Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
324
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



5.4.17. Жумабаев Магжан Бекенович

Жумабаев Магжан Бекенович{214}

Жумабаев Магжан Бекенович (1893–1938) — выдающийся казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей новой казахской литературы.

Происходит из подрода кудайберды рода атыгай племени аргын.

Магжан Жумабаев родился 25 июня 1893 г. в урочище Сасыккуль Сарыайгырской (Полудинской) волости Петропавловского уезда (ныне район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области) в семье волостного управителя. Мать Магжана Гульсум, узбечка по национальности, была первой женой его отца Бекена (Бекмаганбета). Гульсум была матерью семи мальчиков и двух девочек: Мусилима, Кахармана, Магжана, Мухаметжана, Салтая, Галижана, Сабыржана, Гуляндан, Гульбарам.

С 4-летнего возраста Магжан изучает восточные языки и литературу, арифметику и географию в домашней школе, которую его отец создал для своих детей и родственников. Учителем в школе работал Ахиеддин Аханов.

В 1905 г. он поступает в медресе М. Бегишева в Петропавловске, где изучает арабский, персидский и турецкий языки, историю тюркских народов. Магжан читал произведения Фирдуоси, Сагади, Гафиза, Омара Хайяма, Низами и других в оригинале.

В 1910 г. он поступил в медресе «Галия», высшее мусульманское заведение в городе Уфа. Здесь его талант заметил известный татарский писатель Галымжан Ибрагимов.

В 1911 г. в журнале «Айкап» вышла статья М. Жумабаева «Проблема земли», в которой им была поставлена проблема перспективности оседлого образа жизни по сравнению с кочевым. В этом же году Магжан начал изучать русский язык под руководством казахского поэта и учёного Мыржакыпа Дулатова.

При содействии Ибрагимова в Казани в 1912 г. вышел сборник стихов Магжана Жумабаева под названием «Шолпан». С его же помощью Магжан, вопреки воле отца, видевшего в нем профессионального теолога, в 1913 г. поступил в учительскую семинарию в Омске. Учится вместе с Сакеном Сейфуллиным. Закончил семинарию в 1916 г. с золотой медалью.

Во время учебы в Омске Магжан принимал активное участие в создании общества «Бирлик» («Единство»), редактировал его рукописный журнал «Балапан», публиковался в газете «Казах». Большое содействие в этот период талантливому студенту оказали выдающийся русский географ и этнограф Григорий Николаевич Потанин, который предсказал, что Жумабаев станет вторым Чоканом Валихановым и директор семинарии Александр Никитич Сидельников.

После февральской революции Жумабаев, известный среди казахской интеллигенции, как поэт был введен руководством партии «Алаш» в состав областного комитета (правительства). Кроме того, он бы выдвинут в кандидаты в Учредительное собрание, став одновременно членом комиссии по развитию образования. Однако активной политической деятельностью не занимался.

В начале 1918 г. поэта арестовали представители партии «Уш жуз», около 7 месяцев он просидел в тюрьме в Омске. Там он написал стихотворение «Жан-жарымды бір суйеін түсімде» («Поцелую любимую во сне»), адресованное жене Зейнеп, мать которой Кадиша была родной племянницей Чокана Валиханова. 10 февраля 1919 г. Зейнеп умерла во время родов. Сын Граждан (в одном из источников его называют Азамат) прожил 9 месяцев. Магжан пишет стихотворение «На надгробье младенца».

Магжан Жумабаев первоначально придерживался правосоциалистических взглядов, но затем разочаровавшись в эсеро-меньшевистском правительстве стал поддерживать большевиков. Он редактировал различные большевистские издания на казахском языке (газеты «Бостандык туы» («Знамя свободы»), издававшейся в Омске, а с 1921 г. — в Петропавловске, «Ак жол» («Светлый путь») и журнал «Шолпан» («Утренняя звезда»), а также содействовал путем подготовки литературных переводов популяризации трудов классиков марксизма-ленинизма в Казахстане.

Летом 1920 г. Магжан Жумабаев назначен заведующим курсами по подготовке учителей казахских школ в г. Петропавловске. На курсах он преподает педагогику, казахский язык и казахскую литературу. Здесь он влюбился в преподавательницу математики, выпускницу Высших (Бестужевских) женских курсов в Санкт-Петербурге Гульсум Камалову, которая ответила ему взаимностью. Гульсум была младшей дочерью татарского религиозного и общественного деятеля Закира Камалова; есть информация, что Гульсум была замужем за симбирским фабрикантом Габдуллой Акчуриным. Во время первой мировой войны она организовала санитарный отряд из татарских и башкирских девушек, действовавший на территории Турции.

Магжан написал стихотворения, посвященные любимой: «Гульсим ханым», «Ожил», «Расставание», «Целуй же, милая». Будучи патриотом своего народа, он создал поэму «Сказка» о сыне Кенесары Касымова батыре Сыздыке, а несколько позже, пользуясь своим положением редактора, опубликовал ее на страницах газеты «Бостандык туы». В публикации ревностные сторонники марксизма-ленинизма увидели «националиста», «защитника байства», «противника Советской власти» и Жумабаев был отстранен от должности редактора, работы на курсах и преподавательской деятельности.

Весной и летом 1922 г. Магжан работал в Акмолинской Чрезвычайной Комиссии помощи голодающим (ЧК Помгол) в должности заместителя председателя. Действуя вначале при Акмолинском губернском комитете РКП (б), а затем при губисполкоме, комиссия занималась сбором пожертвований, отчислениями в помощь голодающим, беспризорным детям. Ее деятельность распространилась на всю Акмолинскую губернию (центр — г. Петропавловск).

Магжан одновременно со службой в Помголе занимался сбором материалов о жизни и творчестве знаменитого певца и композитора Акана сери Карымсака, которому посвятил научную статью. В этот период времени Магжан написал поэму «На кручах Окжетпеса» (легенду о Кенесары Касымове). В Омске он встретился с Зулейхой Жалтыровой, которую знал с юности. Она с 1913 г. была замужем за башкирским торговцем Хасаном Мухамедьяровым. С тех пор Зулейха повсюду следовала за Магжаном.

В 1921 г. большевики начали преследовать бывших алаш-ордынцев, но М. Жумабаев в этот период не пострадал. Народный комиссариат просвещения Туркреспублики отправил его в Петроградский университет на факультет Общественных наук для продолжения образования. Начиная с 1922 г. он работал старшим преподавателем Казахско-киргизского института просвещения в г. Ташкенте. В 1922 г. издал «Педагогику». В Ташкенте сотрудничал с газетой «Ак жол» и журналом «Шолпан», а также создал поэму «Батыр Баян», цикл стихов о Туркестане, статьи об Акан-Сери, Бухаре-жырау, Абубакире Диваеве.

В конце 1923 г. Жумабаев по приглашению первого наркома просвещения РСФСР (СССР) А. В. Луначарского переезжает в Москву, где преподавал восточные языки и литературу в Коммунистическом университете трудящихся Востока. Принимал активное участие в работе издательства «Восток», составлял учебники для средних и неполных средних казахских школ, а вечерами учился в Высшем литературно-художественном институте.

В Москве (1923–1926 гг.) Жумабаев много занимался художественным переводом. Им были переведены на казахский язык и изданы произведения Максима Горького («Сўѕќар жыры» — «Песня о соколе»), Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка («Аќ бозат» — «Белый конь»), многие рассказы В. С. Иванова, написанные о жизни казахов. Он перевёл на казахский язык стихи Гете, Байрона, Лермонтова, Фета, Кольцова. При его участии и под руководством В. Я. Брюсова переведены на русский язык лучшие образцы казахской, узбекской, туркменской народной поэзии. Создал он и собственные произведения: вышли сборники под названием «Подарок детям», «Сказки», «Жусип хан». Магжан готовил к печати конспекты лекций по истории казахской литературы, стилистике казахского литературного языка. Он быыл знаком с русскими поэтами Сергеем Есениным, Всеволодом Рождественским, Осипом Мандельштамом и Михаилом Светловым.

Еще во время работы в Ташкенте казахская «пролетарская интеллигенция» стала обвинять М. Жумабаева в самолюбовании, национализме и пантюркизме. Эти обвинения продолжились и в годы его работы и учебы в 1923–1926 гг. в Московском высшем литературно-художественном институте, возглавляемом В. Я. Брюсовым[48], который высоко ценил талант Могжана, называл его «казахским Пушкиным».

В частности, вышедший в 1923 г. в Ташкенте сборник «Стихи Магжана Жумабаева» «пролетарской интеллигенцией» был расценен как контрреволюционный, поскольку, по мнению завистников Жумабаева, в таких стихотворениях как «Мой Восток», «Мой Народ» автор якобы «печалился по ханской и феодально-байской старине, ее судьбах» и т. п.

В 1924 г. на Жумабаева «наехали» члены созданного в Москве литературного общества казахских студентов, обучающихся в МГУ. Возможно казахских студентов, точнее их кураторов, спровоцировало стихотворение Магжана «Мой народ», в котором поэт нелестно отзывается о нежелании казахов учиться:

Другие народы, душой устремись к небесам,
Ключи подбирают к наукам, иным чудесам.
И, вспыхнув во мраке Звездою, Луной или Солнцем,
Они с высоты дарят свет торжествующий нам.
Им незачем ждать, чтоб с небес снизошла благодать,
Им время дано, чтоб грядущее предугадать,
Впрягая огонь, бороздить небосводы и воды
И жажду познания детям своим передать…
…Погряз и душою, и сердцем мой бедный казах.
Душа его — сад, но едва распустившимся цветом
Отрадовал он — увяданье лежит на садах.
Неужто казаху задаром вот так пропадать?

Студенты в своем обращении, постановили: во-первых, считать все стихи Жумабаева «контрреволюционными, антипартийными, ничего не дающими трудящимся. Во-вторых, считать издание данного сборника серьезной ошибкой, признать это и не допускать впредь подобной близорукости… Мы, казахская молодежь, обучающаяся в Москве, — заявлялось далее в письме, — считаем своим долгом полностью раскрыть перед молодежью и трудящимися республики глубоко ошибочные идейные позиции М. Жумабаева и призываем к этому всю молодежь» [Цит. по: 216].

Однако, советское руководство к оценке деятельности М. Жумабаева привлекло профессиональных экспертов. В частности, особенно важную роль сыграла статья пролетарского поэта Ж. Аймаутова «О поэтическом творчестве Магжана» (1923), в которой был предпринята попытка объективной оценки истоки и сущности литературного наследия М. Жумабаева.

Летом 1927 г. Магжан возвратился в Петропавловск и работал преподавателем педагогического техникума и в совпартшколе. В это время он создает ряд патриотических стихов, воспевающих новую жизнь. Жумабаев принимает активное участие в создании литературы для детей, пишет учебники.

В 1929 г. М. Жумабаева арестовали и осудили на 10 лет, обвиняя его, в создании в 1921 г. группы «Алка» якобы для подпольной деятельности. Кроме того, его обвиняли в том, что, будучи в Омске в 1913–1917 гг., активно помогал организации «Бирлик», которая впоследствии примкнула к «Алашорде».

Дело полностью сфабриковано. Магжан Жумабаев, в годы учебы в Москве, познакомившись с деятельностью писательских объединений России, загорелся идеей создания литературного объединения казахских писателей. Он написал программу организации, которую назвал «Алка́» («Коллегия»). Программа «Алка́» одобрялась в переписках, но не была принята. Идея М. Жумабаева объединить поэтов и писателей Казахстана впоследствии выразилась в создании Союза писателей Казахстана.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание