Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Анатолий Александров
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книге военного историка и писателя А.А. Александрова в остросюжетной форме анализируются ключевые коллизии противоборства советской и гитлеровской Ставок Верховного Командования на протяжении всей Великой Отечественной войны. Принципиально разные подходы к решению сходных задач при наступлении и обороне позволили высветить исключительные особенности военного искусства, стратегии и тактики войск в Смоленском сражении, в битвах под Москвой, Сталинградом, Курском и в операции «Багратион». Ярко показан блеск ратных талантов Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А. М. Василевского, а также их визави в стане противника в лице В. фон Браухича, В. фон Лееба, Ф. фон Бока, Г. фон Рунштедта, Э. фон Манштейна.

Книга добавлена:
18-01-2023, 08:44
0
309
136
Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945

Читать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945"



1

В приказе Верховного о завершении Корсунь-Шевченковской операции не было ни слова сказано об участии в ней 1-го Украинского фронта. Это очень огорчило Ватутина. И в конце февраля 2-я и 6-я танковые армии продолжали удерживать внешний фронт «котла» от Жашкова до Ерок. Но приближалось начало новой операции на широком фронте от Луцка до Любара, и командующий 1-м Украинским фронтом посвящал ее подготовке все наличное время. Выполнение важных задач в ней отводилось 13-й и 60-й армиям Пухова и Черняховского, и Ватутин решил побывать в них.

В полдень 28 февраля представитель Ставки Жуков вернулся из Корсунь-Шевченковского в штаб 1-го Украинского фронта и два часа уточнял с Ватутиным детали Проскуровско-Черновицкой операции. Особое внимание он обратил на взаимодействие 1-й танковой и 1-й гвардейской армий, а такующих оборону врага на стыке 4-й и 1-й танковых армий в районе Шепетовка – Любар.

Завершая обсуждение, Ватутин сказал:

– Я, Георгий Константинович, хочу съездить в 13-ю и 60-ю армии. Надо проверить, как решаются там вопросы взаимодействия с авиацией и будет ли подготовлено боепитание войск к началу операции.

– Будет лучше, Николай Федорович, – возразил Жуков, – если с этими целями в войсках побывают ваши заместители, а вы рассмотрите решения командармов по организации взаимодействия наземных войск с авиацией во фронтовом масштабе.

– Прямая обязанность командующего фронтом, Георгий Константинович, лично инспектировать подчиненные войска, не полагаясь на доклады других лиц, – отозвался генерал армии Ватутин. – А я со времени Киевской операции не бывал в 13-й и 60-й армиях.

Доводы Ватутина убедили Жукова:

– Хорошо, Николай Федорович, поезжайте. В ваше отсутствие я продолжу разработку Проскуровско-Черновицкой операции с командующими родами войск. Наступление мы начнем в установленный Ставкой срок.

Пребывание генерала армии Ватутина в 13-й армии затянулось. В семнадцать часов он покинул штаб Пухова. Теперь – в Славуту, в штаб 60-й армии Черняховского. Чтобы не ехать через Новгород-Волынский кружным путем, свернули на проселок. Смеркалось. При въезде в село Милятин машину охраны обстреляла бандеровская засада. Завязался неравный бой. В перестрелке Ватутин был тяжело ранен, доставлен в госпиталь в Ровно и прооперирован. Крайнюков доложил о случившемся в Москву.

– В вашем распоряжении, товарищ Крайнюков, такая масса войск, – укорил Верховный, – а вы беспечно разъезжаете по фронту, не взяв даже надежной охраны. Так не годится!

Утром 1 марта, посетив Ватутина, Крайнюков направил в Ставку письменное донесение, доложил Жукову о происшедшем. На Военном совете представитель Ставки сообщил о ранении Ватутина и объявил, что он вступает в командование 1-м Украинским фронтом.

В полдень Жуков позвонил Верховному, доложил о принятом им решении, заверил, что Проскуровско-Черновицкая операция начнется в срок, подготовка ее будет продолжаться по плану.

Сталин одобрил действия Жукова, приказал эвакуировать Ватутина в Киев, куда 2 марта прибудут лучшие специалисты Наркомата здравоохранения. Тут же Верховный сообщил, что управление 2-м Украинским фронтом она взяла на себя.

Наступление войск Юго-Западного направления развертывалось стремительно. 4 марта разящий удар на участке Шумское – Любар нанес 1-й Украинский фронт, положив начало Проскуровско-Черновицкой операции. 5 марта, с рубежа Жашков – Новгородка серию ударов в направлении Южного Буга нанесли войска 2-го Украинского фронта, начав Уманско-Ботошанскую операцию. Сутки спустя с рубежа Ингулец – Качкаровка перешел в наступление 3-й Украинский фронт. Он развивал наступление в направлении Раздельная – Николаев, чтобы выйти на Днестр и освободить Одессу.

К исходу второго дня наступления войска Жукова расширили прорыв по фронту до двухсот километров, освободили Изяславль и Острополь. Посеяв смятение в рядах противника в центре, командующий 1-м Украинским фронтом двинул вперед и свои фланговые войска. 13-я армия Пухова успешно наступала на Броды, 18-я и 38-я армии Журавлева и Москаленко – на Хмельник и Винницу.

Начав Березнеговато – Снигиревскую операцию, 3-й Украинский фронт нанес главный удар с плацдармов на Ингульце в направлении Нового Буга. Группировка 46-й и 8-й гвардейской армий Глаголева и Чуйкова, поддержанная подвижной группой Плиева, взломала оборону 6-й армии и устремилась на юго-запад. Утром 8 марта она овладела Новым Бугом, перерезав коммуникацию Долинская – Николаев. Армия Холлидта была рассечена на части.

Директивы Ставки от 11 марта учитывали новую расстановку сил. Войска 1-го Украинского фронта наступали к Днестру, развивая удар на Черновцы с выходом на государственную границу. 18-я и 38-я армии нацеливалась на Каменец-Подольский.

2-й Украинский фронт, не позволив противнику организовать оборону на Южном Буге, должен был овладеть рубежом Муровано – Куриловцы – Могилев – Подольский – река Днестр. При этом ударная группировка выходила к Днестру через Могилев-Подольский и Ямполь, а левое крыло – вдоль железной дороги Рыбница – Кировоград.

Директива Ставки уточнила и задачи 4-го Украинского фронта. 16 марта он начинал Крымскую операцию, которая тесно увязывалась с овладением Николаева и выдвижением к Одессе войск левого крыла 3-го Украинского фронта генерала Малиновского.

Продолжая подготовку операции в полосе Луцк – Жашков, назначенной на 20–21 марта, 1-й Украинский фронт 16 марта освободил от врага Немиров и Тывров, а на Проскуровском направлении успешно отразил контратаки 1-й танковой армии. Утром 17 марта 13-я армия Пухова, действующая на Львовском направлении, прорвалась в Дубно.

21 марта удар по врагу нанесла основная группировка: перешли в наступление 60-я и 1-я гвардейская армии. В тот же день в полосе 60-й армии в сражение были в ведены 1-я и 4-я танковые армии.

22 марта Ставка внесла важные коррективы в действия смежных Украинских фронтов. Войска Жукова получили директиву завершить окружение 1-й танковой армии у Каменец-Подольского. Войска Конева продолжали наступление вдоль обоих берегов Днестра, оттесняя группу армий «А» к побережью Черного моря. 25 марта Конев получил приказ Ставки: «Выдвинуть 40-ю армию в район Хотина, отрезать пути отхода врага за Днестр».

К утру 26 марта 4-я танковая армия Лелюшенко полностью очистила от врага Каменец-Подольский.

Успех войск 2-го Украинского фронта на Ясском и Кишиневском направлениях создал реальную угрозу окружения группы армий «А» фон Клейста, удерживающей оборону перед 3-м Украинским фронтом. Войска Малиновского продолжили наступление на Одесском направлении. К исходу дня они освободили от оккупантов Николаев.

Ставка настойчиво требовала от командующего 1-м Украинским фронтом во что бы то ни стало удержать противника в «котле». Непрерывный яростный бой на участке Смотрич – Жердье продолжался 30 и 31 марта. 1 и 2 апреля к ударам в направлении Скалы-Подольской добавились атаки на Оринин и Жванец. 3 апреля 1-я танковая армия в составе семи танковых и трех пехотных дивизий прорвалась в район Борщова. Прижатая к Днестру, она образовала «блуждающий котел», который упорно продвигался в западном направлении.

Нелегко проходил для Антонова итоговый доклад 6 апреля. Члены Политбюро ЦК никак не хотели согласиться, что двум фронтам – 1-му и 2-му Украинским – не удалось разгромить танковую группировку врага у Каменец – Подольска.

– Вы считаете, товарищ Антонов, что Ставка приняла поспешное решение, направив триста шестьдесят танков 3-му, а не 1-му Украинскому фронту? – поставил вопрос Молотов.

– Такой вывод напрашивается из анализа обстановки, товарищ Молотов, – ответил Антонов.

– Но почему не было принято решение в польз у 1-го Украинского фронта? – настаивал Молотов.

– Оно не было принято потому, что у 3-го Украинского фронта появилась прекрасная перспектива освободить Одессу и лишить Крымскую группировку противника базы снабжения, – снова сдержанно ответил Антонов.

– Но почему же, товарищ Антонов, упустил из «котла» товарищ Жуков 1-ю танковую армию? – вставил реплику Калинин. – Он ведь так удачно проводит наступательную операцию на широком фронте.

– Удачно, да не совсем, – сердито возразил Берия. – Третий раз за полгода выскальзывает из «котлов» эта самая 1-я танковая армия.

Не отмолчался адмирал Кузнецов:

– Возможно, Жуков рано продвинул в направлении Черновиц танковую армию Катукова, но такую задачу ему поставила Ставка. Задержался с выходом к Хотину 2-й Украинский фронт. Назначив Жукова командующим фронтом, Ставка снизила уровень руководства войсками на юге.

– Что вы предлагаете, товарищ Кузнецов? – Верховный остановился посреди кабинета. – Ставка не снижала уровень руководства на юге. Маршал Жуков назначен командующим фронта временно.

Адмирал Кузнецов продолжил свою мысль:

– Я предлагаю, товарищ Сталин, решить этот вопрос. Лечение Ватутина продлится долго.

– Что скажет по этому поводу Генштаб? – Верховный вновь пригласил к разговору Антонова.

– С назначением нового командующего 1-м Украинским фронтом следует повременить, товарищ Сталин. Генерал Ватутин крайне впечатлительный человек. Назначение Жукова он воспринял как вынужденное, а вот любого другого человека в этом качестве воспримет иначе.

– Правильно, товарищ Антонов, – поддержал «генштабиста» заместитель председателя ГКО Молотов.

Верховный решил довести этот вопрос до конца:

– Вы, товарищ Кузнецов, согласны с этим?

– Согласен, товарищ Сталин, – адмирал Кузнецов теперь не имел оснований возражать.

Освободив Раздельную, командующий 3-м Украинским фронтом Малиновский повернул подвижную группу Плиева на Одессу. 7 апреля дерзкие кубанцы прорвались к Днепровскому лиману и блокировали Одесскую группировку врага с запада. Их успех закрепила 8-я гвардейская армия.

9 апреля Малиновскому позвонил Верховный:

– Одессу надо сохранить во что бы то ни стало. Решающую атаку на город начинайте ночью, без традиционной артподготовки. При разминировании городских кварталов используйте пленных саперов.

У Верховного всегда находился повод, чтобы в череде военных будней выделить приметное событие. В полдень 10 апреля Сталин позвонил вначале маршалу Жукову, а затем – маршалу Василевскому и сердечно поздравил их с награждением первыми полководческими орденами «Победа».

В середине апреля победоносные операции войск Юго-Западного направления продолжались. 1-й Украинский фронт нанес поражение 1-й и 4-й танковым армиям врага у Бродов и Тернополя и на рубеже Торчин – Берестечко – Коломыя – Кута перешел к обороне. 2-й Украинский фронт последовательно освободил Оргеев, Пушкани и Дубоссары, вышел к Яссам и Кишиневу, продвигался в направлении Бакэу. 3-й Украинский фронт освободил Тирасполь, форсировал Днестр, овладел плацдармом южнее Бендер. 4-й Украинский фронт и отдельная Приморская армия освободили Керчь, крымское побережье и на рубеже реки Бельбек вышли к внешнему обводу Севастопольского укреп района.

18 апреля Ставка образовала 3-й Прибалтийский фронт. Отдельная Приморская армия вошла в состав 4-го Украинского фронта Толбухина.


Скачать книгу "Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945" - Анатолий Александров бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Историческая проза » Битва ставок. Великое противостояние. 1941-1945
Внимание