Своеволие

Василий Кленин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Второй том цикла «Русь Чёрная». Середина XVII века, Дальний Восток, амурские земли. Беглец из будущего выжил в этом мире войны всех против всех. Даже встал на ноги. Вроде бы. Настала пора менять реальность, которая не очень удачна сложилась для русских землепроходцев. Увы, это не так просто, ибо могучая империя Цин уже явно заметила новых опасных и алчных соседей у своих северных рубежей.

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:50
0
421
73
Своеволие

Читать книгу "Своеволие"



Глава 21

Щиты.

Да, это оружие. В былое время далекого будущего Санька сам с кем-то закусился до хрипоты, спорил, что, раз щит для защиты — то какое это к хреням оружие! И оказался неправ. Это весьма и весьма себе оружие, причем, не только защиты.

И вот этих самых щитов в его разросшейся ватаге практически не было. Понятно, что в нынешней России от них отходят: все-таки против нее воюют пороховые державы. А щит — хреновая защита от пули. Да и для стрельбы из пищали требуются, как назло две руки. В общем, не нужен щит. Особенно, учитывая, что это еще и заметный лишний вес; еще одна вещь, которую надо как-то на себе волочь.

Но это там! А здесь, на Амуре? На Амуре, кстати, тоже щитов почти не было. Всякие солоны, натки да гиляки, видимо, не доросли до такого уровня военного искусства. Почти все дауры в бою использовали луки — а значит, и им щиты больше мешали, чем помогали… А вот в войске Минандали пешее ополчение щиты использовало активно. Вот после битвы с ними Дурной решил: рановато списывать эту вещь. Пока указал обеспечить щитами Рать. Дать им короткие копья, легкие плетеные щиты, кожей обтянутые — и поучить ходить строем… Покуда зима и полевых работ нет.

— Пока посмотрим, — так и сказал он своим отцам-командирам. — Вдруг изыщем пользу?

«Отцы» пожевали усы скептически, похмурили брови густые, но спорить не стали. Что им до Рати?

Вторая проблема, которую вскрыло давнее сражение с Минандали, это хреновые организация и управление. Первым делом, Санька решил исправить ее введением стабильного командного состава. Каждую полусотню разделили на равные половинки, куда тоже поставили своих начальников. Вернее, их уже выбирали сами бойцы. Кроме того, над всеми пищальниками в каждой полусотне тоже стоял свой командир. Внутри отряда они ничего не решали, но, в случае необходимости, Дурной мог быстро собрать всех стрелков в один сводный отряд.

Старику поручили важную задачу, которой нельзя пренебрегать: ведать «арсеналом» острога. Тот, конечно, воспринял это, как отправку «на пенсию», и выдал в ответ весь свой богатый ругательный лексикон.

— Тимофей, ты это зря! — спокойно возразил атаман. — Чтобы войско побеждало, у каждого воина должно быть всего в достатке. И брони, и оружия, и зелья порохового, коли он стрелок. А, когда всего в дефиците… мало, то есть… то очень важно это разумно распределить. И нужен человек, который за этим будет следить. Денно и нощно. А ты и грамотен, и цифири мои немного знаешь. А уж в оружии разбираешься — лучше всех нас! Кому, как не тебе?

— Да на кой оно… — ворчал Старик.

— Вот будут у Тюти на исходе стрелы. И, случись бой, отряд его станет бесполезным! Конечно, он может этим и сам озаботиться. А может, и нет. Решит, что в загашнике возьмет. Зайдет б башню — а в корзинах пусто. Ты же будешь точно знать: что в избытке, чего мало. Вот будет у тебя мало стрел, что делать надо?

— Ну, делать, знамо!

— Верно! Идешь к ковалям, говоришь, надо делать наконечники. Идешь к лесорубам и просишь оставить заготовки на древка. У охотников — перья берешь. Организуешь казаков, чтобы они ладили стрелы. Глянь, сколько заботы, чтобы только стрелы появились! А сколько еще всего!

Уломали Старика. И тот окунулся в новую работу с пугающей ретивостью. Причем, так и пытался решить все вопросы: в обход атамана. Сам! Породив кучу склок и скандалов; пару раз приходилось вмешиваться. Но в старой башне острога и впрямь начал нарастать запас всяких расходников для войны. Оружие не всегда нуждается в замене, а вот в ремонте — постоянно!

Чем еще озадачил Дурной свой «штаб», так это управлением войска в жизни, в походе и в бою. Причем, здесь у Саньки имелись крайне поверхностные и чисто книжные знания. Не успев отслужить в армии, он даже лишен был возможности изучить устав гарнизонной и караульной службы. Так что, собрав опытных воинов, беглец из будущего просто озадачил их вопросами:

— Как донести приказ до всех воинов в бою?

— Как вести разведку на марше?

— Как научить отряды слаженно делать общее движение: вперед, назад, вправо, влево?

— Как быстро собрать бойцов, если на острог внезапно нападут?

Казаки чесали затылки до дыр, и почти на всё ответ у них был: орать погромче. Увы, боевого опыта в больших воинских массах у них не было. Санька даже пожалел о перебитых и отосланных сорокинцах: среди них имелись военнопленные, участвовавшие в настоящих больших войнах.

— Да, не кручинься, Сашко! — беззаботно улыбнулся Тютя. — Ужо докричим, кому надо. Чай, две сотни нас всего, а не две тыщи…

— А, если будет две тыщи? — с прищуром спросил Дурной, и увидел, как у всех вытянулись лица. Никто о таком раньше не задумывался. — Два года назад нас была всего дюжина…

— Чертова! — усмехнулся Ивашка.

— Не поспоришь…

Темноводский «устав» рождался в страшных муках. Стыдно признаться, в остроге до сих пор вся караульная жизнь сводилось к тому, что в старом «вороньем гнезде» сидел один казак и предупреждал о возможных врагах голосом. Решили довести стражу до шести человек: двое попеременно в «гнезде», четверо постоянно парами обходят стены. И еще седьмой — начальник –для принятия быстрых оперативных решений. Также караулу придавали двух лошадей, в случае опасности, вестники должны быстро оповестить все выселки. Составили график для каждой полусотни, продумали систему проверки несения службы и наказания за нарушения. Гунька из имеющихся запасов бронзовых вещей быстро отлил звонкое било, напоминающее очень упрощенный колокол. Правда, бить в него можно было только в том случае, если чужие идут прямо на острог. Если плывут мимо — обязательно сохранялся режим тишины.

— Нужно следопытные дозоры еще посылать! — озарило Тютю. — В дали, дабы чужие следы высматривали.

Столько всего потребовалось ввести и организовать, что Санька ужаснулся: как же безалаберно они до сих пор жили!

А с управлением в бою всё решалось намного хуже. Выкопанная Дурным из закромов памяти информация о сигналах барабанами и трубами была поднята на смех. Разве что Ивашка возразил серьезно:

— Тут жалейками не обойтись, Сашко. Громыхала нужны. А где взять теи трубы? Кто в их дуть сможет? Еще и наигрыши придумать. Да чтоб до каждого казака донести — какой что значит… Не, только путаница выйдет.

Так было почти со всем идеями Дурнова. Он внезапно вспомнил картинку: бегут по полю самураи, а у каждого за спиной флажок на палке развевается. Нет, конечно, всех снаряжать и смысла нет, и ткани не напасешься… А вот если командирам прицепить? Атаман отлично помнил, какая сумятица в бою возникает. Напрочь не видно, что в двух метрах происходит. Воин сражается и не понимает, как бой развивается: побеждают они или, наоборот, уже давно отступили?

— Представьте: все отлично видят своего командира, следуют за ним, куда положено! — вдохновенно прорекламировал новую идею Санька командирам.

— Угу, — хмыкнул Тютя. — И вороги тож видят. Да по командирам палят!

Особенно, не понравилась задумка Турносу.

— Ежели по-писаному да в чистом поле вставать — то оно красиво, атаман… Только когда такие битвы бывают? А, если по лесу бежать — кажный сук над головой меня сбивать станет. Или в засаде мы сидим — а палка с тряпицей торчит — это куда? Иль внезапно ворог нападает! Мне бы куяк успеть вздеть, а тут еще штырь твой приладить надобно. Дурная затея, уж прости.

Вот так умерла и эта идея. Правда, казаки задумались о том, что им нужно общее знамя. «Полковое». Чтобы, значит, в бой идти под покровительством ликов святых. Только вот раздобыть его или создать еще труднее, чем громкие трубы найти. Санька предложил ввести простой двуцветный флаг. Например, сине-черный: синее бездонное небо и черные воды Амура. Без всего этого вычурного золотого шитья, бахромы и прочей роскоши. Однако, народ явно не дозрел до таких прогрессивных идей.

— Как же это… Без лика-то святого? — нахмурился Старик.

Не понимали здесь, как может просто флаг стать святыней. Требовалось брать готовую святыню и делать ее флагом.

«Что-то хреновый из меня реформатор получается — Санька чесал затылок с рассеянной улыбкой. — Явился из грядущего, мудрый и всезнающий, но нифига сделать не могу».

Парня утешало только то, что уже на исходе зимы Дурной смог решить самую главную проблему, что бесила его с самого сражения против войска Минандали.


Скачать книгу "Своеволие" - Василий Кленин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание