гулко стучало сердце, ноги дрожали. Он огляделся. Надо было заворачивать вправо, в лес.

В небольшой деревушке, неподалеку от реки Рузы, немцев не было. Четвертый дом от края — явочная квартира, о которой говорил Назаров. Толя постучался в низенькое оконце. Незнакомый высокий мужчина вышел на крыльцо, окинул взглядом паренька.

— Что надо?

— Спичек не найдется? — спросил Толя и полез в карман за папиросами.

Нераспечатанная пачка «Норда» была паролем, и, вспомнив, что ее нет, Толя развел руками, зардевшись, как девушка.

— Вот история, забыл… Папиросы немец отобрал. «Норд». Нераспечатанные.

Мужчина (это был Григорий Николаевич Самойлов) еще раз оглядел паренька, улыбнулся:

— Ладно, так или не так, идем в избу.

Толя передал листовки. Подпольщик засиял:

— Ну, молодец! В точку попал! Прямо-таки яичко к светлому дню. Встретим праздник, как надо!

Подбросив на руке сверток, словно взвешивая его, Самойлов добавил:

— Эти посылки мы «бомбой Жукова» зовем. Да, да, Жукова, Павла Васильевича, редактора.

Шумов собрался уходить.

— Э, нет, так не годится! — воскликнул хозяин. Он вынул из стола краюшку хлеба, откуда-то принес большой кусок сала.

— Вот. Так или не так, поешь в дороге. (У Самойлова была привычка чуть ли не к каждой фразе добавлять «так или не так».)

Рассказав, как лучше идти, в каких селах фашисты и где их нет, Самойлов крепко пожал разведчику руку:

— В добрый путь!

И путь действительно оказался добрым.

Вообще в тот день Толе чертовски везло. Искупал фашиста, вовремя доставил листовки — это уже удача. Но разведчика ожидал еще не один сюрприз.

Перейдя Рузу вброд, Толя направился в отряд Проскунина. Он неторопливо шагал краем лесной просеки, идущей параллельно тракту. Перед вечером стало морозить. Дорога окрепла, идти стало легче.

«Скоро зима, — подумал Толя. — Какая-то она будет, военная? А как было хорошо прошлой зимой! Школа, друзья, комсомольские лыжные кроссы… Классный руководитель Иван Николаевич Померанцев, молодой, веселый человек, зачинатель всех веселых затей… Оставался год — и военное училище, новая большая жизнь. И вот война. Во всем ее страшном обличье…»

Неожиданно сзади послышался треск моторов. Толя лег на землю, отполз в мелкий ельник. Восемь мотоциклистов на средней скорости проехали мимо, и тотчас же донесся нарастающий гул дизельных двигателей. Ближе, ближе…

Три тупорылых тягача с бронированными кузовами везли на прицепах какие-то странные орудия в брезентовых чехлах.

«Интересно! Почему их черт несет по этой просеке, когда рядом большак?» И тут Шумов вспомнил разговор партизан о том, что гитлеровцы подтягивают к передовым позициям какое-то новое, неизвестное оружие. Что за оружие, выяснить пока не удавалось.

«Открытых дорог избегают, большой секрет, видно», — опять подумал разведчик.

Тягачи прошли, и опять треск мотоциклов. Толя подполз ближе к просеке, ждал. Еще восемь мотоциклистов с пулеметами наготове. Опять тягачи. Один, два… пять. Последняя машина остановилась. Из радиатора валил пар. Водитель выскочил из кабины с ведром, пошел прямо на Толю, к канаве. Под кованым каблуком звонко хрустнул тонкий ледок. Гитлеровец наполнил ведро, вернулся к тарахтевшей на малых оборотах машине. В это время из кузова выпрыгнули два солдата в новенькой, с иголочки, форме, подошли к орудию, сняли сползший на ходу чехол.

Сердце разведчика заколотилось, от волнения перехватило дыхание… Так вот что это за диковина! Обыкновенный миномет, только шесть стволов. А калибр побольше нашей «стодвадцатки».

Солдаты натянули чехол как следует. Мотор взревел, звякнули траки гусениц, и тягач скрылся за поворотом.

С полчаса Толя лежал не шелохнувшись. Но вокруг была притаившаяся сумеречная тишина, какая бывает в лесу только глубокой осенью. Ни мотоциклистов, ни тягачей больше не было. Толя поднялся, вытряхнул из-за ворота еловые иглы, пошел дальше.

Как это бывает иногда с человеком после большой удачи, Толю всю дорогу преследовал мотив песенки: «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…»

И разведчик не удержался. Когда он уже в полной темноте вышел из леса, любимые слова чуть слышно слетали с его губ:

Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется,
Кто ищет, тот всегда найдет!


Скачать книгу "На ближних подступах" - Николай Второв бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Военная проза » На ближних подступах
Внимание