Новый старый дом

Нина Грай
100
10
(6 голосов)
6 0

Аннотация: Съездить с матушкой в Ресанскую губернию посмотреть на бывшую усадьбу их рода, дождаться, когда та образумится, и вернуться в уютную квартирку в Городе Вишен - таков был план Аглаи. Но, кажется, Родовой Дом вовсе не намерен их отпускать.

Книга добавлена:
18-10-2023, 17:01
0
5 396
73
Новый старый дом

Читать книгу "Новый старый дом"



Глава 20

Свой небольшой презент Александр Прохорович доставил в усадьбу во второй день июля. Точнее сказать, прикатил на велосипеде пристёгнутым сзади. Это, как и думалось, не были конфеты или книга. Он назвал его гидрозатвором.

– Зачем же такое нужно? – Аглая с недоумением рассматривала большую стеклянную бутылку литров на десять, стоявшую на столе кухни.

– Нет, это просто бутыль. С нею будет удобнее, а гидрозатвор у меня с собой. – Смущённый, но отчего-то счастливо улыбающийся, доктор полез в свой саквояж.

Оттуда аккуратно достал газетный свёрток. В нём оказалась тяжёлая резиновая пробка, по виду подходящая для бутыли, с торчавшей из неё стеклянной трубочкой. Ещё была длинная гибкая трубка из резины. Кусок сургуча.

– Знали бы вы каких споров мне стоило добыть эти сокровища!

Сегодня Хочев держался иначе, чем обычно. Расслабленно, говорил легко, шутил, как и вправду с хорошим другом. Невольно Аглая переняла этот его тон.

– И с кем же вы спорили?

– С Архипом Игнатовичем моим разлюбезным. Прежде был он ротным фельдшером, а теперь приставлен ко мне в больнице. Хороший человек, только в мнениях мы часто расходимся.

Рассказывая, Александр Прохорович не стоял без дела. Натянул одним концом резиновую трубку на трубочку, торчавшую из пробки. С силой вставил пробку в бутыль.

– Он, знаете ли, самогон гонит и настаивает по-всякому. Сколько раз ему запрещал, а всё без толку. Даже вот какое устройство себе соорудил. – Хочев кивнул на бутыль. – Можно было б разбить, да только Архип и правда сильно мне помогает. Не хотелось бы ругаться. А тут вы так удачно про вино заговорили. Смотрите. Нужно вот эту бутыль помыть и подержать над горячим паром, чтобы она очистилась. Потом заливаете сюда сок, закрываете крышкой. Крышку покрываете сургучом. Трубку эту опускаете в кастрюлю или ещё что с водой. Вода затворяет… Помните название? Гидрозатвор. Вода затворяет воздух в бутыли. Потом, когда забродит и пойдёт газ, он будет выходить через трубку, но обычный воздух туда не попадёт. Так ничего не скиснет.

Аглая внимательно следила за движениями рук Александра Прохоровича, которыми он сопровождал рассказ, и пыталась осознать важность такого дара. Нет, это изделие не способно разом решить все проблемы, но выглядело оно… Пожалуй, серьёзно. Как будто тот, кто его сделал, гораздо лучше неё самой понимал, чего хочет добиться, и как это получить. Заметив, что Хочев ожидает ответа, она поспешила улыбнуться.

– Благодарю вас, Александр Прохорович. Пожалуй, мне пока сложно понять, насколько полезен ваш подарок, но уверена, это ненадолго.

Улыбка доктора несколько померкла. Он снова посмотрел на бутыль, задумался, кивнул сам себе.

– Понимаю. Позволите ли вы мне в числе первых попробовать результат вашего опыта?

– Конечно!

– Когда же ждать премьеры?

– Наверное… – Девушка посмотрела на потолок, словно там был написан ответ. – Я думаю, через пару недель?

– Мы можем встретиться в это воскресенье на литургии. Если вы туда собираетесь. Расскажете мне, как идёт дело.

Аглае стало неловко, такое предложение напомнило ей приглашение на свидание. Но вдруг с яблоками и правда что-то не получится? Как тогда предупредить, чтобы не приходил? Да и в церкви всё же придётся показываться после давешнего представления.

– Я собираюсь. Матушка, надеюсь, тоже сможет прийти. Хорошо, Александр Прохорович, тогда встретимся в воскресенье.

Не желая тянуть, Аглая принялась за дело сразу же после ухода Хочева. Сперва следовало собрать яблоки. В сады отправились все вместе, прихватив с собою четыре ведра. Плоды на деревьях висели уже почти полностью розовые, не меньше их лежало и на земле. Попробовав одно, девушка довольно улыбнулась: ни капли не кислое! Яблоко было вкусным, сочным, с рыхлой мякотью и тонким запахом. Сначала она хотела срывать их с веток, но, подумав, решила, что лучше собрать падалицу. На земле уж точно спелые лежат.

Набрав полные вёдра, вернулись домой. Неся два своих, Аглая всё повторяла в голове порядок следующих действий, который придумала за прошедшие дни по примеру изготовления красного вина. Но как бы не чесались руки взяться за новое дело, для такого было уже слишком поздно. Яблоки принесли на кухню и оставили до утра.

На следующий день в первую очередь их нужно было помыть, помочь вызвался Потап. Со вчера он с трудом сдерживал любопытство. Внешне такой же насупленный и серьёзный, как и всегда, парень всё время отирался рядом с Аглаей. Даже когда не мог ничем помочь. Оставив Потапа с яблоками, притащенной из бани шайкой, водой и чистыми тряпками, девушка принялась готовить обед, то и дело посматривая в его сторону. Мальчишка протирал каждое с уморительно важным выражением лица, а на стол их выкладывал как хрустальные. Любопытно было и Уте. Во всяком случае Аглае хотелось верить, что именно по этой причине он весь день был тише воды. Только Елизавета Фёдоровна не выказала особого интереса. Повздыхала, укорила дочь за занятие исконно мужским делом, всплакнула об утраченных обществом традициях, да благословила.

После обеда Аглая доверила Потапу мытьё посуды, сама же в первую очередь принесла и поставила греться довольно воды. Слова Александра Прохоровича о плесени крепко запали ей в душу. Девушка решила как можно тщательнее блюсти чистоту. Например, мыть с содой и ошпаривать всю посуду.

Пока же вода закипала, Аглая в задумчивости уставилась на уже обсохшие яблоки. Если бы это был виноград, то дальше следовало бы его подавить и оставить получившуюся кашу бродить. Но то ягоды, с яблоками же вряд ли так выйдет? И вот ещё вопрос: вырезать ли середину? Виноград не чистят, конечно же, и косточки из него не вынимают. А тут как поступить?

Решив, насколько возможно, придерживаться подходов виноделов и яблоки не чистить, девушка порубила пять штук на пробу. Ещё в первые дни жизни здесь, разбирая на кухне посуду, она нашла какое-то странное небольшое деревянное корытце с лежащим внутри ножиком в виде заточенной полукруглой лопатки на длинной ручке. Зачем их использовали раньше, Аглая так и не поняла, но рубить таким ножом яблоки получалось на диво удобно. Разумеется, сока из них вытекло чуть. Дать постоять?

– Барыня, может, я?

Девушка глянула на подошедшего к столу Потапа. Помощь была бы кстати. Нужно всё порубить, а потом как-то подавить. А как? Было среди кухонной утвари что-то вроде большого деревянного пестика, но чтобы передавить им такой объём, понадобится слишком много времени. Да и яблоки всё же не варёная картошка, которую, как Аглае думалось, этим пестом и давили. Как же быть?

– Погоди, Потап. Может, и не нужно будет.

Решение пришло, когда девушка принялась выдвигать все подряд ящики, в надежде найти подсказку. Они будут тереть!

Тщательно вымыв найденную крупную тёрку и несколько глиняных мисок, Аглая потёрла в одну из них пару яблок. Сока при этом натекло побольше, а тонкие полоски мякоти, казалось, теперь будет совсем несложно отжать.

– Ну помогай, раз хочешь. – Девушка повернулась к по-прежнему наблюдавшему за ней Потапу. – Бери нож, режь их пополам и давай мне.

Можно было бы попросить парня и серединки в таком случае вычищать, но Аглая на эту мысль только качнула головой. Если всё получится, яблок будет гораздо больше. Кому тогда этим заниматься? Нужно было попробовать так.

Всё перетёртое она скидывала в миски, слишком жёсткие серединки бросала обратно в шайку. Руки стали липкими, воздух словно напитался сладостью, мякоть быстро темнела. Закончив с яблоками, Аглая повела плечами, разминая, и, поборов в себе желание тут же перейти к следующему этапу, принялась готовить ужин. Потап куда-то сбежал. Впрочем, на кухню он вернулся почти что в ту же минуту, когда девушка решила продолжить «опыт». Отодвинув ложкой часть кашицы от края, Аглая убедилась: сок есть, его больше, но всё ещё очень мало.

– Нужно как-то его выдавить.

Она пробормотала себе, а получилось словно стоявшему напротив Потапу. Тот кивнул и сильнее сдвинул брови.

Девушка огляделась, припоминая всё спрятанное в шкафах. Там были тяжёлые вещи, например, чугунные горшки, но как их применить, придумать у неё не получалось.

– Может быть скалкой?

Та была на месте, за всё это время в ней ни разу не было потребности.

– Только как?

Девушка покрутила её в руках и вернулась взглядом к мискам с яблоками.

Придумалось следующее. Опять же помыв всё нужное, она по частям заворачивала кашицу в марлю, благо той на случай женских надобностей привезла с собой значительный запас. Затем этот свёрток отжимала сначала руками, а после – о доску, тут-то и пригодилась скалка. Девушка садилась на стул, кастрюлька для сока стояла перед нею на низенькой скамеечке. Устроив доску на коленях так, чтобы она имела уклон и краем упиралась в кастрюльку, Аглая принималась скалкой раскатывать свёрток как большой кусок теста. Кастрюльку и доску придерживал Потап.

Последний раз пройдясь по очередному свёртку, девушка медленно выпрямилась, отложила скалку на стол и очень аккуратно потянулась. Посмотрела на почти полную кастрюлю мутного сока. Сколько в ней могло быть литров? Казалось, что около пяти. А оставалась ещё половина перетёртого. Похоже, это придётся просто съесть. Сил у Аглаи больше не было никаких. Если затея с вином удастся, придётся придумать что-то вместо пресса, потому что таким образом, как сегодня, много надавить не выйдет. А пара бутылок с податью не поможет.

– Что тяперь?

Казалось, любопытство Потапа ни капли не утихло даже после целого дня работы. Аглая подумала, что на его месте, она бы сейчас мечтала бы только вытянуться где-нибудь, желательно, на мягком матраце.

– Теперь нужно перелить сок в бутыль, закрыть её этим гидрозатвором и ждать.

– Долга?

Девушка усмехнулась. Сегодня парень вёл себя гораздо смелее, чем обычно.

– Не знаю. Но до воскресения точно.

– Долга.

– У нас будет на что потратить это время.

Аглая устало вздохнула, встала, поставила ещё воды, чтобы обдать паром бутыль, благо в доме имелся и обычный чайник, с которым это должно было быть проще. Принялась наводить порядок на кухне. В конце концов сок был перелит, крышка – залита сургучом, трубка – опущена в горшок с водой. Всё это девушка установила на ту часть печи, что выглядела двумя странными конфорками: всё равно сейчас холодная стоит. Через несколько дней сок должен был начать киснуть, теория обещала, что на поверхности появится шапка из чего-то ненужного. Продолжая прибираться, Аглая задумалась. Что-то там было не так с этой шапкой, но у неё никак не получалось вспомнить. Всё-таки она не собиралась всерьёз заниматься вином.

За следующие пару дней девушке редко удавалось даже присесть из-за появившихся новых дел. К примеру, ей пришла мысль, что падалицу можно начинать собирать уже сейчас. Если вино получится, нужно будет скорее ставить следующую порцию, и тогда лучше бы яблоки иметь под рукой. Если не получится… Не будет ничего страшного в том, что они их уже насобирали. Только вот урожай нужно где-то хранить. Аглае казалось само собой разумеющимся, что для этого подойдёт погреб, но те огромные ящики, что были сколочены в нём прямо на земле, следовало сначала вычистить. И пожалуй выстелить в них чем-то пол, чтобы яблоки не сгнили. Потап ещё подсказал, что переложить всё нужно сеном или соломой. Девушка сначала сомневалась, но всё же решила поверить: у мальчишки, если так рассудить, опыта сельской жизни должно было быть поболе. Так что в субботу на обильные пузыри в разогревшейся бутыли она смотрела радостно, но устало, потирая чесавшиеся ранки на ладонях. Наконец-то в погребе был готов первый ящик, даже сено для него почти просохло на солнце у людской, в коридор которой его заносили на ночь. Жал траву Потап. Аглая умудрилась в первые же два замаха порезаться серпом, и мальчишка, видно, пожалел белоручку. Уже завтра в планах девушки была литургия.

Глава 20.1


Скачать книгу "Новый старый дом" - Нина Грай бесплатно


100
10
Оцени книгу:
6 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческое фэнтези » Новый старый дом
Внимание