Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане

Рахметолла Байтасов
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В первой главе книги рассмотрены династии правителей, имеющих «степное» происхождение или тесно контактировавших с кочевниками.

Книга добавлена:
23-01-2023, 13:36
0
321
180
Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Содержание

Читать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане"



5.4.27. Хаджимука́н Мунайтпа́сов

Мунайтпа́сов Хаджимука́н (Кажымука́н) (1871 (по другим данным, 1883) — 1948) — знаменитый казахский борец и цирковой артист. Неоднократно (в 1908, 1909, 1911, 1913 и 1914 гг.) побеждал на чемпионатах мира по классической борьбе среди профессионалов. Первый казах, который завоевал титул чемпиона мира по французской борьбе, многократно побеждал на мировых, российских, региональных, затем и общесоюзных чемпионатах по классической борьбе среди супертяжеловесов.

Мунайтпа́сов Хаджимука́н

Выходец из кыпчакского рода Алтыбас — прямой потомок батыра Кобланды. Родословная Хаджимукана: Токтарбай, Кобыланды, Терликбай, Ойбас, Узун, Алтыбас, Карыс, Жоламан, Санбай, Шади-батыр (жил во времена хана Абылая), Ернак, Мунайтпас.

Ходили легенды о том, что его дед со стороны матери Лек-балуан обладал такой силой, что мог вырывать деревья вместе с корнями. Отец Хаджимукана Мунайтпас Ернаков был бедняком, но часто побеждал в борцовских поединках, за что получил прозвище Толстоногий Балуан. Дед Кажымукана, Ернак, также отличавшийся большой физической силой и борцовским мастерством, обучил внука премудростям национального вида борьбы Казахша курес.

В 30 лет рост Хаджимукана составлял 195 см, вес — 139 кг (в 1946 году он весил 174 кг), бицепсы — 47 см, окружность шеи — 56 см, размер обуви — 54-й. Как-то на гастролях в Жмеринке он взвалил на спину 450-килограммовый сейф и поднялся с ним на второй этаж.

Хаджимукан начал батрачить у баев в подростковом возрасте. В поисках работы он отправляется в Кызылжар, где работает у местного богача-татарина. Его мать рассказывала, что он мог на спор, в качестве забавы, съесть целого барана или выпить полный курдюк масла. Согласно одной из легенд Хаджимукан без чьей-либо помощи вытащил застрявшего в тине быка. В 1889 году хозяин Хаджимукана поручил ему привезти сухого сена в разгар суровой зимы. По пути одна из лошадей упала и не встала. Хаджимукан уложил её в телегу, вторую лошадь привязал позади и потащил их в аул{95}.

В 17-летнем возрасте Хаджимукан (тогда просто Мукан) стал известен в казахской степи как борец. По рассказам Хаджимукана, в 18 лет его пригласили в цирк. Он работает в конюшне и вместе с этим обучается премудростям цирковой борьбы.

В 1901 г. в Омске, в цирке, состоялся чемпионат по французской борьбе, где Мукан Мунайтпа́сов впервые вышел на профессиональный ковер. Он боролся со знаменитым борцом Андреем Злобиным, который с большим трудом, через 18 минут, победил молодого казахского силача. Оценив его колоссальный потенциал, Андрей Злобин дал Хаджимукану рекомендацию в борцовскую школу знаменитого Ивана Владимировича Лебедева, более известного как Дядя Ваня, где Хаджимукан обучался в 1903–1904 гг. (есть мнение, что это легенда{94}).

После окончания борцовской школы Хаджимукан выступает уже как профессиональный борец вместе с такими легендарными борцами, как Иван Поддубный, Георг Лурих и Иван Заикин. Организаторы соревнований выдают его за японского борца Ямагата Муханура — грозного самурая и телохранителя микадо. Сценический псевдоним Хаджимукану, для привлечения публики, придумал Лебедев. Согласно легенде Муханура стал изгоем в своей стране за нарушение священных правил поединка (якобы убил другого самурая голыми руками) и был вынужден искать счастья на чужбине. Доверчивые обыватели принимали все за чистую монету. В то время создание таких легенд было обычной практикой. Для большего ажиотажа Иван Заикин надевал черную маску, эстонца Георга Луриха выдавали за шведа, а россиянина Николая Турбаса — за француза. И вообще, в те стародавние борцовские соревнования больше походили на современную американскую театрализованную борьбу кетч.

У Хаджимукана было также прозвище Черный Иван, поскольку он выступал в составе четырех Иванов — вместе с Поддубным, Заикиным и Шемякиным. На соревнованиях в Турции Хаджимукана называли Кара Мустафа (Черный Мустафа). После победы 100-килограммового Хаджимукана над знаменитым 155-килограммовым турецким борцом Нуруллахом, правитель Стамбула Шакир-паша предложил казахскому борцу совершить вместе с ним хадж в Мекку. После этого паломничества Мукан Мунайтпасов получил к своему имени приставку «хаджи». Под этим «брендом» он впервые выступил в 1912 г. на соревнованиях в Саратове.

Первый крупный успех пришёл к Хаджимукану в 1905 г. в Харбине. Он прошёл чемпионат по борьбе «джиу-джитсу» без единого поражения и завоевал золотую медаль. После возвращения из Харбина Хаджимукан приобрёл славу «Чемпиона Маньчжурии».

В 1909 г. Хаджимукан выступал в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Лурих так описывал Хаджимукана: Сын востока — японец Муханура. Он борец крепкого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепостью в борьбе.

В 1909 г. на чемпионате мира по французской борьбе в Гётеборге (Швеция) Хаджимукан завоёвывает золотую медаль и становится первым казахом, который получил титул чемпиона мира по борьбе.

В 1910 г. в Америку выезжает большая группа европейских и российских борцов. В Америке они разделились на несколько групп, в одной из них и был Хаджимукан. В столице Аргентины Буэнос-Айресе Хаджимукан награжден золотой медалью.

В декабре 1910 — январе 1911 года он выступил на международном чемпионате в Москве. На седьмой день Хаджимукан встретился с Георгом Лурихом, который был хозяином чемпионата. Но первая двадцатиминутная схватка не дала результата и Лурих вызвал его на реванш в следующий день. Но и на этот раз Луриху не удалось победить его, и судьи, симпатизирующие Луриху, продлили время боя и, в конечном счёте, объявили его победителем.

В апреле 1911 г. Хаджимукан выступал в Петербурге. Среди участников чемпионата, который проходил в летнем саду «Фаре», было несколько чемпионов мира, в том числе Рауль де Руан и Георг Лурих. Участь предыдущего чемпионата постигла Хаджимукана и на этот раз: в середине чемпионата его дисквалифицировали за, якобы, нарушение правил.

На международных соревнованиях в Варшаве Хаджимукан боролся со знаменитым Полем Абсом, чемпионом России Иваном Яго и немецким борцом Вейланд-Шульцем и завоевал золотую медаль. Через полгода на первенстве Варшавы Хаджимукана опередил чешский борец Поспишил, чемпионы мира Зафт и Лурих.

В мае 1912 г. Хаджимукан, под своим именем, но как татарин, завоевал серебряную медаль на международном турнире в Саратове.

В 1912 г. Хаджимукан принял участие в соревновании, которое проходило в нижегородском цирке Сур. Решался вопрос: кому достанутся большая и малая медали «Всероссийского чемпионата». После того, как в схватке за 1-е место Хаджимукан опрокинул со сцены нижегородца, борца и циркового артиста, Николая Турбаса, в судейство вмешались незнакомые с правилами борьбы зрители и даже пытались устроить над ним физическую расправу.

В 1913 г. Хаджимукан вместе с такими выдающимися борцами, как Иван Поддубный, Иван Заикин, Николай Вахтуров и Алекс Аберг, выступал в нескольких крупных международных соревнованиях, и в некоторых из них занимал места в первой тройке призёров.

Большого успеха Хаджимукан добился в конце 1913 г. в Троицке, где 18 раз выходил на ковёр и ни разу не проиграл. Среди побеждённых: знаменитый немецкий борец Вестергард Шмидт, француз Фисури Колос, эстонский силач Тигане, русский борец Петров.

В 1914 г. Хаджимукан приезжал в Нижний Новгород для участия в соревнованиях, где основным его соперником должен был стать Вестергард Шмидт. Чтобы избежать поражения Шмидт выдвинул условие, которое Хаджимукан выполнить не мог: он заявил, что будет бороться только за личный приз в размере 100 рублей. Хаджимукан обратися к залу и попросил кого-нибудь внести эти 100 рублей вместо него. Из зала вышли его земляки — Нурлан и Абдулла Есеркеновы — и дали арбитру нужную сумму. Принципиальная схватка между Шмидтом и Хаджимуканом оканчилась победой казахского борца.

Среди побед Хаджимукана выделяется победа над японским борцом Саракики Джиндофу. После окончания официального чемпионата мира по французской борьбе в Харбине (по другим сведениям, в Японии), в котором победил Саракики (борцы из России опоздали), он вышел на ковёр и заявил, что будет состязаться с борцами из России по правилам японской боевой борьбы джиу-джитсу: «Если никто из русских не выйдет против меня, победа должна быть присуждена мне». Схватиться с Саракики предложили сахалинцу Ивану Корню, поскольку он жил недалеко от Японии и имел понятие о технике джиу-джитсу, где допускаются любые удары и болевые захваты. Корень категорически отверг предложение, мотивируя отказ нежеланием участвовать в «собачьей грызне».

На карту была поставлена честь России и вызов принял Хаджимукан. Японский борец и Хаджимукан составили соглашение о том, что никто из участников поединка не несет ответственности за исход, чреватый непредсказуемыми последствиями… Поставили подписи.

Бойцов, одетых в белые майки и трусы, вывели на середину ковра. После гонга японец стремительно бросился вперед нанес Хаджимукану три удара рукой в голову. По разбитой голове Мунайтпасова обильно заструилась кровь. Публика встревоженно загудела. Иван Корень и другие товарищи по команде стали просить Хаджимукана сойти с ковра, а арбитра — прекратить поединок. Обезумев от боли, не слыша ни рева публики, ни криков товарищей, Хаджимукан поймал японца за руки, подмял под себя, прижал к ковру. Забрав в кулак верхнюю губу Саракики, резко рванул вверх. «Умираю!» — сорвалось с уст японца. И он скончался. Хаджимукан вышел из схватки изувеченным — с разорванным ухом и нижней губой.

Самым уважаемым человеком для Хаджимукана был Иван Поддубный с которым он познакомился в Омском цирке. На чемпионате мира по классической борьбе в Париже они встретились в поединке, в котором решался вопрос о большой и малой золотой медалях. Свисток арбитра. Иван Поддубный и Черный Иван сошлись на середине и Хаджимукан поднял Поддубного, посадил себе на плечи, произнес приглушенным от волнения голосом: «По обычаю моего народа младший брат не заступает дорогу старшему». Повернулся, пронес Поддубного вокруг ковра.

Хаджимукан поддержал октябрьский переворот 1917 г. — 19 октября 1917 года с красным флагом, во главе омских казахов штурмовал штаб алаш-ордынцев.

После гражданской войны он организовывал различные чемпионаты на территории Казахстана. В 1926 г. в Кызылорде впервые в истории казахского народа открыл профессиональный театр. В этом театре начинали свой путь многие народные таланты, среди них: один из победителей всемирного конкурса исполнителей народного творчества в Париже (1927) Амре Кашаубаев, народный артист Казахстана К. Куанышбаев, знаменитый акын-импровизатор Иса Байзаков.

В 1940 г. уже заметно постаревший Хаджимукан решил в последний раз выступить перед публикой и этим завершить свою многолетнюю трудовую деятельность. Но после начала Великой Отечественной многие цирковые артисты прошлого передавали свои сбережения на помощь фронту, и Хаджимукан, не захотев отставать от своих друзей, организовал цирк-шапито и выступал перед зрителями, дабы собрать средства на помощь советским воинам. Используя нехитрый реквизит — молот, цепи и гири — гастролировал по аулам. Семидесятилетний старик вновь стал совершать силовые приёмы. Один из них — грузовая машина «эмка», набитая людьми, проезжает по доскам, а под ними лежит человек. Это был 1943 г., парк культуры и отдыха в Чимкенте.


Скачать книгу "Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане" - Рахметолла Байтасов бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Биографии и Мемуары » Средневековые тюрко- и монголоязычные номады и их потомки на Руси, в Российской Империи, странах Запада и Казахстане
Внимание