Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



БРИГАДА

После выхода из Лисичанска штаб «Призрака» расположился в Алчевске — втором по величине городе ЛНР. Казачья гвардия Павла Дрёмова, оборонявшая Северодонецк, заняла Стаханов. На момент отступления подразделение Мозгового насчитывало около 700 человек. В Алчевск прибыло 550 бойцов — остальные либо остались партизанить в Лисичанске, либо ушли к Дрёмову и другим командирам.

Официально бригада появилась через неделю после прибытия в Алчевск. Здесь, приказом № 3 от 29 июля 2014 года, на базе Лисичанского батальона и присоединившихся к нему отрядов ополчения была образована Отдельная механизированная бригада «Призрак» под командованием Алексея Мозгового.

Вечерний Алчевск

Штаб «Призрака» в Алчевске находился в небольшом двухэтажном здании по адресу улица Ленинградская, 7, — до войны здесь работали типография и химчистка. Казармы были расположены недалеко от штаба, в бывшей гостинице «Юбилейная». Позже штабу понадобилось более укреплённое место, — и в феврале 2015-го он переехал в бывшее здание СБУ на ул. Ленина, 10.

Знамя бригады «Призрак»

Начальником штаба бригады 3 сентября 2014-го официально стал Юрий Шевченко. После Дебальцевской операции, весной 2015-го, в состав командования «Призрака» вошли Пётр Бирюков и Алексей Марков, известные по позывным Аркадич и Добрый. Они были знакомы до войны и участвовали в российском коммунистическом движении. Бирюков-Аркадич — геофизик из Иркутска. Марков-Добрый — айтишник из Москвы. Весной 2014-го Марков начал оказывать помощь раненым на Донбассе. Получив известность как человек, имеющий контакты с ополчением, Марков стал в большом количестве собирать и доставлять на Донбасс материальную помощь — снаряжение, медицину, оптику и др. В мае 2014-го, когда стало необходимо формализовать эту деятельность, Марков с группой товарищей создал Координационный центр помощи Новороссии53 (КЦПН).

Время шло, война продолжалась, сидеть в Москве становилось всё более стыдно, — вспоминает Добрый. — Тогда у нас возникла идея собрать отряд добровольцев и влиться в крупное подразделение. В начале сентября мы с Аркадичем проехались по всем подразделениям, которые снабжали, и в итоге решили вливаться в бригаду Мозгового. 6 ноября с первой группой из 24-х человек основали Добровольческий коммунистический отряд в составе «Призрака». Нам понравилось, что Мозговой не разделял бойцов по идеологическому признаку. У него воевали люди самых разных убеждений. Наш отряд также никому свои идеи не навязывал. Мы приехали не коммунизм строить, а воевать. Хотя, конечно, как и Мозговой, рассчитывали, что наша борьба обеспечит строительство более справедливого общества в Новороссии54.

Весной 2015-го Аркадич стал замом по боевой подготовке (замбой), Добрый — заместителем командующего бригадой по тылу (зампотыл). Таким образом, руководителями «Призрака» стали трое российских граждан — Шевченко, Бирюков и Марков. Они же остались во главе бригады после гибели Мозгового.

Исключительный случай, учитывая, что с осени 2014-го в ЛДНР всех военных и политических руководителей меняли с российских на местных. Это было сделано в рамках избранной Москвой тактики: «РФ не является стороной гражданского конфликта на Украине». Граждан РФ с видных должностей снимали, чтобы не давать Украине и Западу повода обвинить Москву в прямом участии в донбасских событиях.

Пётр Бирюков (Аркадич)

Алексей Марков (Добрый)

По этой же причине осенью 2014-го ополчению было настоятельно рекомендовано не использовать российскую символику, и она была всюду заменена на флаги ЛНР и ДНР.

Во время чистки «неместных» нас не тронули только потому, что примерно треть личного состава «Призрака» были россиянами, и заменить нас было некем. В остальных подразделениях, где было по три-четыре россиянина, всех уволили«, — говорит Добрый55.

В сентябре 2014-го в штабе бригады появляется 33-летняя Анна Самелюк. До войны она работала журналистом, а теперь стала пресс-секретарём Алексея Мозгового и руководителем информационной службы «Призрака». Война разделила семью Анны. Её муж Юрий Асеев оказался по другую сторону баррикад и воевал в украинском батальоне «Айдар», Анна же с тремя детьми осталась в ЛНР и вступила в луганское ополчение. В «Призраке» она создала «Информационный отряд», который вёл официальный сайт бригады, создавал агитационные видеоролики и освещал военную и социальную деятельность Мозгового.

Алексей Мозговой и Анна Самелюк

В «Призраке», в отличие от многих казачьих подразделений, прославившимися мародёрством и пьянством, насаждалась строгая дисциплина. 29 июля 2014-го Мозговой подписал приказ № 5, который был размещён во всех подразделениях бригады:

О введении упрощённой системы судопроизводства и исполнения наказаний в период действия военного положения.

1. Нарушение положения о комендантском часе, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков и употребление наркотических средств — 10 суток принудительных работ. В случае совершения подобных проступков бойцами «Призрака» — 20 суток принудительных работ, а в случае повторного нарушения — расстрел.

2. Мародёрства, грабежи, изнасилования, кражи — расстрел.

3. Невыполнение приказов в боевой обстановке — расстрел. В период нахождения в тылу — 30 суток принудительных работ с последующим увольнением из рядов ВС Новороссии56.

4. Небрежное отношение к военному имуществу, технике, утере оружия — 30 суток принудительных работ.

5. Саботаж, открытая пропаганда и агитация в интересах противника — расстрел.

Нарушителей в «Призраке» наказывали в основном домашними арестами и принудительными работами. Никого расстреливать в итоге не пришлось: сама угроза казни была мощным средством воздействия.

Казармы «Призраков» располагались в здании гостиницы «Юбилейная». Прибыв в Алчевск, начальник штаба Шевченко развернул там пункт приёма добровольцев — по сути, военкомат. Ещё два небольших пункта было развёрнуто в других местах города. В бригаду прославленного командира повалили и местные жители, и приезжие из других городов. Позже стали приезжать добровольцы из-за рубежа: Сербии, Италии, Испании, Франции, стран Латинской Америки.

Летом 2014-го украинские СМИ часто писали, что в ЛДНР служит много чеченцев. Алексей Мозговой с присущим ему остроумием писал:

Судя по заявлению укро-СМИ, во время авиаудара по Лоскутовке было уничтожено целое подразделение «чеченцев» из числа нашего батальона. Как командующий народным ополчением Луганщины, хочу заверить всех жителей Чечни и господина Кадырова в частности в том, что ни один ваш соотечественник не погиб. И не может погибнуть по той причине, что в числе нашего ополчения нет ни одного чеченца57.

После отступления из Лисичанска «призраки» продолжали участвовать в боевых действиях на разных направлениях ЛНР и со временем стали обрастать военной техникой и артиллерией, которую захватывали в боях. Первые две бронемашины появились после боёв в районе Ямполя, а первые серьёзные орудия — в середине августа. Бойцы «Призрака» под руководством Юрия Шевченки осуществили рейд в район Красного Луча и отбили у украинцев установку РСЗО Град и три 122-мм гаубицы Д-30.

В августе 2014-го, нарастив численность до тысячи человек, бригада направляла бойцов на самые ответственные участки обороны республики. В самом Алчевске остался штаб, учебная рота и отряд быстрого реагирования для поддержания порядка в городе. Все остальные подразделения стали гарнизонами ополчения вдоль формирующейся линии фронта — в Комиссаровке, Вергулёвке, Ломоватке. Отдельный батальон дислоцировался в Кировске.

Одна из самых известных инициатив комбрига Мозгового — попытка создания Военного совета. Идея возникла в середине сентября 2014-го после заключения первых Минских соглашений. Мирные переговоры с Киевом, нежелание объединять ДНР и ЛНР, отказ от идеи Новороссии и т. д. — вся эта политика, по мнению Мозгового, противоречила идее народовластия и целям ополчения. Власти ЛДНР не исполняли волю народа, а навязывали свою волю по всем судьбоносным для Донбасса вопросам. Не спросили ни о чём и защитников республик — тысячи людей, которые с оружием в руках отстояли независимость ЛДНР и хотели, чтобы с их мнением считались. По мысли Мозгового, Военный совет должен был объединить полевых командиров из обеих республик и стать авторитетным надгосударственным органом, с которым бы считались в Донецке и Луганске, а может быть и в Москве. В перспективе Военный совет должен был способствовать объединению ополчения Донбасса в единую армию — Вооружённые силы Новороссии.

В конце сентября 2014-го Мозговой связался с большинством авторитетных командиров ополчения и призвал их собраться, чтобы создать Военный совет. На словах многие командиры идею поддержали. Но в назначенное время и место — начало октября в Краснодоне — для учреждения ВС не прибыл почти никто. Было несколько командиров среднего звена, но их веса было недостаточно, чтобы объявить ВС состоявшимся.

Основных причин, по которым командиры не съехались к Мозговому, было две: амбиции, мешающие объединению, и нежелание идти против системы.

У каждого свои амбиции, каждый на своём месте мнит себя генералом. Хотя, по большому счёту, каждый из нас — это ничто, какие бы погоны ни носил. Главное — цель и её достижение", — говорил комбриг о причинах провала ВС58.

Боязнь стать неугодными системе из-за участия в Военном совете Мозговой объяснял так:

Многие командиры просто боятся стать после этого изгоями, то есть лишиться хоть какого-то обеспечения. Как это, когда подразделение остаётся без тылового обеспечения, надеюсь, многие понимают59.

«Планируемый Военный совет так и не состоялся, — пишет комбриг в конце октября 2014-го. — На назначенную дату почти никто из командиров, которые так громко поддерживали проведение совета, не приехал. Огромная всем благодарность за это! Теперь хоть видно, кто чем дышит и у кого какие цели. Даже те, кто в выборах не будет принимать участие, закрыли рты и сидят тихонько (вдруг хозяевам не понравится). «А Мозговому всё неймётся». Да потому, что мне непонятно, как можно строить новое, справедливое, народное государство и при этом не учитывать ни интересы, ни мнение народа?«60

В декабре 2014 года у командира «Призрака» взял интервью правительственный сайт «Луганский информационный центр»:

— Каким вам видится характер работы Военного совета?

— Я сам из донского казачества. У казаков созывался круг атаманов, на кругу решались все вопросы, принимались жизненно важные решения и так далее. Почему бы по образу казачьего круга не создать этот Военный совет? Чтобы каждый командир подразделения имел право голоса, возможность высказаться, услышать, принять непосредственное участие в решении насущных вопросов. Таким образом, мы будем разделять всю полноту ответственности за происходящее. Может быть, это ускорит строительство республики.

— Допускаете ли вы в дальнейшем его включение, к примеру, в структуру правительства ЛНР?

— Не вижу противоречий в том, чтобы он влился в структуру правительства, равно как и в том, чтобы он стоял посторонь и имел функции контроля над деятельностью власти61.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание