Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



ПЛОТНИЦКИЙ

20 октября 2014

В этот день в кабинете главы ЛНР собрались трое: Игорь Плотницкий, Алексей Мозговой и Николай Козицын. Встреча планировалась давно, но никаких важных переговоров и судьбоносных решений она не подразумевала. Через две недели в республике пройдут первые выборы главы, на которых должен победить Плотницкий (пока он только «исполняющий обязанности»). Критика этих выборов Мозговым217, неподконтрольность Луганску многочисленного казачества во главе с Козицыным, — всё это сильно напрягало и Луганск, и Москву, и ставило предстоящие выборы под удар. Люди, отвечавшие за политический процесс в ЛНР, предприняли большие усилия для того, чтобы посадить гордого Плотницкого и двух несговорчивых командиров за стол переговоров.

За одним столом в тот день собрались не только Мозговой с Козициным, но и большинство командиров ополчения ЛНР. В своих городах они имели большую самостоятельность, и ход выборов на местах во многом зависел от них. Местные политики и кураторы провели с командирами мягкую профилактическую беседу, пообещали хорошее снабжение. Те, в свою очередь, заверили, что никакого саботажа с их стороны не будет. Довольные друг другом, переговорщики разошлись. Но тяжеловесов Мозгового и Козицына попросили задержаться.

Задачей властей ЛНР было не столько совещание со строптивыми командирами, сколько совместное публичное выступление Плотницкого с Мозговым и Козициным, которые считались главными оппозиционерами. Это выступление должно было убедить граждан в отсутствии противоречий между ними и в необходимости голосовать за Плотницкого.

Больших симпатий Плотницкий, Мозговой и Козицын друг к другу не испытывали, и даже не пытались это скрывать. Но командиры согласились с тем, что такое выступление необходимо, хотя Мозгового и Козицына, конечно, волновала не политическая карьера Плотницкого и не выборы, — они просто не могли не последовать рекомендации московских товарищей и пришли в кабинет главы ЛНР, чтобы сказать несколько слов для телеканала «Луганск 24».

Игорь Плотницкий, как и положено политическому руководителю, был в костюме и галстуке. Он старался быть вежливым и предупредительным, и всем своим видом демонстрировал желание идти на компромиссы и дружно шагать в светлое будущее. Эта встреча и совместное выступление нужно было в первую очередь ему — как фавориту предвыборной гонки. Впрочем, никакой гонки не было, — в выборах, помимо Плотницкого, участвовало ещё трое, их фамилии уже никто и не помнит. Они были техническими кандидатами и прекрасно понимали, что победу одержит Плотницкий, на которого сделала ставку Москва.

И Алексей Мозговой, и Николай Козицын не выглядели людьми, получающими от этой встречи большое удовольствие. Мозговой был одет в застёгнутый на все пуговицы камуфляжный «пиксель», на голове — традиционный чёрный берет, через торс перекинута коричневая лямка офицерского планшета. Как и всегда, комбриг внешне выглядел безупречно. Он сложил руки за спиной и со стороны казался напряжённым. Выступая вместе с Плотницким и признавая таким образом, грядущие выборы, комбриг несколько кривил душой, — ведь выборы он ранее критиковал. Но понимая, что выборы неизбежны, и что Плотницкий «выиграл» их досрочно, Мозговой согласился на совместное заявление, чтобы успокоить общественность.

Атаман Козицын, как водится у казаков, выглядел неофициально — в чёрной папахе набекрень и не до конца застёгнутой «горке». Засунув руки в карманы куртки, он нетерпеливо шевелил усами и смотрел в пол, всем своим видом демонстрируя, что он в этом кабинете случайно — так, "мимо проходил". —  Сегодня прошла долгожданная встреча между всеми самыми известными командирами, — начал вещать Плотницкий, когда оператор настроил камеру.

— Мы пришли к единому пониманию, что республика состоялась, выборы в республике должны быть. У нас общее мнение, общее понимание всех вопросов и задач, целей, которые перед нами стоят. Мы готовы не просто взаимодействовать друг с другом, мы знаем, что друг без друга мы в принципе не сможем решить ту массу вопросов, которые стоят перед нашей молодой республикой. Поэтому я очень благодарен Николаю Иванычу, Алексею Борисычу за эту встречу, за эту возможность ещё раз сказать: те, кто говорят, что в республике существуют различные силы, они сильно ошибаются. Мы едины, у нас единое понимание, единые цели и задачи. Спасибо.

Плотницкий повернулся к двум командирам и сделал жест, приглашающий к выступлению. Козицын заявил:

— Я думаю, что мы с той целью, которая была поставлена перед нами, справились. Наши все командиры, которые присутствовали на большом совещании, с пониманием и одобрением всё это приняли. Конечно, есть маленькие детали, но они решаются в рабочем порядке. Главное, что мы понимаем друг друга, противоречий у нас нет. Мы не только можем воевать, но и заниматься политикой. И будет существовать юридически молодая Луганская Народная Республика.

— Ну а я добавлю следующее, — сказал Мозговой. — Все прекрасно знают, что я был против этих выборов. Всегда критиковал власть — не только эту, но и предыдущую, и буду продолжать это делать, несмотря ни на что, — на этих словах Плотницкий с широкой улыбкой повернулся к комбригу и одобрительно хмыкнул. — Ну а прийти к согласию и единому мышлению приходится по одной простой причине: нужно собрать кулак, который может защитить выбор народа. И если этот кулак кому-то не нравится — ну что ж, это его проблемы. Раздрая у нас больше не будет. Будет согласие, будет порядок, и только таким образом мы сможем дойти до назначенной цели — то есть до Киева.

— Поддерживаю! — радостно сказал Плотницкий. Вынужденные партнёры пожали друг другу руки.

В этом же кабинете полгода назад состоялась встреча предыдущего главы ЛНР Болотова с Мозговым и Царёвым. Они тоже произносили ритуальные слова о единстве и жали друг другу руки. Но реального примирения Болотова с Мозговым не произошло. Так вышло и на этот раз. Мозговой пообещал, что раздрая больше не будет, но настоящий раздрай ещё даже не начинался. Самые тяжёлые времена были впереди.

Стороны под давлением Москвы формально договорились действовать сообща. Это был вынужденный союз, так как ни один из заключивших его вождей не мог в полной мере по объективным причинам претендовать на всю полноту власти в ЛНР. Этот временный триумвират стал своеобразным компромиссом между наиболее влиятельными фигурами ЛНР на тот момент", — комментировал военный эксперт Борис Рожин встречу главы ЛНР с командирами218.

Алексей Карякин, бывший тогда главой Народного совета ЛНР, не говорит о роли Москвы и утверждает, что на этой встрече настояли политические лидеры республики, чтобы сохранить единство в борьбе против общего врага:

Мы с Геннадием Цыпкаловым и несколькими ответственными товарищами инициировали совещание Плотницкого с командирами ополчения. Они, как лебедь, рак и щука, тянули за собой народ в разные стороны. Это было чревато губительными последствиями для тех, кто стоял на фронте. Нужна была демонстрация единства. Это было необходимо, прежде всего, с военной точки зрения"219.

На короткий момент эта демонстрация единства дала результат, но после выборов междоусобица в ЛНР начала набирать обороты. Николай Козицын через месяц после встречи заявил: "Плотницкого никто не избирал. Я не быдло, чтобы ему подчиняться«220.

Мозговому и его бригаде тогдашнее «примирение» с властями ЛНР не помогло. Когда комбрига через несколько месяцев спросили, привела ли к позитивным последствиям та встреча, он ответил: "Мы — подразделение Алчевска и других городов — на себе это не прочувствовали никак. Никакой помощи от Луганска«221.

Характерно, что буквально через неделю после совместного выступления глава ЛНР обсуждал с некоторыми полевыми командирами перспективы разоружения бригады Мозгового. Например, об этом, по свидетельству главного редактора издательства «Чёрная сотня» Дмитрия Бастракова, который был в это время на Донбассе с гуманитарной миссией, Плотницкий говорил с командиром ОБрОН222 «Одесса» Алексеем Фоминовым (позывной Фома):

В конце октября я находился на базе «Одессы» в Краснодоне. К Фоме приезжал Плотницкий, и я слышал фрагменты их переговоров. Плотницкий просил командира «Одессы» помочь ему «разобраться» с неуправляемостью Мозгового: речь шла о разоружении бригады «Призрак». Насколько я понял, Фоме и другим командирам предлагалось выехать в Алчевск с техникой и людьми. Фоминов соглашался с тем, что с Мозговым надо «что-то делать», но пообещал только поговорить, не принимая активных действий. На следующий день я вместе с Фомой и десятком ополченцев поехал к Мозговому. На самих переговорах командиров мне поприсутствовать не удалось, но никаких конфликтов не случилось и не последовало после.

В тот день я подарил Мозговому изданный нами «Кодекс чести русского офицера», немного пообщался с комбригом, встретил среди бойцов «Призрака» знакомых, с которыми до сих пор учился в одном вузе в Нижнем Новгороде и поел, как мне до сих кажется, самый вкусный борщ в моей жизни. Кухню при Мозговом хвалили многие«223.

Алексей Мозговой и Дмитрий Бастраков

Поговорим о личности главы ЛНР и ситуации в республике в те месяцы.

Игорь Плотницкий родился в 1964 году в посёлке Кельменцы Черновицкой области Украинской ССР. В 1987 окончил Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище. С военной службы уволился в 1991 году в звании майора запаса. Следующие пятнадцать лет Плотницкий занимал невысокие должности в различных коммерческих фирмах, пробовал себя в бизнесе — в 1996 году организовал частное предприятие по торговле горюче-смазочными материалами. В 2004-ом будущий глава ЛНР начал карьеру чиновника в инспекции по делам защиты прав потребителей. Был начальником отдела рыночного надзора, получил 10-й ранг государственного служащего. В 2008-ом окончил магистратуру Восточноукраинского национального университета по специальности «государственная служба».

Игорь Плотницкий

Об участии Плотницкого в луганском восстании в начале апреля 2014-го ничего не известно. Но после смены власти он принял самое активное участие в дальнейших событиях. Как человек с военным образованием, он сразу стал командиром батальона ополчения «Заря». 21 мая назначен министром обороны ЛНР. После отставки Валерия Болотова, 14 августа Плотницкий стал ВРИО главы ЛНР, а на выборах 2 ноября избран на эту должность на четырёхлетний срок.

По мнению большинства военных и политических лидеров республики, Игорь Плотницкий в качестве главы ЛНР был худшим выбором. Почему же тогда, в августе 2014-го, республику возглавил именно он? Версия событий Алексея Карякина такова:

Стоит признать, что в назначении Плотницкого в какой-то мере были виноваты мы. В тот момент на пост главы рассматривали три фигуры: министра обороны Плотницкого, руководителя правительства Цыпкалова и меня как председателя парламента. Мне явно не хватало управленческого опыта, и я сразу отказался. Цыпкалов тоже взял самоотвод — признал, что не понимает, как выстраивать институты власти такого масштаба с нуля. Плотницкий тоже не имел ни опыта, ни понимания. Зато имел большие амбиции — и без сомнений согласился"224.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание