Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



СМЕРТЬ

09:00

Начальник охраны комбрига Александр Юрьев (позывной Песня) позвонил бойцу службы охраны Сергею Малышеву (позывной Ангел). Тот уехал на двое суток в Донецк, но должен был вернуться в Алчевск к 14 часам, когда начиналось его дежурство. Юрьев позвонил бойцу удостовериться, что тот возвращается.

Малышев ехал в Алчевск попутками и опаздывал. Около 11 часов Юрьев ещё раз позвонил Малышеву и поторопил его.

13:00

Начальник охраны в третий раз позвонил Ангелу. Юрьев готовился к выезду Мозгового, и ему нужен был ещё один боец для группы охраны.

То, что Юрьев названивал Малышеву с самого утра, говорит о важном факте: выезд Мозгового из Алчевска был не внезапным, а планировался заранее.

Малышев так и не успел приехать вовремя, и это спасло ему жизнь. Он вернулся в штаб ближе к 18 часам, когда всё уже случилось.

В течение дня Алексей Мозговой из штаба не выезжал. Днём к нему в кабинет пришла пресс-секретарь Анна Самелюк.

16:30

К комбригу зашёл начштаба Шевченко. В руках у него были распечатанные на цветном принтере фотоснимки — разведданные, снятые с беспилотника на Бахмутке. По этим данным штаб обозначал цели для артиллерии.

— Что, бездельничаете? — пошутил начштаба, — А разведка работает!

— Видишь, люди работают? — сказал Анне Мозговой, приняв документы. Прозвучало это как будто с упрёком — дескать, люди делом занимаются, а мы тут с какими-то бумажками возимся.

Закончив работать с документами, Анна уехала домой переодеться.

17:00

Заглянул Алексей Марков. Мозговой сидел за ноутбуком в чёрной форме из плотной ткани, которую комбригу подарили в Каменск-Шахтинском — российском приграничном городке, куда Мозговой и Марков недавно ездили договариваться со швейной фабрикой о пошиве обмундирования на бригаду.

Заместитель комбрига по тылу выполнял рутинную штабную работу, состоящую из подготовки документов, которые нужно было давать командиру на подпись. Забрав подписанные рапорты, Марков вышел.

17:15

В эту субботу в штабе было тихо и пусто, не было ни гражданских посетителей, ни журналистов. У кабинета Мозгового дежурил охранник Алексей Калашин (Холс), у входа в штаб — охранник Андрей Ряжских (Метла). Третий охранник дежурной смены с позывным Албанец накануне отпросился уехать по семейным обстоятельствам, поэтому Юрьев и названивал Малышеву, чтобы тот скорее вернулся.

Командир «Призрака» вызвал по рации начальника охраны и сообщил, что к выезду готов. Песня подогнал ко входу в штаб машину — это была «Тойота Секвойя», которая пострадала 7 марта при первом покушении на комбрига. «Тойота» уже была отремонтирована и с новыми стёклами. Вместо номеров — таблички «Новороссия».

Комбриг спустился и сел на заднее кресло справа. Слева от него сел Метла, на переднее кресло — Холс, а Песня, как всегда, был за рулём.

17:20

Алексей Марков снова подошёл к кабинету. Он оказался закрыт, охранника рядом не было. Марков заглянул к Шевченку:

— А Борисыч куда делся?

— Не знаю, не докладывал. Может, куда по городу, — буркнул начальник штаба, не отрываясь от работы.

17:25

«Тойота» заехала на квартиру к Анне Самелюк в центре Алчевска. Через пять минут она спустилась, и машина направилась в Луганск. Путь лежал по трассе М-04 через Михайловку, до посёлка на хорошей скорости было ехать не больше семи минут.

На подъезде к Михайловке впереди машины Мозгового оказался белый микроавтобус «Фольксваген Транспортёр», которым управлял житель Алчевска Антон Середа. Он работал водителем в Луганске и возвращался в этот день из Новоазовска. Позади «Тойоты» шла «четвёрка» «Жигули» тёмно-зелёного цвета местного жителя Якова Тракия. С ним ехала жена Анастасия на позднем сроке беременности.

17:33

Справа вдоль трассы в этом месте — холмы с кустами и небольшими оврагами. За холмами — густая лесополоса. Направо отходит просёлочная дорога, ведущая к сланцевому карьеру и в соседние деревни. За этим перекрёстком метров через сто трасса заворачивает вправо на тридцать градусов. Таким образом, машина Мозгового, как только проезжала мимо перекрёстка, сразу оказывалась лобовым стеклом напротив возвышенности. Там и ждала засада.

Первые пули пришлись по капоту, попали в двигатель и пробили радиатор. От машины потянулся длинный след антифриза. За перекрёстком белый микроавтобус затормозил и взял левее, так как дорога была перегорожена крупными камнями. Сбавить ход был вынужден и Песня. В этот момент справа от дороги раздался мощный взрыв. Вынужденное торможение из-за камней и оглушающего взрыва позволило засаде вести по машине Мозгового прицельный огонь в упор.

Фото с места убийства

«Жигули» встали на трассе рядом с перекрёстком, — пули пробили колёса и смертельно ранили водителя. Человек за рулём «Фольксвагена» сразу после взрыва бросил управление и упал на пол кабины, машина проехала метров двести, скатилась на левую обочину и завалилась на правый бок. Такой же путь проделала «Тойота», остановившись недалеко от «Фольксвагена», — Песня был ранен первыми выстрелами и быстро потерял управление. Всё это время — около минуты — по машинам вёлся шквальный огонь. После того, как стрельба стихла, на возвышенности раздался ещё один взрыв.

Алексей Мозговой, Анна Самелюк и Алексей Калашин погибли сразу. Александр Юрьев и Андрей Ряжских жили ещё минут десять. На месте погибла и ехавшая в «Жигулях» Анастасия. Её муж Яков вывалился на дорогу и потерял сознание. Через несколько минут его подобрала проезжавшая мимо машина, но он скончался на операционном столе в Алчевске.

Фото с места убийства. «Жигули»

Фото с места убийства. «Тойота»

17:36

На телефон Александра Козловского — охранника комбрига из отдыхающей смены — поступил звонок от Юрьева. Он сообщил о нападении и отключился. Козловский оповестил о случившемся офицеров «Призрака».

После остановки «Тойоты» Песня выбрался из машины и скатился в овраг. Оттуда он позвонил Козловскому и еще нескольким людям, потом попытался перевязать раны бинтом и вколол обезболивающее.

Овраг, в который скатился Юрьев.

На снимке девушка из ополчения осматривает тело погибшего

Вид на село Михайловка с места расстрела машин.

На снимке крыша микроавтобуса

Антон Середа несколько минут лежал в кабине микроавтобуса, затем выбил ногами разбитое лобовое стекло и вылез. Он ещё немного полежал за машиной и побежал к домам в Михайловке.

Александр Юрьев

Алексей Калашин

Андрей Ряжских

Марков остался на месте руководить следственными действиями. Шевченко с Бирюковым по просьбе командующего корпусом Тамбова уехали в Луганск.

Около 19 часов в Михайловку из Луганска прибыли начальник следственного отдела Генпрокуратуры ЛНР Леонид Ткаченко и журналисты. Они попросили разрешения на съёмку места происшествия. Марков разрешил, но предупредил, чтобы в новостные сюжеты не попали жуткие кадры тел погибших.

Доверия к властям и прокуратуре у Маркова не было. Он выставил оцепление и велел никого не пропускать, чтобы фиксация места преступления проходила под полным контролем «призраков». Представители прокуратуры хотели забрать вещи погибших, но Марков сказал, что всё останется у него, а следствие позже заберёт всё необходимое под протокол.

Когда стемнело, тела погибших погрузили в «Газель» и отвезли в Перевальск, — в самом Алчевске работающего морга не было. Ранее сюда уже привезли тело беременной Анастасии Тракии.

Она лежала на спине. Алексей Марков прислушивался к животу погибшей и прикладывал к нему руку.

— Я что-то слышу, может, ребенок, ребёнок живой ещё! — крикнул он стоящим рядом бойцам.

— Нет, ты что, доктор осматривал, — сказал ополченец.

— Ещё надо посмотреть, я что-то слышу. Ощущение, как будто сердце бьётся, — Марков снова приложил руку. Второй ополченец нагнулся послушать живот.

— Да, как будто бьётся сердце, — сказал он. — Ребёнок живой!

Подошёл врач, ополченцы бросились к нему:

— Доктор, скорее! Кажется, ребёнок внутри живой!

— Это невозможно, что вы, — удивился доктор.

— Да какое невозможно! Он жив ещё! Чего вы стоите? Послушайте! Мы все слышим! Что-то там шевелится внутри! Он жив!

Бойцы начинали сердиться на равнодушного доктора, который не хотел спасать жизнь младенца. Тот пытался их успокоить:

— Скорее всего, газы движутся внутри трупа. Такое бывает в первые часы после смерти.

— Да какие газы, блин! Мы всё чётко слышим! Ребёнок живой ещё может быть! Сделайте что-нибудь!

Доктор печально вздохнул и молча ушёл. Бойцам в состоянии шока было сложно смириться с гибелью женщины и ребёнка, который скоро должен был увидеть свет. Но никаких шансов, что ребёнок жив, конечно же, не было.

Тела пяти погибших в «Тойоте» перетащили в морг. Алексей Мозговой был весь в чёрном. Когда его тело стаскивали на носилки, форменная куртка раскрылась, и на чёрной футболке показалась большая белая надпись: ПРИЗРАК. Всё туловище комбрига было пробито пулями, но не было ни одного попадания в голову. Лицо было спокойным, раскрытые глаза смотрели прямо. Когда тело уложили на стол, Марков закрыл командиру глаза.

Из карманов погибших вынули личные вещи и уложили в пакеты. Марков снял с левой руки Мозгового часы. Стрелки остановились и показывали 16:54.

Часы Мозгового. Скриншот из видео, снятого в морге Перевальска

Существует много правдоподобных историй о том, что часы останавливаются в момент смерти хозяина. Однако по непонятной причине (возможно, действие взрывной волны) часы Мозгового показывали время на сорок минут раньше его гибели.

Как только стало известно об убийстве Мозгового, интернет заполнили проклятия в адрес властей ЛНР и Игоря Плотницкого. Сторонники комбрига с самого начала были уверены, что он погиб не от рук украинских диверсантов.

Военное руководство прекрасно понимало, какими могут быть последствия версии об убийстве Мозгового властями. Шевченко с Бирюковым были срочно вызваны в Луганск.

Ходили слухи, что «призраков» вызывал глава ЛНР Плотницкий и заставил их озвучить версию покушения украинской ДРГ. Но по свидетельству всех трёх, — Шевченка, Бирюкова и Маркова, — в тот вечер никто из них с Плотницким не разговаривал.

Скриншот со страницы Александра Жучковского ВКонтакте

Шевченко позвонил командующему с места убийства и сообщил о случившемся. Тамбов приказал ехать в Луганск.

Впервые о подробностях того вечера Шевченко написал лишь через два с половиной года:

Командующий выгнал из кабинета всех и сказал буквально дословно:

— Мужики, примите соболезнования по случаю гибели Алексея, но, сами понимаете, боевую задачу по удержанию линии фронта с нас никто не снимал. Юра, ты сейчас там за главного будешь? Давай, командуй… Удержите ситуацию под контролем. Сможете? Петя281, на тебя тоже надеюсь. Уровень боеготовности должен остаться прежним. В плане техники и обеспечения б/к я помогу. Никто вашу бригаду сейчас резать не будет. Удержите ситуацию, я вас прошу, мужики. Что касается похорон, то могу помочь только топливом. Пишите заявку — вам всё дадут. Давайте, мужики.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание