Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
682
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



Идея народовластия понятна: народ формирует власть и осуществляет над ней контроль. Каков же будет механизм народовластия и сам способ контроля? Соратники комбрига говорят, что в личных беседах он выступал за некую систему делегатства на низовом уровне: каждая социальная группа выдвигает избранных в своих коллективах делегатов, эти делегаты в обязательном порядке допускаются в любые органы власти и участвуют в проработке и решении ключевых насущных вопросов. При этом важнейшее условие такой системы — децентрализация, чтобы делегаты от социальных и региональных групп решали вопросы прямо на местах, — будь то местные бюджеты, реформа ЖКХ или строительство.

Инициатива Мозгового о создании Военного совета связана именно с идеей народовластия. По мысли комбрига, участники военных действий имеют право на участие в принятии государственных решений. Именно они отстояли независимость республики, а значит имеют право контролировать решения её властей.

Что такое народовластие? Если говорить простым языком, то это просто контроль народа за властью. Как уже это будет выстроено, в какие структуры, какие организации — это уже десятое. Но для полноты понимания, что народ должен быть у власти, — это не значит, что весь народ пошёл и сидит в сельсовете или горсовете. Для этого достаточно контролировать власть и спрашивать с неё", — говорил Мозговой142.

Стремление комбрига сохранить максимальное количество бойцов было продиктовано не только чувством ответственности за их жизни.

Именно эти люди — первые и самые идейные добровольцы — были, с позволения сказать, самым ценным человеческим материалом:

Сейчас главная мысль — выжить самому и сделать так, чтобы выжило максимальное количество личного состава. Потому что именно эти люди, которые сейчас стоят в строю, являются носителями народовластия. Поэтому я стараюсь их беречь«143.

Комбриг часто критиковал бездушную чиновно-олигархическую систему, но главным препятствием на пути к народовластию считал не столько саму систему, сколько пассивность народа. Сначала Мозговой упрекал население Донбасса за то, что оно в своём большинстве осталось дома и на работе, вместо того чтобы пойти в ополчение и сражаться за достойное будущее. Потом, когда ЛНР так и не стала народной республикой, комбриг начал критиковать народ за его нежелание бороться за достойную жизнь из вечного страха перед властями. «Страх перед чиновником — это огромное унижение для нормального человека», — говорил Мозговой.

Спустя год своей деятельности в Алчевске командир «Призрака» был настроен довольно пессимистично. На вопрос — готовы ли люди в Алчевске к народовластию — он ответил:

Честно сказать, большинство людей ещё морально не готово принять в свои руки бразды управления государством. То есть принимать частичку ответственности на себя. Пока у нас в голове до сих пор: придёт какой-то дядя и всё решит. Не совсем радужная картинка«144.

За четыре дня до гибели Алексей Мозговой писал:

За эти годы нас воспитывали по-разному. Но самое мерзкое, что смогли привить, это когда мы рассуждаем так: «Мы ничего не сможем изменить», «Без нас разберутся», «Нас это не касается», «Всё равно за нас всё решат». Но это ещё полбеды. Крайняя стадия скотства, когда мы, вместо помощи другому в беде, радуемся тому, что эта беда не коснулась нас. Нас успокаивает тот факт, что на фоне проблем другого человека у нас-то ведь всё в порядке. Надолго ли?

Многие меня обвиняют в категоричности некоторых заявлений по отношению к людям, которых, благодаря их мышлению, и людьми-то уже с трудом можно назвать. Разве что существами с идолопоклонничеством по отношению к чиновникам. Другими словами — стадо. Извините, но я привык говорить то, что есть.

Сегодня у каждого из нас есть шанс покинуть стадо. Сегодня у каждого из нас есть шанс продолжить свою жизнь в социальном гражданском обществе. Кто сказал, что это общество построят без нашего участия? Кто сказал, что от каждого из нас ничего не зависит? Зависит! Но только тогда, когда мы вместе! Только тогда, когда будем поддерживать друг друга и помогать, а не радоваться неудачам соседа.

Возродится ли в народе желание быть человеком, или стойло нам уже привычнее?«145

Иногда, будучи в гневе, Мозговой даже говорил о народе как о «стаде баранов» или о «рабском мышлении». Если народ не хочет бороться за достойную жизнь, считал комбриг, то заслуживает той власти, которую имеет. Об этом, например, Мозговой говорил своему подчинённому Сергею Ночёвке, командиру Кировского батальона.

Ночёвка пытался внедрять идеи народовластия в Кировске, но не всегда встречал понимание и у пассивных местных жителей, и у гражданской администрации. В мае 2015-го у него с местными властями возник конфликт из-за несправедливого налогообложения. В ЛНР тогда действовали налоговые каникулы для предпринимателей, но власти на местах регулировали отчисления в казну на своё усмотрение, исходя из ситуации в отдельных городах. Изначально из-за военных действий кировскими депутатами было решено установить нулевой процент налога для всех предпринимателей. Тем более что многие бизнесмены вносили свой вклад в оборону Луганщины.

Одним из таких людей был авторитетный в городе бизнесмен-перевозчик Александр Бернадский. В самые тяжёлые месяцы войны он безвозмездно предоставлял свои автобусы и топливо для эвакуации беженцев. Но не все предприниматели поддерживали ополчение. Некоторые на время боевых действий просто уехали на Украину, чтобы позже вернуться к своему бизнесу в Кировске. В мае 2015-го Бернадский сообщил командиру Кировского батальона, что местные власти для него и некоторых других предпринимателей установили 3 % налога, в то время как отдельным бизнесменам, в том числе вернувшимся с Украины, оставили нулевой процент отчислений. Сергея Ночёвку это возмутило. Он пришёл на ближайшее заседание городского совета депутатов и обратился к ним с обличительной речью:

— Господа, вы что творите, где ваша совесть? Вы облагаете налогом людей, которые нам искренне помогли, тратили свои ресурсы, вывозили детей, снабжали солдат топливом. А тем, кто ничего не делал, кто сбежал — оставили нулевой налог. Как это вообще понимать?! За что мы воевали?!

Депутатов выступление комбата не впечатлило. Дело с мёртвой точки так и не сдвинулось, и между Ночёвкой и городской администрацией остались напряжённые отношения. Он не совсем понимал, как лучше и без резких движений решить этот конфликт, и попросил приехать Алексея Мозгового, — тот своим авторитетом и умением убеждать людей, возможно, справится лучше. Однако тогда, в середине мая 2015-го, командир «Призрака» сам находился в остром конфликте с властями ЛНР, и ему было не до решения локального конфликта в Кировске. Он приехал в город, но посоветовал Ночёвке решение этой проблемы отложить.

Проблема усугублялась тем, что кировский комбат не находил в подобных вопросах большой поддержки местного населения, которое в своём большинстве было пассивно и равнодушно. Такая картина наблюдалась во многих городах. Да, люди приходили друг другу на помощь, но только в ситуации тяжёлой беды, — когда города обстреливала артиллерия, и было много погибших и раненых. А в вопросах нарушения гражданских прав большинство солидарности не проявляло.

Сергей Ночёвка и Алексей Мозговой

В тот момент — это было 15 мая, за неделю до гибели — Алексей Мозговой сказал Ночёвке:

— Ты всё правильно делаешь. Но сейчас успокойся. Хочешь совета? Народ идёт впереди, а ты сзади. Когда народ нуждается в помощи, — ты даёшь ему помощь. Но не иди впереди стада. Стадо тебя затопчет и пойдёт за новым бараном.

Может показаться, что Мозговой высокомерно отделяет себя от народа как неразумной массы. А слова о «стаде баранов» и «рабском мышлении» напоминают риторику российских либералов, не скрывающих презрительного отношения к русским, которые «не готовы к демократии». Я думаю, что резкость комбрига объясняется его тяжёлым моральным состоянием весной 2015-го и тем, что реальная жизнь постоянно вступала в противоречие с его идеализмом и желанием видеть народ сообществом свободных мыслящих людей, а не «стадом». Жизнь и поступки Мозгового доказывают, что к большинству людей он относился с уважением. В подобных его словах сквозило не презрение, а горечь. Он прекрасно понимал, — и неоднократно говорил об этом — что русский народ стал таковым из-за десятилетий советской и постсоветской власти, и, увы, нужно немало времени, чтобы эти негативные свойства изжить.

Правовед Татьяна Монтян, которая приезжала к Мозговому из Киева в ноябре 2014-го, скептически относилась к риторике комбрига:

Я понимаю, что он был искренен и говорил с народом на доступном ему языке. Но я над ним по этому поводу подшучивала и при нашей встрече ему сразу сказала, что он ничего не понимает в народовластии. Какое народовластие, какая ещё прямая демократия в наших широтах? Этого не будет здесь ещё очень и очень долго. Эта проблема упирается в многовековые правовые знания. У нас они отсутствуют напрочь! Народовластие существует, разве что, в Швейцарии, где народ к этому готов, где каждый понимает своё место и роль в демократическом обществе. Чтобы к этому прийти, нужно учить людей имущественным правам сотни лет«146.

Поговорим о втором пункте триады Мозгового «народовластие, антифашизм, антиолигархия».

Антифашизм с начала противостояния с Украиной стал в ЛДНР чуть ли не официальной идеологией. В первые месяцы войны командир «Призрака» часто говорил о фашизме на Украине, а борьбу ополчения называл антифашистской. Однако со временем его отношение к этой теме претерпело некоторую эволюцию. В начале 2015-го, когда Мозгового спросили о контактах с «фашистами» (участниками АТО), он ответил:

Да не увидел я там ни одного Гитлера, ни одного Геббельса. В основном это вчерашние работяги. Нельзя обвинять в фашизме население Украины. Когда поймём, что нашими мозгами управляют, — возможно, перестанем убивать друг друга?«147

Может быть, Мозговой подразумевал, что фашистским является украинское государство, а не народ Украины? Думаю, что комбриг стал воспринимать само понятие фашизма как навязанный пропагандой штамп, выгодный, прежде всего, тем, кто зарабатывает на этой войне.

Характерный диалог Мозгового с журналистом:

— Я хотела вам рассказать, что есть определённое независимое движение антифашистское достаточно сильное, особенно в Италии. Которое пытается понять…

— Хорошие вы мои, нет фашизма. Антифашистское движение — это вы знаете, как в компьютерах, — есть вирус, и есть антивирус. Антивирус создаёт тот, кто создаёт вирус.

— То есть вы считаете, что на Украине нет фашизма?

— Это всё бизнес. Чистейший бизнес, вот и всё. Можно создать одну волну, на противодействии которой создаём другую. Зарабатываем и там, и там. Всё148.

Термином «фашизм» в наше время обозначают что угодно, любой политический противник клеймится фашистом. Борьба с любым таким явлением, соответственно, автоматически становится «антифашизмом».

Граждане, вы хотите врага? Получите. И тут же запестрели все СМИ и интернет-ресурсы наличием определённой символики, лозунгов и прочей пропагандистской мишуры. Но, как и платные митинги, так и оплаченные группы молодёжи в нацистской форме начали расти как на дрожжах. И именно там, где обязательно их снимут и покажут. Ведь образ врага необходимо не только создавать, его необходимо раскручивать и совершенствовать. А то вдруг кто-то не поверит. Но почему-то нигде в деревнях фашиствующих молодчиков нет, в плен попадают рабочие, срочники, крестьяне и контрактники, которые абсолютно ничем не связаны с фашизмом. Странно как-то, не правда ли? Воюем с фашизмом, а сталкиваемся с такими же, как мы. Почему с такими же? Всё просто, ведь им на той стороне вливают в уши то же самое, что нам здесь. Вы не поверите, но для них мы кто? Правильно — фашисты"149.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание