Своеволие

Василий Кленин
100
10
(1 голос)
0 0

Аннотация: Второй том цикла «Русь Чёрная». Середина XVII века, Дальний Восток, амурские земли. Беглец из будущего выжил в этом мире войны всех против всех. Даже встал на ноги. Вроде бы. Настала пора менять реальность, которая не очень удачна сложилась для русских землепроходцев. Увы, это не так просто, ибо могучая империя Цин уже явно заметила новых опасных и алчных соседей у своих северных рубежей.

Книга добавлена:
5-11-2023, 18:50
0
421
73
Своеволие

Читать книгу "Своеволие"



Глава 55

Артиллерию загрузили вовремя. Снизу маньчжуры уже начали подкатывать свои пушки, и первые ядра ударили по батарее. Затем из ниоткуда вынырнули ниру Восьмизнаменного войска. Латная конница даже начала свой разбег на отступающих лоча с их подлыми союзниками. Но, видимо, командир кавалерии решил не рисковать в отрыве от остальных сил.

«И правильно решил, — ухмыльнулся Дурной. — Потеряли бы мы немало, но толпой вас уделали б».

— Уходим! Быстро-быстро! — подгонял он свое героическое воинство, которое так хотело драться дальше.

«Не сегодня, мужики, — мысленно умолял их Санька. — Еще навоюемся! Но сейчас уходить надо. И быстро!».

До Зеи оставалось верст 40–50. Конечно, темноводцы передвигаются заметно быстрее армии Шархуды, с его пушками, обозом. Но впереди была еще переправа через огромную реку, а это отнимет столько времени, что и не такая медленная черепаха сможет догнать.

Последний день отступления для Саньки оказался самым страшным. Он очень боялся подойти к реке и увидеть пустой берег. Мало ли что могло случиться. По плану, казацкие дощаники с воинами рода Судур должны были, обогнув остров, выйти в Амур и прийти сюда. Но… мало ли что могло случиться.

Только заметив ряд серо-черных остовов, которые тюленями развалились на золотом зейском песке, атаман выдохнул с облегчением. Флотилии повезло: Шархуда всё внимание сосредоточил на штурме засадной батареи, так что дощаники осторожно, самыми восточными протоками обошли врага, вырвались на оперативный простор Амура и рванули к Темноводному. Сейчас все они, и все лодочки из острога уже второй день ждали отступающих воинов.

— Аратан, сдерживай их, сколько можешь!

Началась переправа. Первым делом грузили раненых: русских, дауров, тунгусов, низовых жителей — всех без разбора. Затем спасали пушки. И уже в последнюю очередь грузилась пехота. Обратно переправились намного быстрее: и людей (увы) стало поменьше, и Шархуда пятки жёг.

Аратан с этой задачей справился великолепно: из левобережных дауров он сформировал несколько отрядов, и те кружили вокруг богдойцев, угрожая атакой. Иногда даже обстреливали тех из луков. Но только замечали корейских мушкетеров — тут же пускались наутек. Шархуда осторожничал, держал своё войско в кучке, опасаясь ненужных потерь. Конечно, знай он, что творится впереди — пустился бы вперед галопом! Но даже старый мудрый амбань не знал всего. Карт у него не было, и цинский военачальник в душе не чаял, что до Зеи осталось всего с десяток километров, где недобитых лоча можно поймать на переправе и уничтожить.

Конечно, для красного словца можно было бы сказать, что передовые маньчжуры вышли на берег, едва отчалил последний дощаник; и Дурной с его кормы махал платочком Шархуде, который рвал на себе волосы… Но, на самом деле, темноводцы ушли заметно раньше. Санька посла к Аратану гонца: «Всё. Уходите». И многосотенная конница, пустив по врагу прощальный залп из луков, всей оравой устремилась на восток.

Остаток дня прошел в суматохе: Темноводный принимал войско и готовился к осаде. Полторы сотни казаков принесли с собой боле трехсот раненых. Здесь их встретили люди Якуньки, дауры, отряд Индиги-Соломдиги. Всего боеспособных выходило около четырех сотен. Да еще двести с лишним — окрестные крестьяне, бабы, дети. То есть, почти тысяча, но сражаться годны лишь два из пяти человек. Правда, в целости были все пушки и почти все пищали.

До последнего у Саньки теплилась надежда, что здесь, в остроге встретит он еще и полк Кузнеца. Одумаются албазинцы, придут на выручку… И с их пятью сотнями пищалей да чуть ли не тысячей сабель, погонят они маньчжуров ссаными тряпками…

Увы. Вытравив из сердца мечты, атаман носился по острогу, распределяя орудия и отряды по стенам и башням крепости. Лишь на закате он все-таки поинтересовался у разведки: как там богдойцы?

