Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



КОЛИЗЕЙ

Большинство ополченцев в 2014-15 годах говорили о «походе на Киев» как пределе своих устремлений. Логично: чтобы победить в ВОВ, нужно было взять Берлин, чтобы закончить войну с Украиной — нужно освободить Киев. Но необходимость похода на Киев толковалась по-разному. Одни мечтали вернуть «Матери городов русских» флаг и суверенитет России. Другие стремились «победить фашизм» или «уничтожить олигархов», не акцентируя внимание на суверенитете самого Киева и Украины в целом. Такова была публичная позиция Алексея Мозгового.

Командир «Призрака» в интервью говорил:

— До тех пор, пока мы не уничтожим противника у себя в тылу, нам вперёд идти нельзя. Сейчас мы как раз этим и занимаемся.

— А что будет, когда вы его уничтожите?

— Пойдём прямиком на Киев.

— То есть ваша цель — Киев?

— Наша цель — освобождение от олигархата и продажного чиновничества всей Украины. Может, хватит горбатиться на тех, кто имеет личный бюджет, в несколько раз превышающий бюджет государства? Пора им поделиться.

— Но такая же цель была и у тех, кто стоял на Майдане. Непонятно, в чём ваши разногласия.

— Это и мне непонятно. Те, кто сейчас воюет против нас, воюют за интересы олигархов. Я с удовольствием поговорил бы с рядовыми, с офицерским составом, с теми простыми людьми, которые стояли на Майдане. Наши интересы и их интересы совпадают. Они в том, чтобы стать свободными людьми. Так стоит ли нам воевать? Со времён тевтонских рыцарей Западу объясняли, что к славянам лезть не надо. Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет. Поэтому они теперь свой тевтонский меч вложили в славянские руки. Заставили славян пойти друг против друга. Наша задача — объяснить нашим братьям, что мы такие же, как они, и цель у нас одна.

— Вы намерены штурмовать Киев?

— А почему бы и нет? Им почему-то позволено штурмовать Лганск, Донецк. Чем Киев лучше этих городов?

— А после Киева куда? Дальше на запад?

— Как сложится. Если солдаты на той стороне, наконец, поймут, что они воюют сами с собой, боевые действия можно будет закончить хоть завтра.

— Каковы ваши ближайшие планы?

— Получить через Европу установки «Точка-У» и ударить по Киеву174. Пусть ответят за кровь Донбасса.

— Украинские военные применяли против вас «Точки-У»?

— Да. Буквально недавно из «Точки-У» обстреляли город Ровеньки Луганской области. Если противник позволяет себе вести войну таким образом, то почему мы должны стесняться в выборе средств?175

Конечно, не во всех своих выступлениях Мозговой «махал шашкой». Он не связывал победу над военным противником исключительно с силовым решением проблемы:

— Победа заключается не только в окончании боевых действий. Это ещё и изменения мировоззрения и мысли человека. Это переломный момент. Продолжит человек жить в тех рамках, в которые его загнали, или он освободится от этих рамок? Нам сейчас дан шанс начать мыслить. Если мы и после всего этого не станем думать и принимать сами за себя какие-либо решения, то это победой нельзя будет назвать. То есть все эти жертвы будут зря.

— Вы хотите перевернуть представление людей о жизни?

— Не перевернуть, но хотя бы подтолкнуть к тому, чтобы человек немножко оглянулся и посмотрел на себя со стороны.

— Чем подтолкнуть? Автоматом?

— Нет. Уже и так автоматы столкнулись с одной и с другой стороны. Этого мало, чтобы понять, что с тобой бьётся зеркальное отражение? С одной стороны рабочий, с другой стороны рабочий. С одной стороны таксист, с другой стороны таксист. За что они бьются или против чего? Против олигархов, за свободу, за улучшение жизни. Только одним говорят: «Вы бьётесь за свою землю», а другим: «Вы бьётесь против фашизма». Уже создан прецедент для того, чтобы и одни, и другие задумались хоть над чем-нибудь. Иначе мы будем драться до бесконечности.

— Если рассуждать по этой логике, победа — это когда обе стороны сложили оружие.

— Если они его сложили просто так, бездумно, то завтра они его могут опять взять. Победа будет тогда, когда каждый поймёт, за что и почему176.

Для того, чтобы «человек немножко оглянулся» и сложил оружие сознательно, Алексей Мозговой и устанавливал контакты с украинскими военными.

Первый телемост 20 октября 2014-го показал, что у командира «Призрака» и участников АТО много противоречий в оценках будущего Украины. Поэтому Мозговой предлагал не затрагивать этот вопрос и вообще избегал обсуждения всего, что вносит между ними раскол. Как мы помним, комбриг даже согласился с тем, что если Украина будет справедливым народным государством, то пусть она остаётся с Донбассом единой. При этом все участники телемоста были солидарны в одном: на Украине идёт гражданская война, олигархи стравили народ между собой, и эту бойню нужно заканчивать не истреблением друг друга, а истреблением олигархов. Именно к такому выводу всегда подталкивал Мозговой своих украинских собеседников. Он постоянно называл войну на Донбассе Колизеем, а тех, кто провоцирует конфликт — третьей силой.

— Скажите мне, зачем сегодня на Донецк упало несколько «Точек У»? — спросил в ходе того телемоста комбриг.

— Так вот и интересно, кто это сделал. Вопросов очень много, — ответил Камиль Валетов.

— То есть получилось так, что среди нас есть так называемая третья сила.

— Есть.

— Которая периодически…

— Разжигает, — подсказал Алексей Цибко.

— А мы потом чубы себе рвём…

— Я об этом и говорю, — сказал Валетов. — Как вот в этой ситуции быть? Может быть, мы объединение найдём, когда начнём бороться с третьей силой?

— Я вам так скажу, — ответил комбриг. — Вот мы заговорили про третью силу. Да, а ведь эта третья сила работает ещё и на разделение. «Разделяй и властвуй». То есть третья сила — это те же спецслужбы. Те же СБУ и ФСБ. Это всё потомки одного ведомства — КГБ. Учителя были одни. И результат теперь один. До тех пор, пока мы всё-таки не плюнем на это всё дело, не сядем, водки не выпьем, — толку не будет.

— Именно так, с этого, наверное, и начнём, — засмеялся Цибко.

А Валетов с горечью добавил:

— Получается, что мы все думаем одинаково, а вот сделать ничего не можем. Как собака, которая всё понимает, а говорить не может.

Участники этой беседы действительно ничего сделать не могли, что доказывает беспомощность «сознательного» украинца, который даже сравнил себя с собакой. Не могли ничего сделать не только потому, что ресурсы этих людей и «третьей силы» неравны, но и потому, что людей с такой позицией в украинских рядах было очень немного. А из тех, кто был, только единицы публично высказывались против войны и политики Киева.

Через несколько дней, 25 октября, состоялся второй телемост в более расширенном составе177. Со стороны «Призрака», помимо Мозгового, участвовало до десяти бойцов ополчения. С украинской стороны, помимо Валетова и Цибко, в Киеве собралось два десятка человек — правда, в основном гражданских, в том числе известный журналист и правозащитник Татьяна Монтян.

Монтян тогда заявила:

— Я не вижу, о чём нам, собственно говоря, спорить. Враг у нас один.

— Совершенно верно, — отозвался Мозговой.

— Это олигархи, которые ради своих разборок стравили народ. И использовали его как пушечное мясо для того, чтобы отнять друг у друга побольше ништячков. И есть ли смысл убивать друг друга ради этих уродов?

— Хорошо иметь дело с умной женщиной! — комбриг был явно доволен ходом беседы.

Татьяна Монтян

— Кто это раскачал? — сказал Камиль Валетов. — Мы должны искать корень зла. Ты не хочешь воевать. Я тоже не хочу воевать. Но мы же воюем!

— Я не хочу воевать, — согласился Мозговой. — Но я и не хочу жить с этими ублюдками на одной земле!

— А мы ведь тоже не хотим.

— Так сделайте что-нибудь, они к вам ближе!

— Не, не «сделайте». Сделаем вместе!

— Вы же нам мешаете к ним дойти!

Последние слова Мозгового показывают всю тщетность переговоров с украинцами. Собственно, эти виртуальные встречи и переговорами назвать нельзя, — стороны просто обменивались мнениями, но повлиять на ситуацию были не в состоянии. Украинцы соглашались с тем, что у них с ополченцами общий враг в Киеве в лице олигархов, но мешали ополчению дойти до Киева, так как их разделяла линия фронта. Это был замкнутый круг, и выбраться из него собеседники не могли.

Мозговой видел выход в том, что посредством таких разговоров идея прекращения войны и разворота оружия на Киев охватит умы украинских солдат и офицеров. Рассчитывать на это было наивно. Татьяна Монтян

Впрочем, Мозговой, в отличие от остальных лидеров ополчения, мог себе сказать: «Я хотя бы попытался».

Инициатором самого первого телемоста 20 октября был украинский журналист Жан Новосельцев, которого я упоминал в начале этой главы. Журналист рассказал, как это произошло:

Творческий коллектив 17 канала определил для себя два главных направления — разоблачение коррупции и борьба за мир. Мы искренне верили, что только путём мирного диалога сможем сохранить территории и не потерять людей. В этом контексте решили на первый телемост пригласить с неподконтрольной территории человека, который ещё совсем недавно мог бы запросто называться украинским патриотом. Алексей Мозговой до событий 2014 года виртуозно исполнял украинские песни — естественно, при желании и мовою розмовлял без акцента178. Плюс мы знали, что на неподконтрольных территориях к нему относятся с большим уважением. Поэтому и решили установить контакт. В общем, хоть и не напрямую, но в течение одного вечера нам удалось задать вопрос и получить ответ: "Мозговой готов в прямом эфире общаться с добробатовцами«179. С киевской стороны на такое общение согласились трое бойцов батальона «Днепр-1», среди них был командир роты Владимир Шилов. Тот диалог местами был напряжённым, местами обнадёживающим. Главное, что вопреки сумасшедшей на тот момент пропаганде, участники телемоста смогли не впасть в ярость, более того — начали выдавать вполне конструктивные мысли. Мозговой, кстати, отвечая на вопрос АТОшников, ошарашил: «Если вместе будем бороться с олигархами, то тогда не нужна ни ЛНР, ни ДНР, будем вместе — в единой Украине». Потом мы ещё несколько раз приглашали Алексея для участия в телемостах. Именно во время такого общения Мозговой однажды пригласил в Алчевск Татьяну Монтян и сделал жест доброй воли — отпустил пленного«180.

Что касается «единой Украины», я уже писал: вряд ли командир «Призрака» был в этих словах искренен. Вопрос был поставлен гипотетически — с условием того, что Украина будет справедливым государством. Поверить в это никто не мог, тем более Мозговой, всю жизнь проживший в этом государстве и понимавший, что оно собой представляет. Но риторика, которой он придерживался в контактах с украинцами, явно была рассчитана на пропагандистский эффект.

Жан Новосельцев

Военный корреспондент Александр Коц вспоминает о своей беседе с комбригом:

В сети тогда появилась странная информация — дескать, Мозговой отказывается воевать с Украиной. То ли сентиментальный стал, то ли устал… Ввязался в какие-то мутные переговоры с вражеской стороной и не весть о чём договорился.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание