Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
321
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



5.4.15. Дулатов Мир-Якуб

Дулатов Мир-Якуб (Миржакып) (1885–1935) — казахский поэт и писатель, переводчик, педагог-просветитель, государственный, политический и общественный деятель. Один из лидеров правительства Алаш-Орды. Был известен под псевдонимами Мадияр, Азамат, Тайминер, Тюрик баласы и Аргын баласы.

Дулатов Мир-Якуб (Миржакып){12}

Происходит из рода мадияр (маджар)[46] племени аргын.

Родился 25 ноября 1885 г. в ауле № 1 Сарыкопинской волости Тургайской области и уезда (аул Сарыкопа Жангельдинского района Кустанайской области). Мать Миржакыпа Демеш умерла, когда ему было 2 года, отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет.

В своем кратком описании детства Миржакып писал: «Происхожу из Средней Орды, рода Аргын, 2-х лет от роду лишился матери, 12 лет — отца. Когда мне исполнилось 8 лет, отец отдал меня на обучение аульному мулле, человеку крайне невежественному. Не помню, сколько времени учился у него, знаю только то, что кроме заучивания арабских молитв ничему не научился».

Миржакип учился в аульной школе, затем в Кустанае в двухклассном русско-казахском училище, открытом Ибраем Алтынсариным. В программу двухгодичного образования входило изучение гуманитарных, экономических предметов, которые читались в Императорском Санкт-Петербургском университете. Окончив педагогические курсы стал в 1902 г. сельским учителем. Преподавателем казахского языка и литературы в училище был Ахмет Байтурсынов, с которым в дальнейшем будет неразрывно связана литературная и политической деятельность Миржакипа Дулатова.

В 1904 г. в Каркаралы Дулатов встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. В 1905 г. он один из авторов Каркаралинской петиции.

В 1907 г. Дулатов делегат Всероссийского съезда кадетов в Санкт-Петербурге от казахской партии конституционных демократов. В Петербурге он создал журнал «Серке» (Серке — вожак, выводящий заблудшую овечью отару в буран на дорогу) и в его единственном выпуске опубликовал поэму «Жастарга» (К молодёжи). Он также написал статью «Бiздiн максатымыз» (Наши задачи) для второго номера журнала, который так и не вышел в свет. В этой статье Дулатов писал, что в России казахский народ бесправен. «Собираемые налоги используются не в интересах народа. Существует верховенство министров, стражников, урядников над казахским народом. Все эти чиновники, урядники издеваются над бедными казахами, их грабят, творят, что вздумается. Смеются над нашей религией, запрещают и конфискуют наши книги. Эти чиновники затеяли мужицкое переселение в казахские земли, „отрезают“ водные источники и плодородные земли. Они готовы у бесправных казахов забрать все. А для чего затеяно крестьянское переселение? Плодородных земель немало, но они все в руках богатых: дворян, помещиков. А бедным выкупить эти земли не под силу. Чтобы избавиться от безземельных мужиков, всевозможные министры, важные чиновники, генералы переселяют их в казахские степи. И эти земли переходят в руки богатых казахов и переселенцев. Об этом приняты решения Первой Государственной думы. Она объявила о наступлении безземелья и бедности, поэтому ее и распустили. Всю Россию поделили на генерал-губернаторства, созданы судебные округа. По решениям этих судов казнят и расстреливают людей, любящих свой народ. Тысячи людей находятся в ссылках и в тюрьмах».

3 июня 1907 г. был опубликован избирательный закон, который ограничил доступ в Думу некоторых категорий населения, в том числе и по территориально-этническому принципу. Согласно этому закону представители многих национальностей, в том числе и казахи, были лишены избирательных прав. По мнению царского правительства, коренное население Казахстана не было готово к участию в выборах. Поэтому в период 1907–1917 гг. казахи не избирались в состав Государственной Думы России. Этот закон привел к волнениям в Казахстане, в июне 1907 г. прошли митинги протеста в таких городах, как Актюбинск, Петропавловск и Кустанай.

Дулатов в статье «Закон от 3 июля и казахи» подверг критике этот закон.

Первое собрание стихов Дулатова (псевдоним Аргын) «Оян, казак!» (Проснись, казах!) («Оян казак!», Мир-Якуб Дулатов, Уфа, Типография «Восточная печать» (Шарк) Т-ва «Каримов, Хусаинов и Ко»), вышло в 1909 г. Он сумел переиздать его в 1911 г. Тираж книги был конфискован главным управлением по делам печати. М. Дулатов писал: «Казахский народ попал целиком в зависимость от России, он совершенно бесправен. Поборы и налоги, собираемые с него, не идут на его нужды. Царское правительство готово было подвергнуть казахов геноциду, как потомков Чингис-хана и Тамерлана»{65}.

В 1909 г., бросив учительство в ауле, Дулатов переехал в город Петропавловск, где поступил в делопроизводители к мировому судье и одновременно — в преподаватели частной школы Хасана Пономарева, где обучались подростки-казахи. C собой Мыржакып привез несколько тетрадей стихотворений, написанных в ранние годы. В Петропавловске Миржакып Дулатов познакомился с Магжаном Жумабаевым, которого учил русскому языку. Он считал Магжана одаренным, сильным поэтом и своим единомышленником.

М. Дулатов — автор первого романа на казахском языке под названием «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал») (издан в г. Оренбург в 1910 г.). В романе описывается жизнь угнетенной казахской женщины, продаваемой, как вещь, за калым. Вероятно, этот роман является первым на мусульманском Востоке художественным произведением, посвященным проблеме неравноправного положения женщины в тогдашнем обществе.

В 1910 г. под псевдонимом Тургайский он опубликовал в журнале «Сибирские вопросы» (1910, № 37) статью «Caveant, Consules!..» (Консулы, будьте бдительны!..) в которой выступил в защиту своего народа. Он писал, что ранее, когда скотоводы могли свободно кочевать в степи джут им был не страшен. Сейчас, когда степь изрезана под наделы для переселенцев, казахи лишились единственной, хотя и пассивной, меры борьбы со стихийным бедствием. Правительство тратит огромные деньги на окраины страны, но тратит их «На содержание окраинной сатрапии, на стражников, на представительство, на катанье чиновников. На проведение же в жизнь окраин более рациональных экономических мероприятий не расходуется и рубля, и все предоставлено где Николаю Чудотворцу, где — Аллаху. Правда, в департаментах сотнями сочиняются всяческие проекты о „поддержании“ и „поднятии“ окраинного хозяйства, о превращении окраин в „цветущий сад“, в „страну Эльдорадо“, но все это — шалости пера»{202}.

Из-за своих публикаций Дулатов попал под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в черный список, он долго не мог устроиться на работу в городе. В 1911 г. Миржакыпа арестовали в Семипалатинске и он провёл в заключении полтора года, с 6 июня 1911 до конца 1912 г.

После освобождения Дулатов жил в Оренбурге. Он опубликовал свои произведения в журнале «Айкап» и общественно-политической газете «Казах», которую он основал в 1913 году с А. Байтурсыновым, также вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и депутатом Госдумы I созыва А. Букейхановым, пока она не была закрыта осенью 1917 г. правительством Керенского. В Оренбурге в 1913 г. издан второй сборник стихов Дулатова под названием «Азамат» (Гражданин). В нем были помещено несколько переводов из русских поэтов.

В 1914 г. тюрколог В. В. Гордлевский в качестве самых видных представителей казахской литературы выбрал Абая Кунанбаева и Мир-Якуба Дулатова для публикации их произведений в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н. И. Веселовского (Восточный сборник в честь А. Н. Веселовского (Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков; Вып. 43). — Москва: тип. М. О. Аттая и К⁰, 1914).

В 1915 г. в Оренбурге Дулатов издал литературно-публицистическую книгу «Терме». Он писал учебники по литературе, арифметике, переводил на казахский язык ряд произведений Фирдоуси, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Шиллера, Тукая.

В 1916 г. Дулатов вместе с Байтурсыновым и Бокейхановым выступил против царского указа о призыве казахов на тыловые работы, которые, по их мысли могли довести народ, находящийся и без того на грани вымирания, до самого настоящего голода, так как он лишится самой производительной части общества.

Летом 1917 г. Миржакип Дулатов стал одним из организаторов Первого всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформилась первая казахская политическая партия «Алаш». Тогда же Миржакип, приветствуя, назвал делегата съезда от Семипалатинской области известного ученого, путешественника Григория Николаевича Потанина, прекрасно говорившего на казахском языке, «нашим сибирским особопочитаемым аксакалом».

В декабре 1917 г. после Октябрьского переворота в Оренбурге прошёл Второй общекиргизский съезд, который провозгласил Киргизскую (Казахскую) автономию, как часть федеративной России под управлением меньшевиков. Дулатов стал членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым. Параллельно он возглавлял комитет помощи голодающим казахам Семиреченской и Сырдарьинской областей, основанный при посредничестве молодёжной организации «Жанар».

Алаш-Орда создала свою милицию, которую называла армией. Её численность составляла около 5 тыс. человек (12 полков). «Правительство депутатов курултая в Самаре летом 1918 года выдало армии около двух тысяч ружей, несколько пулеметов, пушки и два грузовых автомобиля „Мерседес“. Также оружием и боеприпасами Алашскую армию обеспечивало Сибирское правительство в Омске»{124}. Первоначально руководство Алаш-Орды объявило себя противником большевиков и стало поддерживать союзнические отношения с противниками Советской власти, в том числе белогвардейцами. Миржакып Дулатов вместе с Ахметом Байтурсыновым руководил Тургайской армией, которая вместе с армией, сформированной в Семипалатинске (Семей) воевала с большевиками на западе, в Жымпиты под Оренбургом. В 1918–1919 годах Алашская армия присоединилась к армии атамана Анненкова и приняла участие в войне с большевиками в Семиречье. Сибирское правительство перестало финансировать Алашскую армию с 1919 г. Поэтому большая ее часть была расформирована.

После того как различные правительства, появившиеся в России, не признали «Алашорду», тургайские алаш-ордынцы пришли к соглашению с большевиками, что привело к их помилованию большевиками и переходу остатков Алашской армии на сторону большевиков. Позже всех к большевикам примкнули «Западная Алашорда», Семей, алашординцы Семиречья. Указ Казахского революционного комитета о роспуске «Западной Алашорды» в марте 1920 года означал окончательный роспуск «Алашорды». Потому что к 1920 году «Алашорда» полностью прекратила свою деятельность{124}

В 1922–1926 гг. Дулатов преподавал в Казахском народном институте просвещения в Оренбурге; работал в судебных организациях Петропавловска и Семипалатинска, в органах печати в Кызыл- орде. В 1922 г. вышел очерк, посвященный жизни и творчеству А. Байтурсынова.

В 1928 г. Дулатов резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание