Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
307
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



К исходу 23 ноября, когда окружение 6-й и 4-й танковой армий уже состоялось, а 3- я румынская армия оказалась разгромленной, командующий группой армий «Б» направил в «Вольфшанце» телеграмму: «Несмотря на всю тяжесть ответственности, которую я испытываю, принимая это решение, я должен доложить, что считаю необходимым поддержать предложение генерала Паулюса об отводе 6-й армии».

Вслед за телеграммой Вейхса отчаянную радиограмму в адрес Гитлера направил командарм 6-й: «Мой фюрер! Со времени получения вашей радиограммы от 22 ноября положение резко изменилось. Замкнуть кольцо окружения на западном участке фронта противнику еще не удалось. Боеприпасы и горючее кончаются. Армия окажется в ближайшее время на краю гибели, если не удастся, сосредоточив все силы, нанести поражение войскам противника, наступающим с юга и с запада».

Телеграммы Вейхса и Паулюса породили в «Вольфшанце» крайне нервную обстановку. Они придали уверенности Цейтцлеру, ответственному за Восточный фронт. Он считал невозможной доставку по воздуху семисот тонн грузов, на которых настаивал Паулюс. Это мнение разделяли командующий 4-м воздушным флотом Рихтгофен и командир 8-го авиакорпуса Фибих.

Гитлер колебался. В ночь на 24 ноября он вроде бы согласился, что вариант Цейтцлера предпочтительнее для выхода из кризиса под Сталинградом. Начальник Генштаба ОКХ даже отослал Вейхсу телеграмму, что прорыв 6-й армии в принципе одобрен и, наверное, утром в Гумрак поступит официальный приказ ОКХ.

Утром 24 ноября Главком «люфтваффе» Геринг сообщил фюреру, что он организует снабжение по воздуху окруженной под Сталинградом группировки при условии удержания аэродромов для посадки самолетов. Кейтель и Йодль с воодушевлением ухватились за эту гарантию командования ВВС!

Обстановка в Главной Ставке приобретала все более критическую остроту. Каждый следующий день Сталинграда становился все нетерпимее. Тема обеспечения 6-й армии по воздуху и 26 ноября доминировала на совещании при анализе обстановки вокруг «котла». Начальник отдела Главного штаба ВВС Кристиан заявил, что авиация в лучшем случае сможет доставлять в «котел» не более ста пятидесяти тонн грузов ежедневно. Пятьсот тонн – это не реальная цифра.

«Пожарные меры», принимаемые Главной Ставкой по спасению окруженных войск, не приносили ожидаемых результатов. В спешном порядке формировалась новая группа армий «Дон» во главе с Манштейном. 24 ноября его поезд прибыл из Витебска в Новочеркасск, и он тотчас направил обнадеживающую радиограмму Паулюсу в «котел».

Дал знать о себе Манштейн и в Главную Ставку. Цейтцлер доложил суть его соображений, но не высказал своего мнения. Фюрер остается спокойным, но все отвергает: «У Манштейна хорошие оперативные идеи, но, учитывая общую обстановку, они представляют собой пустую теорию».

В конце совещания Цейтцлер просит предоставить, в случае необходимости, свободу действий 6-й армии. Фюрер резко отвергает это. Речь может идти только о деблокировании, для чего имеются главные силы 4-й танковой армии.

Тем временем кольцо окружения неумолимо сужалось. С 24 по 30 ноября площадь, занимаемая войсками 6-й армии, уменьшилась более чем в два раза. Внутренний обвод Донского и Сталинградского фронтов русских зажал окруженных на территории в полторы тысячи квадратных километров. Ее протяженность с запада на восток не превышала восьмидесяти километров, с севера на юг была вдвое меньше.

Напряжение в «Вольфшанце» стремительно нарастало. В полдень 26 ноября Цейтцлер доложил Гитлеру, что 18-я армия Гречко нанесла удар по позициям 17-й армии Руоффа на реке Пшиш, севернее Туапсе. Прорыв русских в район Краснодара, на Тихорецк и Ростов ставили в тяжелое положение 1-ю танковую армию фон Клейста на Грозненском направлении. К тому же 30 ноября войска Закавказского фронта Тюленева так же перешли в наступление в районе Моздока.

Наступил декабрь. Все жестче становилась воздушная блокада 6-й армии, а на земле все дальше уходило внешнее кольцо окружения. Начальник Генштаб а ОКХ искусно обходил при докладах будни блокированных войск, представляя достижением стойкость 9-й армии Моделя на ржевском выступе и упорство в обороне 1-й танковой Клейста у Моздока.

Цейтцлер, словно притчу, настойчиво повторял при докладах в «Вольфшанце», что на Восточном фронте все идет удовлетворительно. Утром 1 декабря он позвонил в Главную Ставку, чтобы доложить Гитлеру последние фронтовые новости, не внушающие опасений.

– Мой фюрер, – бодро начал Цейтцлер, – особо опасных прорывов на Восточном фронте не произошло. В группе армий «Б» все идет удовлетворительно. В Великих Луках ситуация тоже сносная. Атаки русских у Сокольников носят местный характер. Отличились 12-я и 20-я танковые дивизии. Хотя морозы крепчают, но болота еще не замерзли. Это обстоятельство приходится учитывать, маневрируя войсками.

Гитлер резко прервал докладчика:

– Передайте мой приказ Клюге, Цейтцлер, что я запрещаю ему сдавать большевикам Великие Луки. Сокольники удерживать также до последнего солдата!

– Мой фюрер, со всех сторон поступают сведения о том, что Черноморский флот противника снова активизируется на море – сразу по два их крейсера обнаружены у Анапы и вблизи крымского побережья.

– А что же наш флот, Цейтцлер? – не то спросил, не то возмутился этим сообщением Гитлер. – Почему же наши суда, охраняющие крымское побережье, не смогли до сих пор их обнаружить? Пусть Редер выяснит ситуацию с этими крейсерами и доложит мне о принятых контрмерах!

– Будет сделано, мой фюрер, – отчеканил Цейтцлер. – Теперь о южном фронтовом крыле. На участках 17-й и 1-й танковой армий боевые действия носят локальный характер. Здесь важно упрочить фронт, если Москва не предпримет в ближайшие дни прорыва на Ростов со стороны Кантемировки.

– Этого удара, о котором я предупреждал Генштаб ОКХ в октябре, Цейтцлер, ни при каких обстоятельствах допустить нельзя. Тогда вообще не придется ставить вопрос о деблокаде 6-й армии. Но я слабо верю в прочность 8-й итальянской армии Гарибальди, – в голосе Гитлера сквозило разочарование. – Как Советы обошлись с румынами, мы уже знаем.

– Сталинград, мой фюрер, без перемен, – Цейтцлер почувствовал облегчение, ибо Гитлер сам затронул «больную тему». – Жалко, что Геринг улетел в Италию. Его прогнозы по боепитанию войск Паулюса далеки от обещанного. Это все.

Как ни торопил Манштейн предстоящее наступление на Сталинград, по расчетам начальника штаба группы армий «Дон» Шульца, ни одна из группировок раньше, чем 9 декабря, выступить не могла, как бы ни складывались дела в «котле».

До аэродрома в Питомнике ежедневно добиралось не более трети «транспортников», а вес доставленных ими грузов ни разу не превышал даже ста тонн. О трехстах тоннах в сутки пока думать не приходилось. Положение в «котле» приобретало тем временем все более драматический характер. Стремительно сокращались запасы продовольствия, и над окруженной людской массой нависла реальная угроза голода. С 1 декабря дневной рацион хлеба составлял всего лишь двести граммов на передовой и сто граммов в штабах всех уровней и тыловых службах. Общую зависть вызывали артиллерийские и тыловые части, имеющие штатный конский состав. Здесь офицеры и солдаты могли позволить себе небольшой дополнительный «мясной паек».

9 декабря Манштейн сообщил в «Вольфшанце», что при хорошей погоде, даже при недостаточном количестве войск, он двинется на выручку 6-й армии 11 декабря и уже 17 декабря предполагает соединиться с войсками Паулюса.

После вечернего обсуждения обстановки в журнал боевых действий ОКВ была вписана ремарка: «Фюрер весьма уверен и хочет восстановить позиции на Дону. Его намерение состоит в том, чтобы сорвать первую фазу зимнего наступления русских и не позволить им достигнуть решающего успеха».

Донесение командующего группой армий «Дон» о переходе в наступление армейской группы «Гот» с Котельниковского плацдарма поступило в «Вольфшанце» одновременно с донесением фон Вейхса о «не сильных атаках» русских севернее Богучара, Медово и станицы Верхнечирской в полосе обороны 8-й итальянской армии Гарибальди.

Гитлер созвал оперативное совещание. Входящего в зал начальника Генштаба ОКХ он встретил вопросом:

– Произошло что-нибудь ужасное, Цейтцлер?

– Нет, мой фюрер, – ответил «генштабист». – Манштейн вышел на рубеж реки Аксай и захватил один из мостов.

– Я из-за этой истории не сплю по ночам еще чаще, чем после того, что случилось на юге, – мрачно выдавил Гитлер. – Невозможно понять, что там происходит.

– Нужно срочным образом что-то предпринять! – заявил Цейтцлер. – Если бы русские использовали положение, то уже ночью могла бы произойти катастрофа. Поступают все новые сведения о подготовке высадки русских в Крыму. Они намерены воспользоваться там исключительно скверной погодой.

– Это возможно, Цейтцлер, – кивнул Гитлер и тут же обратился к «главному оператору» ОКВ: – А наш флот, Йодль, способен провести десантную операцию, используя непогоду?

– Мой фюрер, в условиях снежных бурь высадка десанта невозможна, – твердо заявил Йодль.

– Русские это делают. Они, значит, способны преодолевать трудности, – повысил голос Гитлер. – А вот мы в снежную бурю высадиться не в состоянии.

Чтобы погасить неудовольствие Гитлера, Цейтцлер перешел к анализу обстановки на Кавказе. Он предложил спрямить фронт у Орджоникидзе, отвести 1-ю танковую армию с плацдарма у Терека и за счет этого высвободить либо 13-ю танковую дивизию, либо дивизию СС «Викинг». Но фюрер панически боялся всяких отходов и сразу выдвинул «неотразимые контрдоводы». Если отступить с плацдарма у Орджоникидзе, то можно потерять всю технику. Это недопустимо.

Начальник Генштаба ОКХ вынужден был перейти к анализу обстановки на Сталинградском направлении:

– Утром мне звонил Манштейн. Противник начинает оказывать давление на 23-ю танковую дивизию. Это, наверное, сказываются вновь подтянутые силы. Но вообще в течение сегодняшнего дня развернулись очень серьезные бои. Противник взял Рычковский. Это очень неприятно, так как тут проходила линия снабжения.

– От него до 6-й армии еще свыше восьмидесяти километров, – подытожил эту часть доклада Гитлер.

Далее продолжался поштучный подсчет танков сначала в 17-й, потом в 11-й танковых дивизиях, какую куда из них перебросить для прикрытия брешей и стоит ли делать это вообще.

О положении на фронте 8-й итальянской армии генерал Цейтцлер высказался дипломатично. Здесь, в общем, ничего нового. Имеют место атаки русских малыми силами. Возможно, что они вообще имеют целью лишь сковать силы союзников. Но там, где стоят итальянцы, никогда нельзя ручаться за благополучный исход дела. Противник может предпринять тактический удар малыми силами и все-таки добиться успеха.

Гитлер согласился с этим выводом Цейтцлера:

– Если учесть все опасные моменты, то по-прежнему в особенно угрожаемом положении находится участок, занимаемый итальянцами. Это наш самый слабый союзник. В то же время на некоторых участках здесь почти ничего нет в глубине. Южнее мы уж как-нибудь вклиним бригаду Шульте, чтобы удержаться хотя бы на этом участке. Это будет некоторым заслоном. Но если итальянцы отступят под натиском одной только пехоты русских, действующей без танков, если они отступят, не смотря на отличное, казалось бы, оснащение колоссальным количеством артиллерии, то придется и мне стать пессимистом. Кстати, как дела у дивизии «Коссерия»?


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание