Улыбка Шакти

Сергей Соловьев
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Роман, но без ядра, вокруг которого он обычно закручивается. Человек, но не тот, которым обжита отечественная литература. Индия, но не та, которую мы ожидаем. Любовь и обжигающая близость, но через них – стремление к иному. Сложная интеллектуальная оптика при безоглядной, как в детстве, открытости. Рай метафор, симфоническое письмо с неуловимой сменой регистров. Джунгли, тигры, слоны, экстремальный опыт, буддийские пещеры, жизнь с отшельниками, сад санскрита, трансовые мистерии, встреча с королем лесных племен, суфийское кружение речи между Западом и Востоком, но сквозь эту романтическую экзотику – путь к истоку, мерцающему родству с миром. Миром, который начался и пришел в движение от улыбки Шакти. Путь этот драматичен и чудесен. Одиссея письма, плывущая туда, где сторонятся слов. Сергей Соловьев – поэт, один из ярких представителей метареализма. Родился в Киеве, живет в Мюнхене, последние 17 лет путешествует по Индии. Прозу автора относят к так называемому интенсивному письму, в котором «текст затягивает – а потом смыслы и ассоциации ветвятся, расширяются – и чтение приостанавливается само собой, причем закладку хочется поместить не между страницами, а между предложениями. Или между словами» (А. Уланов). «Улыбка Шакти», оставаясь отдельной книгой, составляет с повестью «Аморт» (2005) и романом «Адамов мост» (2013) своего рода трилогию.

Книга добавлена:
24-10-2022, 01:02
0
283
118
Улыбка Шакти
Содержание

Читать книгу "Улыбка Шакти"



Вишну-пурана, II. 5–18

Парашара сказал: слава золотому зародышу, началу мира и его концу. И поклонился опоре Вселенной – ничтожнейшему Пуруше, который повсюду, куда ни глянь: вот его игрище, этого разного мальчика, но сам он не здесь, а там – нет у него примет. Невыразим, незапятнан ни формой, ни содержаньем, – таков уговор (стиль).
Пространство, помня о творенье, рождает осязанье; так возникает воздух.
V. 3–17
В начале(но где, когда?)сосредоточился и тьму создал кромешную.И взгляд отвел.И вновь сосредоточилсяи сотворил животных —«канал горизонтальный». Высокомерны,они ходили, не говоря друг с другом,и в каждом было двадцать восемь несовершенств.Прикрыл глаза.
Сосредоточился —и сотворил боговсчастливых, светлых, «внешнийканал». И улыбнулся, взгляд отвел. И вновь сосредоточилсяи вертикальный создал канал.Вот совершенство. Люди. Страсть и косность.
Что хочешь ты еще услышать?

Сходил в деревню пообедать. На полдороге присел под тенистым деревом с Пушкиным, подрядившимся на стройку дома по соседству. Сказал мне, что вчера на закате снова видели черную пантеру – вышла на тот же лесной пригорок у Чикамандира, стояла там долго. Так я и вижу ее: стоит, смотрит вдаль, поверх куполка лесного храма, поверх земли, но ниже неба. Тело тьмы с двумя маленькими заходящими солнцами в глазах. Все никак мы не встретимся, годы идут, она где-то рядом, чуть впереди, чуть позади…

Вернулся, поместил в ютьюбе небольшое видео, снятое в джунглях, и заодно посмотрел фильм, случайно наткнувшись на него – о самовосстановлении клеток, о ДНК, о том, что каждую долю секунды в нас происходит слом, подмена, клетка перестраивается в сторону небытия, и только изощренными усилиями клеточной службы по чрезвычайным ситуациям клетка чинится, возвращаясь к жизни. И снова слом. То есть, выходит, естественное состояние органики – не быть?

И вновь сосредоточился. Надо же, ходят по лесу, высокомерные, не поворачивая головы друг к другу. И в каждом – двадцать восемь несовершенств. А люди – на вершине: страсть и косность. Или, как сказал Кафка: нетерпение и небрежность, потому и изгнаны из рая, и вернуться не могут.

Вышел на веранду, Праба у дома подвязывает высокий куст бамбука, надломленный слоном, приходившим этой ночью.

Нет вестей. Верней, слишком много, но ни одной среди них первородной – той, что от самого истока дней. Даже Творец, говорит Ригведа, не ведает, как все началось. Желанье на Него нашло. Откуда ж оно возникло? А сам Он? Не ведает. Как и то, кем и как этот мир сотворен, да и был ли создан. Вначале – Нечто, о котором не сказать ничего определенного – ни как о существующем, ни как о несуществующем. И вдруг – с чего бы? – растущий жар, стремленье к жизни. Там, за покровом, что-то движется туда-сюда. Как нечто женское. В Нем и как бы уже не в Нем. Образуя эту квантовую струну. Порыв внизу, приятие вверху. И – дрогнувшие уголки губ мира, еще незримого, в едва улыбке.

Именно так и происходит. Всякий раз. Как отсвет этого Нечто. Так близко. Как дальние зарницы в сердце.

Еще потоптался на крыльце, глядя на голубые горы вдали, и вернулся к Ригведе.

Мандала X, 129

Они, поскольку помнят о творенье, рождают звук, пространство создающий.
Не бытия и не небытия. Ни воздуха, ни неба за пределом.Что двигалось туда-сюда? Под чьим покровом?Что за вода была – бездонна, глубока?
Ни смерти не было, ни вечности.Ни признака ни дня, ни ночи.Одно дышало, воздух не колебля, – Нечто,само себе закон. Одно, и ничего вокруг.
Вначале – мрак, и мраком был сокрыт.Пучина, непроглядь – и всё.То, что стремилось к жизни жаромжелания, рождалось в пустоте.
Желанье на Него нашло,как первой мысли семя. Происхождение сущего – в не-сущем,сказал мудрец, увидев сердцем.
Струна была натянута в начале.Но был ли низ там? Был ли верх?Лишь Нечто. Натяжение. И семя.Порыв внизу. Приятие вверху.
Кто знает истину, кто скажет?Откуда мир возник и где исток творенья? Мир сотворил богов – собой.А сам возник откуда?
И как возникнуть мог —был создан или нет?И кто следит за ним? Кто знает —Он? А может, и Ему ответ неведом.


Скачать книгу "Улыбка Шакти" - Сергей Соловьев бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание