Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



ДЕВА

12 мая 2015 комбриг заканчивал работу с документами в своём кабинете и уже собирался уходить. Но к нему на несколько минут пустили одного из многочисленных репортёров, любопытствующих по поводу ситуации вокруг «Призрака».

Переговорив с посетителем пять минут, Мозговой стал собираться на выезд. Репортёр достал смартфон и попросил ответить на пару вопросов:

— Вы готовы идти в политику?

— А где мы сейчас находимся, собственно?

— Вы сейчас на фронте.

— Война — это часть политики. На сегодняшний день война — инструмент для достижения политических целей, как оказалось.

— Вы лично готовы идти в политику?

— Ещё раз повторяю, мы уже в ней.

— К какой партии вы хотите примкнуть?

— На сегодняшний день все партии — это всего лишь бизнеспроекты.

— Значит, вы будете организовывать свою партию?

— Так точно.

Речь шла не о политической партии, а об общественном движении, которое уже проходило регистрацию.

Бригада «Призрак» давно стала не просто боевым подразделением, но и социально-политическим явлением. Мозгового в республике видели не столько военным командиром, сколько политической фигурой. Эволюция Мозгового-комбрига в Мозгового-политика была лишь вопросом времени.

После Дебальцевской операции он назначил себе двух заместителей — «замбоя» Петра Бирюкова и «зампотыла» Алексея Маркова. С тех пор «Призрак» условно разделился на два крыла — военное и политическое. Первое крыло представляли Шевченко, Бирюков и Марков. Второе крыло — Мозговой, его пресс-секретарь Анна Самелюк и юрист Максим Козлов. Комбриг был объединяющей фигурой для всех, кто ему сочувствовал и с ним работал, поэтому никаких противоречий между этими двумя крылами в бригаде не было: одни занимались исключительно военным делом, а другие сосредоточились на подготовке к политической деятельности.

Здесь нужно указать на один из ключевых факторов, подтолкнувших Мозгового к решению пойти в политику.

После смерти Мозгового в интернете появилась его личная переписка с неким человеком, который известен под позывным Дева. Это переписка в Скайпе и ВКонтакте объёмом до двухсот вордовских страниц. Также была обнародована переписка Девы с Анной Самелюк — примерно того же объёма. Как я позже выяснил, переписку после смерти комбрига выложил в интернет сам Дева.

Звучит довольно обыденно, но есть один нюанс. Человек этот на протяжении всей переписки находился в Киеве и, возможно, был связан с украинскими спецслужбами.

Они общались в течение полугода и ни разу не виделись — только регулярно созванивались и общались. Я наводил справки об этом таинственном киевлянине и выяснил, что его зовут Александр, возраст — около сорока пяти лет, в украинских политических кругах он довольно известный аналитик. До 2010 года Александр работал в администрации президента Виктора Ющенко, позже стал учредителем международного фонда, который оказывал содействие переселению соотечественников из разных стран на Украину.

Я связался с этим человеком257 и несколько раз с ним продолжительно беседовал, чтобы понять, соответствует ли действительности опубликованная переписка, и какие подробности деятельности Мозгового этот человек знает. Выяснилось, что Александр знает всё в мельчайших деталях, имеет незаурядные аналитические способности и весьма широкий круг знакомств на Украине и в России. Возможно, в 2014-15 годах он сотрудничал с Администрацией президента Украины, СБУ или другими спецслужбами. Возможно, сотрудничает до сих пор. Хотя сам Александр это, конечно, отрицает.

Насколько мне удалось выяснить, после ухода с государственной службы он стал «свободным агентом» и совмещал предпринимательскую деятельность со сдельной аналитической работой для правительственных учреждений. Со временем Дева увлёкся различными конспирологическими теориями, что хорошо видно по его переписке с Мозговым. После смерти комбрига, по свидетельству других собеседников Девы, он ещё больше углубился в конспирологию, поэтому общаться с ним стало трудно.

По словам Александра, он взаимодействовал с Мозговым исключительно как частное лицо, и украинские спецслужбы об этом не знали. Верится в такое утверждение слабо, но мы ещё поговорим об этом после того, как разберём его переписку с комбригом.

В начале ноября 2014 Дева связался через Скайп с Анной Самелюк. Первое время он общался с ней анонимно, но позже раскрыл свою личность и даже продемонстрировал некоторые архивные государственные документы, чтобы его воспринимали более серьёзно.

Алексей Мозговой долго не хотел вступать с ним в контакт, но Анна уговорила его. Они начали переписываться в январе 2015-го.

Поначалу сам факт этой переписки кажется форменным безумием: легендарный полевой командир ЛНР ведёт задушевные беседы чуть ли не с сотрудником украинской разведки. Безумия добавляют и эзотерическая болтовня собеседника, на первый взгляд совершенно бессмысленная и не имеющая никаких мотивов.

Тем не менее, именно эта история красноречивее прочих показывает натуру Мозгового, его мировоззрение и стиль общения, а также проливает дополнительный свет на возможные причины его гибели258.

3 января Дева пишет:

— Я есть родоначальник всего, что происходит у вас. Я исток. Поэтому спешки нет. Мне неинтересно Вами управлять. Мне интересно, чтобы Вы начали думать и анализировать не в кругу, а извне.

Мозговой:

— Родоначальник, с вооружением не поможешь?

4 января, Мозговой:

— Значит так. После десятого января жду Вас у себя. Поговорим, в глаза друг другу посмотрим…

Дева:

— Это не просто, только после 15 февраля — это моё время.

— Значит, так тому и быть.

Далее Дева пишет пространные сообщения с конспирологическими версиями, присылает ссылки на статьи с историческими и эзотерическими обоснованиями войны на Донбассе. Это вызывает у Мозгового отторжение:

М: — Знаете, сколько обращались ко мне с такими идеями?

Д: — Я не идея.

М: — И с так называемыми «ответами». Сейчас у меня один вопрос. Почему именно мне это должно быть интересно?

Д: — Ты единственный, кто там поступает по чести и совести. Остальные воруют. Поэтому ты должен знать исток, чтобы знать, куда приведёт река. В тебе борется добро и зло, в других этой борьбы нет. А интересно или не интересно — тебе решать259.

М: — Это, конечно, лестно, но так ли это на самом деле…

Д: — Ты в себе даже сомневаешься.

М: — Слишком много было предательства. Начинаешь сомневаться даже в самом себе.

Дева предлагает начать общение по телефону, но Мозговой поначалу отказывается:

— Нет. Я не воспринимаю разговоры по телефону, по Скайпу или ещё где угодно. Вот такой я неправильный. Только при личной встрече. По телефону можно парой фраз перекинуться. А если разговор долгий и серьёзный, все эти новшества только мешают восприятию.

Затем Дева между делом начинает давать Мозговому советы:

— Совет как управленцу. Пиши и ставь задачи в письменном виде без объяснений и уговоров. Получай отчёт в письменном виде. А спрашивай вживую нещадно. И всегда ставь сроки. И вокруг всё начнёт меняться. И изюминка: большой блокнот, который все видят, но не имеют право заглянуть и ссылаться, в котором обо всех всё записано. Это людей ставит на место.

Мозговой:

— Из-за наличия такого блокнота как бы свои не грохнули со страху.

— А там писать-то и не нужно ничего.

5 января Дева убеждает Мозгового созвониться, и они долго общаются по телефону. Уже на следующий день Дева пытается подтолкнуть его к конкретным действиям — присылает свой текст, который Мозговой должен озвучить.

— Это что за текст??? — пишет Мозговой.

— Твоё обращение.

— Никогда не зачитывал чужие тексты.

— Тогда учи наизусть, он твой.

В этом тексте не было ничего особенного и нового — так, общие слова о недопустимости войны, социальной справедливости и прочем — то, что Мозговой говорил и раньше.

7 января Мозговой пишет:

— Кстати, сегодня частично озвучил Ваш текст на встрече с костромской молодёжью.

— Наверное, реакция Вам понравилась.

— Я же не всё говорил, что написано. Я не умею по бумажке общаться…

— Надо учить, там заложена система нлп, если знаете, и тайный смысл и несколько фраз, чтобы ввп заметил.

20 января, Мозговой:

— Сегодня вышли на меня со стороны ВСУ. По вопросу переговоров.

Дева снова даёт комбригу советы:

— Будут присоединяться к тебе и предлагать вместе идти на Киев после заявления. Будь готов к этому и ставь им вопросы: а вы достойны? Вы готовы служить верой и правдой народу и защищать народ? Докажите!

А при встрече надо так, чтобы были просто буржуйка, обгоревший чайник, железные кружки… ни намёка на роскошь. Возьми ленту георгиевскую и ленту жёлто-голубую, посередине свяжи вместе узлом и молча положи на стул, где сидел. И скажи коротко: «После этого думайте». Паузу секунд тридцать: «Вам решать и вам принимать решение». И спокойно уйти. Старайся без дискуссий. Ни в коем случае не уговаривай. Выслушай молча и уходи. Пусть будет недосказанность.

В конце января и феврале в переписке возникают большие паузы: шла Дебальцевская операция, и Мозговому было не до Девы.

В течение марта контакт продолжается, но Мозговой чаще с Девой не переписывается, а созванивается. Никаких военных вопросов Мозговой с Александром, конечно, не обсуждал, — речь шла о возможном участии Мозгового в политике и формах этого участия.

Судя по переписке, именно Александру принадлежит идея создания общественно-политической организации во главе с Мозговым. Уже в конце марта они обсуждают практическое решение этого вопроса. Правда, Мозговой в процессуальные моменты сильно не вникает и часто отправляет Деву к Анне Самелюк.

28 марта Дева пишет:

— Юристы отработали, дали готовое решение, которое никто ещё не реализовал.

— Отсылай всё, что касается общественной организации, Ане. Я мало что в этом соображаю. Да и вообще, сомневаюсь, что из этого что-то получится. Не хочу тратить время зря…

28 марта, Мозговой:

— На кой оно мне? Организацию зарегистрированную.

— Можно легализовать всё — Луганск, Донецк. Короче, готовь документы, легализируем всё на их основе.

— По этому вопросу к Аньке.

— Поймаю, когда будет свободна, доделаем устав и все протоколы.

4 апреля, Дева:

— Сегодня переговорил с занятой редиской Анной, наконец, до неё дошло всё, что касается гражданской организации.

Ещё через три дня Дева пишет:

— Регистрируем гражданскую организацию и взрываем весь мир.

9 апреля обсуждают название. Дева:

— Думай про название организации, варианты.

— Название есть: «Голос народа», — отвечает Мозговой.

— Какого? Незаконченная мысль.

— В чём незаконченность? Народ и есть народ.

В итоге решили дать другое название: «Народное возрождение».

15 апреля Мозговой пишет:

— Не получается у нас ни хера с организацией. Я понятия не имею, что там к чему должно быть.

Дева:

— Нотариально всё заверить и отправить по почте на Минюст Украины с уведомлением. После получения уведомления — письмо на МИД России о признании организации, чтобы взорвать общественность. И такие же письма в посольства и консульства всего мира. И всё, вы легальны и признаны миром.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание