Своеволие

Василий Кленин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Второй том цикла «Русь Чёрная». Середина XVII века, Дальний Восток, амурские земли. Беглец из будущего выжил в этом мире войны всех против всех. Даже встал на ноги. Вроде бы. Настала пора менять реальность, которая не очень удачна сложилась для русских землепроходцев. Увы, это не так просто, ибо могучая империя Цин уже явно заметила новых опасных и алчных соседей у своих северных рубежей.

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:50
0
421
73
Своеволие

Читать книгу "Своеволие"



Глава 25

— Золото⁈ — Васька Мотус аж подпрыгнул!

Треснулся непокрытой головой о бревно перекрытия, ойкнул, но тут же забыл о боли.

— Где золото?

Дурной прикрыл глаза и мысленно выматерился. Хотя… Для этого ему Васька и нужен был.

На серьезный разговор атаман пригласил только самых близких и надежных: Старика, Тютю, «Делона», Мезенца, Ничипорку и Турноса. Мялся-мялся и позвал сорокинца Мотуса. Тайна амурского золота была опасной, прежде всего, из-за ненадежных сорокинцев, среди которых есть много жадных до легкой наживы… Хотя, где их нет? Да и кто устоит, если узнает, что золото валяется по амурской земле прямо под ногами!!! Ну, почти…

«Вот на Мотусе реакцию и проверю» — решил атаман.

Проверил.

Васькины глаза полыхали жаждой наживы. Они не то что осветили тесное помещение башни-арсенала, они, буквально, грозили его поджечь.

— Тихо-тихо! — Дурной силой усадил Мотуса на пень. — Я точно не знаю. Бирары рассказали то, что знают их дальние родичи. Золото лежит среди камней и песка в маленьких горных речках. Тех, что впадают в Зею и в Селемджу. Я знаю только несколько названий…

Если честно, он толком ничего не знал про золото соседней для него области. В Хабаровском крае, в верховьях Буреи работало много старательских артелей, вот их названия были на слуху. На притоках Зеи золота находили еще больше. Но Санька особо не интересовался этим и лишь смутно помнил названия… то ли приисков, то ли ручьев, то ли артелей. Что пришло из XVII века? Бог его знает… Но большинство названий эвенкийские — а значит, могли быть достаточно древними.

— Говорили про такие места как Гилюй, Дамбуки, Чагоян, Токур, Гарь, Бома… Вообще, мест много. Почти всегда это ручейки небольшие. Золото там мелкой россыпью лежит среди песка, но бывает и каменьями. Золото оседает там, где перекаты да пороги или извивы русла сильные. Найти не так и просто. Требуется проверять: промывать грунт в специальных лотках, я после покажу, каких. Снова и снова — пока в лотке золото не задержится. Оно ведь тяжелее любого камня.

— Рассказывай! — нетерпеливо прервал его Мотус, который только что хвостом по чурбаку не колотил от нетерпения. Впрочем, остальные не сильно-то и иначе себя вели. — А много ль того злата?

— А сколько собрать удастся, — улыбнулся атаман.

— Шо, и пуд⁈ — Васькины мозги заскрипели на всю башню, силясь вообразить себе такую прорву драгметалла.

— Ну, если быстро найти место хорошее — то и пуд не предел…

Тут уже загалдели все. Призраки пещеры Али-Бабы стали явственно проступать в тесном полутемном помещении арсенальной башни. Ватажники радостно галдели, обсуждая грядущее богатство, изредка метая в Дурнова реплики типа: «да что ж ты раньше молчал?».

Дождавшись, когда общий ор стал сбавлять градусы, атаман призвал всех к тишине.

— Геть, сатаны! Не всё еще сказано…

— Да куды ж еще-то? — не удержался Тютя. — Яхонты еще? Смарагды?

— Цыц! — рыкнул Известь. — Нет, хорошие новости кончились. Плохие теперь. О зле я хочу поговорить…

Ватажники молчали, переглядываясь.

— Да, золото — зло. Вы гляньте на себя, казаки. Как все вы в миг переменились. Как жажда золота вас захватила. А представьте, что будет, если всем это сказать…

— Етить… — растерянно выругался Старик, а Мезенец с Митькой виновато переглянулись.

— А шо будет? — Мотус, святая простота, всё еще не видел подвоха.

— Все ринутся это золото искать, Васька. Все! До единого. Хромой сядет на кривого и начнет путь указывать. Понятно?

Васька все еще понимал не до конца.

— Всё рухнет! Никто не будет за полем следить, лес рубить да дощаники ладить! За ясаком никто не пойдет и от богдойцев защищаться тоже никто не станет! Все в тайгу рванут.

— Зато у кажного будет полна шапка золота, — холодно улыбнулся Ивашка.

— Верно, — мрачно кивнул Дурной. — Тут, конечно, кому как повезет. Но у кого-то — и полная шапка. Только жрать он что будет? Золото? А одеваться во что? Плавать на чем? Воевать с чем? Да и когда воевать?

— Получается… Нельзя людишкам говорить, — растерянно озвучил Мотус долгожданный всеми вывод. — Тако, а нам пошто рассказал?

— Потому что нам нужно это золото, — вздохнул Санька.

Он давно и долго обдумывал этот вопрос. Добыча золота сама собой напрашивалась, так как этого ресурса по притокам Амура имелся в избытке. Если найти золотоносные ручьи, то относительно легко можно заполучить в свои руки самый лучший товар! И уже на него получить всё! И порох со свинцом, и пищали, и пушки. Золото откроет торговые прилавки и в России, и в Корее… и в Китай можно ужиком проползти. Этот металл может стать основой могущества русских на Амуре. Есть и другой момент: сведения о золоте, распространившись по Сибири и России, привлекут на Амур людей. Пусть авантюрного склада, но активных, решительных людей. Которые так нужны Темноводью.

С другой стороны — привлекут они внимание и властей. Тут уж никуда не деться. Золото — это покруче пушнины, жадная пасть Москвы мимо этого не пройдет. Но Амур так далеко… И имелась надежда, что, если исправно отправлять царю часть золота, какое-то время всем этим дьякам и воеводам будет не до далекого острожка Темноводного. Какое-то время… А беглецу из будущего как раз время выиграть и надо.

В общем, эта беда в теории решаема, зато другая пугала Саньку намного страшнее. Он Джека Лондона почитывал, так что знал, что такое золотая лихорадка. Что та творит с людьми, как легко готовы они пойти на любое душегубство ради презренного металла. А здесь, в острожке, строгого закона нет. Всё держится больше на людском взаимоуважении и авторитете лидеров. Довольно хрупкая преграда для всесокрушающей жажды наживы…

Вот и надо что-то придумать… что-то такое, чтобы немалая часть первопроходцев оставалась на месте, трудилась, несла службу. Чтобы у охочего человека не возникло желание бросить всё, намыть за сезон «шапку золота» и рвануть на запад, к шикарной жизни.

Как это сделать? Санька сам не заметил, как задал вопрос вслух.

— Может, отберем самых… верных? А прочим не скажем, — Васька Мотус, видимо, возгордился своими аналитическими способностями и высказался первым.

— Балбес, — незло отбрил его Тимофей. — Такое рази утаишь…

— Вот представь, Василий, на миг, что мы тебя не позвали, — подлил масла в огонь и Ивашка. — Ты в Темноводном человек новый, знаем мы тебя мало. Вот и станем мыть золото… без тебя.

Васька аж побледнел.

— Я ж полусотник…

— И чо⁈ — ощерился Старик, подыгрывая Ивашке. — Ты вон ссыльный служивый! Из той же кодлы, откуда Кудря, Пан, да Петрухи енти, коим мудя след укоротить! Какой ты нам верный?

— Да я же с вами… — на Мотуса стало жалко смотреть.

— Шутим мы, — хлопнул его по плечу атаман. — Зато ты теперь понимаешь, что почувствует любой казак, которому ты не расскажешь про золото. Даже хуже будет.

— Куда ни кинь — всюду клин, — покачал головой Ивашка. — Ты инда змей-искуситель, Дурной…

— Един тут исход! — резко оборвал его Тютя. — Золото промеж всеми делить.

Санька затаил дыхание. В его голове вырисовалось нечто похожее. Но он боялся первым озвучить такое предложение. Слишком уж оно… коммунистическое для этого века.

— Поясни!

— А что пояснять? Вот у нас круг казачий. От его часть народишку идет искать ручьи златоносные, а часть остается до работы и ратного делу. А опосля добытое золото меж всеми делится. Добытчикам, понятно, поболее, а прочим — поменее. Но всем! Тако и обид не будет… И по совести!

— Это… — Васька снова ввернул немного аналитики. — Ежли я соберу шапку золота, то кому-то другому полшапки должон отдать⁈ За просто так?

— А ты-кось поверни енто иначе, — улыбнулся Тимофей. — Оть ты никуда не ходил, ничего не собирал, а тобе — полшапки золота! За просто так!

Васька Мотус округлил глаза от невиданной халявы, обдумал сказанное… и разулыбался.

— Полшапки — это вы рты не разевайте, — улыбнулся грустно атаман. — Часть надо будет царю отдать. Старик верно сказал: не утаить такое. Не только от соседей, но и от Москвы. Так что надо самим его на блюде поднесть… чтобы головы на плечах остались.

Санька не стал говорить о том, что слухи про золото ему самому нужны. Чтобы потянулись люди на Амур.

— Думаю, не меньше половины придется отдавать. А оставшееся — пополам. Как думаете, казаки? Четверть золота — добывшему, а еще четверть — делим меж прочими.

«Прям как дома, — невольно улыбнулся беглец из будущего. — Нашедшему клад полагается 25%».

— Четверть? — призадумался Мотус. — Эт ежели с пуда, то много ль на одного-то выйдет?..

Погрузившись в вычисления, которым не суждено было закончиться, Васька мрачнел. А Санька глядел на него и думал, что кроме «школы рабочей молодежи» им скоро понадобятся точные весы.


Скачать книгу "Своеволие" - Василий Кленин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание