Это всё для меня…

Татьяна Богдашкина
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: В книгу вошли стихи, написанные автором в разные годы, о том, что дорого и близко сердцу: о детстве, о своей малой Родине, о своих переживаниях и размышлениях, о православной вере, к которой так тянется русский человек. Содержание стихотворения, давшего название книги «Это всё для меня…» говорит о Промысле Божием, который предопределяет жизнь и судьбу каждого из нас. Большую часть книги составляют зарисовки, очерки и рассказы: «Дорогая моя провинция», серия «Любимые художники», «Из истории нашего рода», «Была война», «Дом», рассказы о детстве. «Мы жили в провинциальном городе, на окраине, в старом дедовском доме в три окна. Детство наше проходило в начале пятидесятых — время трудное послевоенное. Родители целыми днями пропадали на работе. Детский сад в ту пору для большинства оставался только мечтой, и мы с сестрой на весь день оставались под разумной и строгой опекой бабушки, на которой держался весь дом…

Книга добавлена:
8-01-2024, 11:26
0
340
186
Это всё для меня…
Содержание

Читать книгу "Это всё для меня…"



Урождённая Могилевская

Мой папа Владислав Александрович Мотохов рано остался без отца. Отец его умер от заражения крови, поранив на руке палец, и оставил молодую жену, мою бабушку, Прасковью Михайловну, с четырьмя малолетними детьми. Старшей из них, Тамаре, было три с небольшим года. Семья была зажиточной, мой дедушка построил дом на окраине Иваново-Вознесенска в Ильинской слободе, чтобы отделиться от других наследников, с которыми молодая семья проживала вместе в частном двухэтажном доме в центре города.

После смерти мужа бабушке выделили наследство, и она зажила своим домом. Ей было нелегко. Грудных близнецов она не смогла уберечь, у неё на руках остались Тамочка и Славик. За детьми следила нянька, бабушка достраивала дом, шила для артистов музыкальной комедии — она была отличной портнихой — сдавала одну из комнат жильцам и вела хозяйство.

Когда дети подросли, бабушка вторично вышла замуж за Ивана Ивановича Могилевского, и 2 января 1931 года у Славика и Тамары появились брат и сестра, близнецы Боря и Лена.

Иван Иванович был родом из Днепропетровской области, раньше это была Екатеринославская губерния. Учился в семинарии, его отец был священником. Семинарским другом Ивана Могилевского был Иван Сергеевич Паторжинский, впоследствии народный артист СССР, певец (бас), лауреат государственной премии СССР (1942). Видимо, он помог Ивану Ивановичу вместе с сёстрами и братом впоследствии перебраться в Москву. А с моей бабушкой судьба свела их уже в Иванове.

Я расскажу о дочери Ивана Ивановича Лене. Они были дружны с моей мамой, Лена моя крёстная, и как-то моя жизнь была больше связана с ней. У Лены была очень интересная и вместе с тем непростая судьба. В пятилетнем возрасте Лену увезли в Москву, к тёте Антонине Ивановне. Муж её, Николай Матвеевич Пленер, работал конферансье в Большом театре. У них была роскошная квартира на Кузнецком Мосту. Супруги были бездетны. Воспитывали Лену как родную дочь. Ездили на гастроли и везде брали её с собой. Особенно запомнились ей поездки в Крым: море, пляжи, купание. Николай Матвеевич решил отдать Лену в балетную труппу Большого театра. У Леночки были неплохие данные: она красиво двигалась, у неё было чувство ритма, хороший слух. Но мать узнала об этом, была возмущена, что из её дочери хотят сделать балерину, и недолго думая увезла её обратно в Иваново.

Здесь был брат, они с ним озорничали, их за это строго наказывали; в общем, было весело.

А в 1939 году бабушка со всеми детьми уехала на Колыму, так как Иван Иванович уже работал там по договору начальником планового отдела золотого прииска Тонгара. Восьмилетку Лена окончила в Оротуканской школе Магаданской области.

Во время войны, где-то в 1944 году, вся семья была вынуждена уехать на материк. Моего папу сразу же, ещё на Колыме, призвали в Армию, в Морфлот.

И тут нужно рассказать о чуде, произошедшим с семьёй перед отъездом. Иван Иванович стоял в очереди за билетами на пароход. И вдруг такая досада: билеты кончились за одного человека до него. Потом выяснилось, что этот пароход, за билетами на который он стоял, потерпел крушение и потонул. Вся семья каким-то чудом была спасена, следующим отходил на материк пароход «Кочергин». И тут их в открытом море захватил страшный шторм, всех кидало кого куда, у всех была непрекращающаяся рвота. Пароход сопровождали акулы — это дурная примета. Вдруг капитан резко поменял курс; оказалось, что опытный капитан заметил мину, рядом с пароходом шёл японский эсминец. Как только опасность подорваться на мине миновала, эсминец отстал. Чудесным образом семья опять была спасена.

Приехали в Иваново. Война. Отца призвали на фронт. Во время тревоги мать, моя бабушка, прятала детей под корыто. Зенитки стояли в садоводстве и палили так, что стёкла вылетали. Лена рассказывала, что, как тревога, мама кричит: «Дети, скорее все в гряды, головы под корыто!».

После десятилетки Лена училась три года на стенографистку. Вступила в партию. Направили на работу в горком партии города Рыбинска. Начались симпозиумы, встречи с интересными людьми. Однажды присутствовала на внедрении клея БФ. Все были потрясены этим открытием.

Судя по портрету, хранившемуся в семье, Лена была похожа на бабушку, маму Ивана Ивановича — просто одно лицо. Бабушка не была красавицей, но, видимо, обладала стройной женственной фигурой и хорошим голосом. Всё это унаследовала и Лена. Ровным характером она походила на своего отца. Хорошенькая, умная девушка, обладающая чувством такта и знающая, как себя вести в любой ситуации.

Однажды они с братом Борисом, который навестил её перед призывом в Морфлот, завоевали на танцплощадке города первый приз за виртуозно исполненный танец.

Судя по всему, поклонников в этом городе у Лены было много, но она влюбилась ни больше ни меньше как в секретаря горкома. Коротко сказала: «Очень интересный человек».

Работала в Рыбинске с 1949 по 1954-й. Летом 1954-го с Колымы в отпуск приехала старшая сестра Тамара с мужем и дочкой Наташей и забрала Лену с собой на Колыму.

Муж тёти Тамары дядя Лёша работал начальником прииска «Тонгара» по добыче золота. Он и определил Лену в золотоприёмную кассу на время отпуска кассира. Касса была закована в металл. К вечеру приносили кассиру в круглых чугунных контейнерах золото. Лена взвешивала и принимала. Когда из отпуска вернулась кассирша, Лена уволилась и поступила работать в райком комсомола инструктором по пионерской работе. Создавала пионерские организации. Ездила по районам то на тракторе, то на лошади. Раз поехала в один интернат — школ там не было, — туда кое-как проехали, обратно на лошади. Предложили Снежка. Кругом болота. Бывали случаи побегов заключённых-уголовников. Лена трясется на Снежке, позади главный бухгалтер. Ехали в телогрейках, было холодно. Тяжело. В одном месте очень опасно, могут напасть беглецы, надо ехать рысью. Она хлестнула лошадь, поехали. Едут через мост. Лена натянула поводья (забыла) и через голову лошади — в болото. Главбуху удалось вытащить её. Дальше опять рысью — опасный участок. Научилась. Больше не падала через голову лошади.

Была солисткой хора прииска «Тонгар». До сих пор хранятся фотографии этого хора, с солисткой в центре. У такой девушки кавалеров было много, но судьбу свою так и не нашла.

Уехали с Колымы в 1959 году. Устроилась на кафедру Ивановского энергоинститута. В феврале 1961 года командировали в Германию. Полковник областного военкомата пришёл в энергоинститут. Вызвали в деканат. Полковник улыбается: «Хотим предложить вам работу за границей, в ГДР или в Анголе. Подумайте, посоветуйтесь с родителями». Дала согласие ехать в ГДР. Пришла в областной военкомат, стали оформлять. «Ждите полгода». Потом пришла повестка. «Небольшой чемодан. Жилье будет готово».

Мне было лет десять, мы пошли с мамой к бабушке, чтобы проститься с Леной перед отправкой в Германию, но её не застали. Когда шли обратно, падал густой февральский снег. И в пелене этого снега вдруг, как в сказке, появилась Лена в чёрной шубке и белой шапочке. Её кто-то провожал до дома. Мы простились, мама с Леной пошутили друг с другом, посмеялись, расцеловались, и у меня почему-то остался в памяти этот эпизод.

С Леной ехали две женщины и четверо мужчин. Приехали в Москву, у поезда встретил майор. Через два часа поезд Москва — Берлин. Майор ехал с ними. У него все документы.

Из Берлина кого куда. Лену с ещё одной девушкой — в город Стендаль. В комнате камин. Все удобства.

Работали в штабе дивизии, стенографистками в секретном отделе. Выезжали на учения. Работа на износ. Секретная служба. За пределы города выезжать не разрешали.

Там же, в Германии, окончила Институт марксизма-ленинизма. Была солисткой эстрадной группы военного гарнизона. Я представляю её на работе: подтянутая, сдержанная, немногословная, всегда ухоженная. А в быту любящая посмеяться над остроумным анекдотом; помнится, смеялась до слёз, махая руками, над шутками моей мамы. Спортивная — играла в теннис, бадминтон, волейбол. Любила маленьких детей и животных.

Где-то в 60-х вышла замуж. Вернулись из Германии в конце 1966 года. Родила дочку. Но семейная жизнь как-то не сложилась. Муж умер. Отошёл в мир иной отец, Иван Иванович. Долго ухаживала за больной матерью.

И в конце концов осталась вдвоём с дочерью и маленькой внучкой Ксюшкой. В перестройку было нелегко. Жили фактически на одну пенсию, да и ту подолгу задерживали. Но радовала внучка, которую вынянчила на своих руках. Маленькая Ксюша за зиму съедала по большому ведру моркови, выращенной бабушкой. Её огурцы летом, её морковка зимой — это бабушкин подвиг, учитывая, что огород абсолютно не для Лены.

Умная, способная Ксения впоследствии осуществила свою мечту и стала художницей.

Но вернусь опять к тем чудесам, которые дважды уберегли эту семью и оставили жить на земле со всеми радостями и испытаниями. Наверное, неслучайны эти чудеса, ведь у Бога ничего случайного не бывает. Наша жизнь протекает в русле Промысла Божия, но нам часто трудно бывает понять, увидеть Божий замысел в непрерывно меняющихся жизненных обстоятельствах.

Иван Иванович, отец Лены и Бориса, был родом из семьи священника Ивана Григорьевича Могилевского, бывшего настоятеля храма Воскресения с. Могилёва Новомосковского уезда Екатеринославской губернии.

Он родился в 1873 году в семье причётчика Воскресной церкви из Могилёва. Окончил церковно-приходскую школу и Екатеринославскую духовную семинарию. В 1891 году обвенчался с девицей Пелагеей Григорьевной.

В 1897 году возведён в сан диакона.

18 июня 1911 года направлен в Вознесенскую соборную церковь г. Павлограда. 24 декабря 1911 года возведён в сан священника и направлен в Воскресный храм с. Воскресеновка, не оставляя при этом и храма с. Могилёва.

К середине 1917–1918 годов власть на местах контролировалась вооружёнными группами. Священнику Иоанну Могилевскому угрожали: «Прекращай служить». Однажды отец Иоанн возвращался с прихожанами после праздничной литургии из соседнего села. Священника в этом селе убили. Шли пешком. Напала банда. Избивали. Отрывали пальцы на руках, видимо не позволяли креститься. Выстрелили и бросили в колодец. Священник Иоанн Могилевский, настоятель храма в с. Могилёве, был убит в 1917 году.

Священнический синод прославил местночтимого святого Каменской епархии 3 апреля 2019-го. (Каменская епархия УПЦ.)

Священномученик и иерей Иоанн Могилевский канонизирован как местночтимый святой Каменской епархии.

И эти разрозненные сведения с видимыми неточностями удалось узнать не без труда и опять чудесным образом. Днепропетровская область — это теперь Украина, и добыть сведения оттуда почти невозможно. Я поминала в церкви об упокоении иерея Иоанна и молилась ему келейно, советовалась со священниками. Ответ один: «Это же Украина. Тут вряд ли что-то узнаешь». Опять совершилось чудо. Я попросила сына всё-таки узнать через интернет, а вдруг повезёт. И вот в самый канун Благовещения, 6 апреля 2019 года, сыну посчастливилось. Он узнал, что канонизирован священномученик иерей Иоанн Могилевский как местночтимый святой Каменской епархии УПЦ 3 апреля 2019 года! Это было чудо! Ведь, поищи мы сведения об иерее Иоанне Могилевском на неделю раньше, бы ничего не узнали. Что это, как не Промысл Божий?


Скачать книгу "Это всё для меня…" - Татьяна Богдашкина бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Книжка.орг » Современная проза » Это всё для меня…
Внимание