— А чо им сдеется? Стоять на том берегу. Бивак разбили. Костры жгуть.

Те же сведения поступили и на следующее утро, и Санька, наконец, расслабленно выдохнул. Ну, а куда им? Начиналось привычное уже июльское половодье: Зея уже разбухла в ширину на полторы версты и ширилась дальше, затапливая низкий левый берег. Даже голышом трудно переплыть, куда уж тут войско переправить. И плоты снесет, да и мало на том берегу строевого леса.

— Чего ж они ждут тогда? — махнул на распустившееся огнями левобережье Турнос.

— Корабли, — спокойно ответил Дурной. — Прямо сейчас на восток мчатся гонцы к их флотилии. Чтобы выходила та с Буреи и шла сюда. А до той поры…

— Понял, — хмуро оборвал атамана Турнос. — И сколь дён до той поры?

— Думаю, не меньше десяти. А то и две недели, — улыбнулся Санька.

Полученное время использовали по максимуму. Турноса с его полусотней оставили на берегу Зеи готовить временное укрепление. А остальные принялись тотально зачищать предполье и сволакивать всё в острог. Разбирали посадские дома и тащили бревна, собирали камни, хворост, бытовые вещи — в осаде пригодится всё! А вот маньчжурам не достанется ничего. Но самая большая группа с рассвета и до темноты валила лес. Все эти годы с южной и восточной стороны высокие деревья специально не трогали, чтобы они укрывали Темноводный от случайных сторонних взглядов с Амура и Зеи. Теперь уже скрываться бессмысленно, а деревья под самыми стенами будут дополнительной защитой для врага. Санька и сам по полдня работал с топором, так как в его «генеральских услугах» пока особой нужды не было. На берегу всем «рулил» Турнос, на стенах — Ивашка, «арсеналом» распоряжался Старик. Тимофей также «запряг» кучу народу: ладить стрелы, тесать колья, собирать камни и прочий метательный материал. Отдельная бригада изымала всюду смолу, готовила очаги подле стен.

Кузня работала без остановки: Ши Гун и его команда, вернувшаяся из похода, спешно «перековывала орала на мечи» — всё железо острога шло на военные нужды.

«Сколько труда потеряно, — вздыхал Дурной. — Сколько потом придется обратно переделывать… Но сейчас победить надо. Чтобы это „потом“ вообще состоялось».

Где-то царил огонь, а вот на стенах правила бал вода. Ивашка собрал до сотни баб и детишек с ведрами, которые беспрерывно стояли в очередях у колодцев, бегали к Бурханке и обратно — и проливали стены. «Делон» хотел буквально пропитать укрепления водой, чтобы никакой огонь их взять не мог.

Все имеющиеся лодочки заполонили Зею — ловили рыбу. Тут же на берегу добычу вялили, коптили — как попало, чтобы хоть пару недель продержалась — и свозили в острог. А заодно рыбаки за вражинами следили… Иногда даже подплывали и причиняли им моральный ущерб смачной бранью. Старик бы одобрил. Да занят был.

— Сколько пороху у нас, Тимофей?

— А ты сколь из походу привез, ирод?

— Мало, Старик. Пушечных зарядов пуда полтора. А самопальщики практически всё расстреляли. Может, у кого на один-два выстрела осталось…

— Оть шишига дурная! — завхоз Тимофей озлился так, будто Санька порох в реку высыпал. — Ну, и всё, значитца! Я тебе еще около пуда наскребу — от и забудь об зелье… Селитра еще мается твоя, поганая! Хошь, ею постреляй!

Первую селитру из навозных «грядок» они все-таки выпарили. Но, поскольку вопрос с серой никак не решился, то и лежала она без дела. Да только такое время наступало…

— Отлично, Тимофей! Спасибо, что напомнил!

И Дурной рванул из Арсенальной башни, как на пожар. Обсудил идею со скучающим Якунькой, и в тот же день первый амурский мануфактурщик наладил линию по производству гранат. Налепить из глины горку маленьких горшочков, наскоро их обжечь, натолочь древесного угля, смешать с селитрой, засыпать в горшочки, закупорить и обмотать ветошью, смолой пропитанной. Конечно, фигня, по большому счету. Но гореть будет. А если прямо во врага попасть — может того и из боя вывести.

У Гунькиной бригады спешно изъяли часть древесного угля, и в короткий срок Якунька наделал пару сотен «гранаток». Потом селитра кончилась, но главное…

— Бусы! Бусы! Плывут, нехристи!


Скачать книгу "Своеволие" - Василий Кленин бесплатно


100
10
Оцени книгу:
0 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание