Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



БЭТМЕН

Новый год я встречал в Донецке. Столица ДНР обстреливалась не менее интенсивно, чем Луганск, но перебоев с водой и электричеством было мало, а центр города не пострадал. На главной площади установили большую ёлку, вокруг которой толпился народ. Линия фронта пролегла в десяти километрах от Донецка, на окраины продолжали ложиться снаряды. Но столица молодой республики встречала Новый год с надеждами на скорое прекращение войны и будущее вместе с Россией, — война шла всего полгода, никто ещё не знал, как долго она продлится, и как долго ДНР будет жить в статусе непризнанного государства.

Александр Жучковский с соратниками, 31 декабря 2014 года

Я отправился на базу подразделения Внутренних войск, где служили мои друзья. В столовой открыли шампанское, в полной тишине прослушали поздравление президента России: к Путину у местных жителей было трепетное отношение, все они связывали с ним надежды на лучшее будущее. Шампанское пили под традиционные тосты: «За победу», «За Россию», «Чтобы в следующем году — в Киеве». Вместо салюта во дворе палили в воздух из калашей — тогда ещё так было можно, и частая стрельба в Донецке никого не смущала.

Спать я лёг под утро, но ближе к обеду проснулся от настойчивых звонков. Взволнованный голос сообщил:

— Бэтмена убили.

Через год новости о гибели командиров ополчения стали восприниматься чуть ли не буднично. Но тогда это прозвучало шокирующе.

С Александром Бедновым я познакомился в мае 2014-го. Регулярно передавал его подразделению снаряжение, привозил к нему российских добровольцев. Во второй половине июня я заехал на базу Беднова в Луганске, планируя оттуда с группой ополченцев ехать в Славянск. Со мной отпросились поехать трое бойцов Беднова. Через несколько дней все трое получили в Славянске осколочные ранения. Когда я позже приехал в Луганск, Беднов был разозлён и пообещал меня расстрелять, если я ещё кого-то из его подразделения заберу в ДНР.

В последний раз живым Александра Беднова я видел в том новогоднем видео, в кругу детей у ёлки. Утром 1 января, пока большинство жителей ЛДНР отсыпались после новогодней ночи, на заснеженной дороге под Луганском уже лежала остывшая груда железа и человеческих останков — всё, что осталось от Беднова и пятерых бойцов охраны.

Первый день 2015 года начался с убийства на Луганщине одного из самых авторитетных лидеров ополчения. В этом же году один за другим в ЛНР будут убиты другие популярные в народе командиры — Евгений Ищенко, Алексей Мозговой и Павел Дрёмов.

На момент гибели Александру Беднову было 45 лет. Он родился в Луганске, в конце 80-х служил в горячих точках в составе ОМОНа (Армения, Грузия, Абхазия), потом работал в МВД Украины и в 2006 году вышел в запас в звании капитана. До Русской весны, как и многие отставные милиционеры, Беднов работал в службах безопасности различных коммерческих предприятий. В апреле 2014-го собрал отряд из 12 человек и присоединился к луганским ополченцам. В мае отряд вырос до нескольких десятков человек и получил название ГБР «Бэтмен». Одноимённый позывной взял себе и Александр Беднов. Название подразделения родилось из-за специфики его деятельности, — бойцы группы быстрого реагирования поддерживали порядок в Луганске и считали себя защитниками спокойствия граждан.

Александр Беднов

Изначально группа Беднова Валерию Болотову не подчинялась. В апреле-мае 2014-го ГБР «Бэтмен» считалась частью подразделения Мозгового, с которым Беднов координировал свои действия. В конце весны ГБР окончательно закрепилась в столице ЛНР и на момент начала войны превратилась в полноценный батальон. Весной-летом бойцы Беднова патрулировали Луганск, выполняя функции городской полиции, которая на тот момент фактически отсутствовала. Когда началась большая война — участвовали в боях против ВСУ и украинских добробатов. В августе 2014-го батальон перешёл в подчинение Министерства обороны (позже — Народной милиции) ЛНР.

Алексей Мозговой с начала лета 2014-го занимался исключительно войной, и ему тогда было не до политики. Беднов же большую часть времени находился и воевал в Луганске. Фактически, именно он отстоял столицу ЛНР и пользовался среди луганчан заслуженным авторитетом. Поэтому с окончанием активной фазы боёв Бэтмен первым из полевых командиров попытался зайти в официальную политику через выборы. Этому активно способствовал Казбек Тайсаев — депутат Государственной думы от КПРФ, заместитель Геннадия Зюганова. Тайсаев курировал поставки в ЛНР гуманитарной помощи от своей партии, часто бывал в Луганске. Он поддерживал Александра Беднова и подталкивал его к политической деятельности. Правда, в итоге помочь Бэтмену Тайсаев не смог.

В начале октября 2014-го Беднов учредил Общественное движение «Фронт освобождения» для выдвижения депутатов, а сам собрался выдвинуть свою кандидатуру на выборах главы ЛНР 2 ноября. Центризбирком препятствовал регистрации Беднова и его общественного движения. 8 октября Бэтмен с несколькими охранниками приехал в Министерство юстиции ЛНР, чтобы обсудить эту проблему, но на входе их встретили стрельбой бойцы подконтрольного Плотницкому батальона «Заря», один из людей Бэтмена был ранен в ногу. В итоге, в выборах Беднов не участвовал и своих людей в парламент не выдвинул.

Александр Беднов был противником Минских соглашений и публично критиковал Плотницкого, но всё же считался самым умеренным из оппозиционных командиров. После неудачного участия в выборах Бэтмен не стал продолжать политическую борьбу. Когда была создана Народная милиция, он пошёл на слияние своего батальона с 4-й бригадой корпуса НМ. Сам Беднов стал начальником штаба этой бригады в звании подполковника.

Если с военным руководством у Бэтмена никаких проблем не возникало, то власти ЛНР даже после выборов продолжали смотреть на него косо. Несмотря на договороспособность и умеренность, Бэтмен считался политически неблагонадёжным. В кулуарах администрации главы республики ходили слухи о том, что Беднов вступил в сговор с казачьим атаманом Павлом Дрёмовым, и они плетут против Плотницкого заговоры. Как покажет будущее, боязнь заговоров и переворотов преследовала главу ЛНР всегда.

У Алексея Мозгового с Бедновым сложились довольно прохладные отношения, — комбриг был недоволен тем, что Беднов отделился от «Призрака». Командиры довольно часто виделись на совещаниях в Луганске, но близких отношений и совместных планов у них так и не возникло. 3–4 января 2015-го Беднов планировал инспекцию одного из своих подразделений на линии фронта и должен был проезжать через Алчевск. Беднов с Мозговым планировали в этих числах встретиться в неформальной обстановке, чтобы обсудить накопившиеся вопросы и наладить взаимодействие. Но до этих дней Александр Беднов не дожил.

Утром 1 января Бэтмен приехал в луганский штаб корпуса. После совещания на виду у всех к нему в коридоре подошли люди из руководства Генеральной прокуратуры:

— Александр Александрович, ваши люди находятся под следствием. Отдайте нам Дохненко и Коноплицкого, не упрямьтесь.

— Я своих людей не сдаю.

— Тогда будем решать вопрос по-другому.

— Здесь вопросы решаю я, — отрезал Беднов и вышел.

Он планировал вернуться домой, но по пути получил чей-то звонок со срочным вызовом в Красный Луч, — там находился штаб 4-й бригады.

Беднов передвигался на бронированном микроавтобусе, сзади ехал чёрный джип с бойцами охраны. На подъезде к Лутугину его уже ждала засада. Это был перекрёсток с крутым 90-градусным поворотом вправо, и машины максимально снизили скорость. Убийцы выпустили по машинам термобарические заряды "Шмеля«268. Александр Беднов и пятеро охранников погибли мгновенно.

В течение суток причин трагедии никто не знал. Одни люди сразу выдвинули версию об украинской ДРГ, другие моментально обвинили в убийстве Беднова власти ЛНР и персонально Плотницкого. Как выяснилось, ближе к правде оказались вторые. Уже на следующий день появилось заявление пресс-службы Генеральной прокуратуры ЛНР:

Под Луганском во время спецоперации сотрудниками силовых подразделений Народной милиции ЛНР были задержаны активные члены батальона ГБР «Бэтмен». Руководитель бандгруппы с позывным «Бэтмен» при задержании оказал активное сопротивление сотрудникам спецподразделения и был убит«.

Фото с места убийства

Заявление о задержании и оказании сопротивления было очевидной ложью. Произошедшее 1 января было военной засадой, не оставившей Беднову и его бойцам даже шанса выбраться из машин. Это было целенаправленное спланированное убийство. Убийство, которое взяли на себя власти ЛНР. Если бы стояла задача задержания, Беднова бы арестовали в ходе какого-либо совещания или частной встречи.

Конечно, Генпрокуратура не могла сообщить, что убийство Беднова имело политические причины. Поэтому власти обвинили Бэтмена и его людей в совершении преступлений — вымогательствах, похищениях людей, пытках и убийствах. Основания для подобных обвинений действительно были. Бойцы из ГБР «Бэтмен» удерживали в подвалах подразделения людей и систематически пытали. Это объяснялось подозрениями в работе на украинскую разведку, хотя некоторых пытали просто для получения материальных ценностей, зная, что это никакие не шпионы. Среди тех, кто занимался пытками невинных людей — бойцы, известные по позывным Фобос и Маньяк — Алексей Дохненко и Сергей Коноплицкий. Их выдачу и требовали сотрудники прокуратуры 1 января.

Александр Беднов не мог не знать о преступлениях своих подчинённых. Неизвестно, собирался ли командир приструнить своих людей, но отдавать их прокуратуре по её требованию отказывался: ему была дорога репутация человека, который своих не сдаёт, даже если это конченые негодяи.

Сложно поверить в то, что именно за отказ выдать властям Фобоса и Маньяка Беднов был убит. Сцена, о которой я рассказал выше — разговор Беднова с прокурорами при свидетелях — имела явно постановочный характер: Беднова просят отдать людей, предупреждают о последствиях, потом якобы пытаются арестовать — и он погибает при попытке сопротивления. Но очевидно, что решение об убийстве было принято задолго до 1 января, и засада была организована заранее.

Что касается обвинений людей Беднова в преступлениях, то основания для подобных обвинений можно было найти практически во всех подразделениях ополчения того времени. Правоохранительные органы работали плохо или вообще не работали, шла война, поэтому многие государственные функции брали на себя полевые командиры — вспомним тот же «Призрак», который проводил следствие по делу насильников и народный суд над ними. По подозрению в совершении преступлений командиры задерживали и членов преступных группировок, и вражеских шпионов. Этих людей зачастую не передавали властям, а разбирались с ними самостоятельно, — такова специфика военного времени. Но случались и «перегибы на местах» — к задержанным применяли необоснованную силу, да и не все из этих людей оказывались виновными. Власти ЛНР взяли за образец подобные истории и использовали в качестве обвинений против Беднова. Но, повторюсь, с такими обвинениями можно было в тот период подходить к командиру практически любого крупного подразделения. Не говоря уже о том, что в самих правоохранительных структурах ЛНР с законностью были большие проблемы.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание