Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



АЛЧЕВСК

Одни участники революционных событий стремятся к созданию нового справедливого общества, иные заботятся исключительно о собственном благе. Когда первые неожиданно получают власть — реализуют то, о чём мечтали всю жизнь, не считаясь ни с какими рисками. Если власть оказывается в руках людей из второй категории, они торопятся урвать побольше и живут по принципу «после нас хоть потоп». В 2014-м, пока власть на местах контролировали идеалисты, как Мозговой, отдельные города в ЛДНР становились полигонами для воплощения в жизнь принципов справедливости. Не имея возможности реализовать эти принципы в довоенной жизни, некоторые полевые командиры, — получив временную власть даже в небольшом объёме, — начинали нещадно бороться с преступностью и заботиться о нуждах населения.

Одним из таких городов стал Алчевск, который теперь навсегда связан с именем Алексея Мозгового. В центре города комбригу установлен памятник, а местные жители вспоминают командира «Призрака» и саму бригаду с теплотой. За десять месяцев нахождения в Алчевске Мозговой поддерживал здесь порядок, выступал с идеями народовластия и контроля населения над работой властей, противодействовал попыткам разграбления предприятий, боролся за сохранение рабочих мест, поддерживал бедствующих горожан в месяцы блокады и гуманитарной катастрофы. Командир «Призрака» вызывал симпатии алчевцев и резко контрастировал с представителями власти ЛНР. Мозгового любили. Не только из-за его помощи городу, но и за личные качества — справедливость, доброту к людям, суровость к преступникам.

Алчевск с высоты птичьего полёта

К началу войны в Алчевске жило около 120 тысяч человек. Во время боевых действий город покинуло до 35 тысяч жителей. Однако — в отличие, например, от перепаханного артиллерией Первомайска — сам Алчевск от артобстрелов практически не пострадал. Единственный смертельный случай в городе зафиксирован 28 августа 2014 года — тогда на улице Волгоградской от осколков снаряда погибла женщина.

В самый тяжёлый военный период 2014-15 годов я бывал в ЛНР много раз — ездил в Луганск и обычно возвращался в ДНР через Алчевск. Меня всегда удивлял резкий контраст этих двух городов. Луганск — практически пустой, постоянные перебои с подачей воды и электричества, не говоря уже о наличии интернета и работающих заведений. В Алчевске же протекала жизнь, внешне почти неотличимая от мирного времени. Разве что патрули и блокпосты напоминали о войне. Конечно, в отдельные периоды, как и везде в ЛНР, многие горожане были без работы и голодали, но перебои с водой и электричеством возникали реже. Отчасти в сохранении благополучия в городе есть заслуга и Мозгового. Однако, стоит отметить, что война всё-таки задела Алчевск не так сильно, как Луганск, который на протяжении многих месяцев украинцы беспощадно обстреливали.

Взять город Алчевск на сегодняшний день. Это самый спокойный город в ЛНР, — рассказывал Мозговой весной 2015-го. — Здесь как работали все предприятия, магазины, кинотеатры, так и работают — всё, что необходимо для мирной жизни. Преступность — ноль, грабежи — ноль. Отдел милиции приходит на работу и радуется жизни — ничего делать не приходится. С местными властями взаимопонимание, взаимовыручка. Некоторые меня обвиняют — почему я не поменял старого мэра на нового. Да потому, что не хочу, чтобы на его месте был очередной Швондер. Нельзя просто так прийти и поменять одного человека на другого. Прежде всего, необходимо менять специалиста на специалиста. А не просто кому-то не нравящегося мэра поменять на «доблестного революционэра». Мы так всё развалим. Мы сотрудничаем с местной властью, но ни в коем случае не пытаемся ею руководить. Это, опять-таки, приведёт к швондерству, к развалу. Если у нас в подразделении нет специалистов по коммунальным службам — мы туда не суёмся, там есть свои специалисты, инженеры, технологи. Это их парафия, и там должны работать профессионалы. Поэтому когда говорят, что нам подконтролен город, — нам подконтрольна только линия фронта. Здесь располагается всего лишь гарнизон бригады "Призрак«62.

Конечно, Мозговой лукавил, говоря, что город не подконтролен бригаде. Комбриг действительно старался не вмешиваться в повседневную работу исполнительной власти, но и сама власть, и горожане понимали: Алчевск выживает именно благодаря Мозговому и порядку, который поддерживают в городе военные. Комбриг постоянно встречался с чиновниками местной администрации, присутствовал на заседаниях горсовета и совещаниях силовых структур. Чувствуя ненавязчивую опеку «Призрака» и пристальный взгляд Мозгового, чиновники старались работать на совесть. Именно такую модель взаимодействия гражданской и военной власти хотел внедрить Мозговой во всей Новороссии — для чего и пытался учредить Военный совет. Однако комбриг избегал прямого воздействия военных на власть и минимизировал присутствие вооружённых людей на улицах города, так как это нервировало и чиновников, и мирных граждан. Мозговой не хотел, чтобы «Призрак» сравнивали с украинскими батальонами, которые вели себя в городах Донбасса, занятых украинцами, как оккупанты. А они и были оккупантами. Как сказал комбриг в одном интервью: «Человек с автоматом не может конструктивно действовать. И если даже может, его будут воспринимать неадекватно».

На встрече с сотрудниками алчевской птицефабрики

Осенью 2014-го на базе «Призрака» был создан спецотдел, который занимался расследованием преступлений в период, когда у гражданской власти на это просто не хватало рук, или эти руки были нечисты. Также в бригаде была открыта общественная приёмная, куда горожане могли напрямую обращаться по всем вопросам, включая проблемы с законом и коррупцией в госучреждениях. Когда в Алчевске начали работать правоохранительные органы, «Призрак» следил, чтобы туда не вернулись старые взяточники и коррупционеры. Мозговой хотел, чтобы органы позиционировали себя в качестве защитников спокойствия горожан, а общество перестало относиться к правоохранителям как пособникам преступников. Нужно было искоренить ненависть к ментам, ставшую нормой в массовой культуре, особенно на Донбассе — здесь криминальные традиции укоренены глубоко и повсеместно. Конечно, заслужить доверие общества должны были в первую очередь сами менты. Но на это понадобилось бы очень и очень много времени, которого у Алчевска не оказалось.

В течение всего пребывания «Призрака» в Алчевске Алексей Мозговой проводил регулярные встречи с гражданским населением и чиновниками. Как публичные, так и закрытые. Некоторые из них записывались на камеру, и «Информотряд» Анны Самелюк распространял в соцсетях видеорепортажи, чтобы объяснить обществу необходимость народного контроля над работой властей. В одном из таких репортажей жителям Луганщины показали совещание в прокуратуре Алчевска с участием командира «Призрака». Знаменитое обращение Мозгового к прокурорским работникам — «по рукам буду бить жёстко — и своих, и чужих» — стало весьма популярным среди местных жителей и внушило им надежды на реальные перемены в городе. Увы, меньше чем через два месяца, с гибелью комбрига, эти надежды рухнули.

1 мая 2015 года, встреча с жителями Алчевска

Во второй половине 2014—начале 2015 многие функции власти на местах выполняли отряды ополчения, так как государственные 1 мая 2015 года, встреча с жителями Алчевска органы ЛНР толком не работали. Об этом командир «Призрака» говорил в одном из интервью:

— Вы уверены, что люди, которые имеют вес в ЛНР, готовы строить точно такое же государство, какой вам представляется настоящая народная республика?

— Не уверен. Поэтому я и хочу сохранить бригаду «Призрак».

— Но не может же в том же Алчевске вечно сохраняться военная власть?

— Так здесь и нет военной власти. Вы её видели на улице — военную власть?

— Любой человек с автоматом является военной властью.

— Да, может быть, передвигается по городу — но это ещё не власть. Власть в городе Алчевске кому принадлежала, тому и принадлежит. А мы просто войсковое подразделение, стоящее здесь на гарнизонной службе.

— Если то, что будут строить на подконтрольных территориях ЛНР, не будет народной властью, что вы будете делать?

— За всё время существования правительства ЛНР в тех населённых пунктах, где находятся какие-либо гарнизоны — не только наши, но и других подразделений, — представителей от правительства ЛНР до сих пор никто ещё не видел.

— ЛНР вообще существует, в таком случае?

— Да.

— В виде небольшой надстроечки, которая сидит в Луганске в обладминистрации?

1 мая 2015 года, Мозговой и соратники

— Ну как-то так, да. И комендатур, которые от них существуют в городах.

— То есть государства ещё нет на данный момент?

— Есть. Я есть — значит, есть государство. Государство — это не только правительство, государство — это мы все. А правительство — это всего лишь правительство63.

Фактическое отсутствие гражданской власти во второй половине 2014-го обязывало «Призрак» не только поддерживать правопорядок в Алчевске, но и заботиться об элементарном выживании населения. В тот период местные жители страдали от безработицы, неимущие слои населения голодали. Первое, что нужно было сделать — оказать максимальное содействие работе предприятий, чтобы сохранить рабочие места. Второе — помочь неработающим людям. Прежде всего Мозговой позаботился о стариках и детях.

В Алчевске располагается два десятка промышленных предприятий. Крупнейшее градообразующее предприятие — Алчевский металлургический комбинат, на котором работает значительная часть горожан. До войны АМК был одним из лучших заводов Донбасса и входил в пятёрку крупнейших металлургических комбинатов Украины. В августе 2014 года работа АМК была приостановлена и возобновлена только в августе 2015-го.

Алчевский металлургический комбинат

При жизни Мозгового ходили слухи о том, что он якобы контролировал комбинат и даже препятствовал его работе из-за того, что тот платит налоги Украине. На деле всё обстояло ровно наоборот: бригада «Призрак» делала всё, чтобы не мешать работе АМК.

Недавно в интервью заявили, что Алчевский металлургический завод не может начать работу только потому, что Мозговой находится в этом городе. Разве это не бред? Я к заводу запрещаю подходить ополченцам, чтобы никто не подумал, что мы там пытаемся свои порядки навести. Главное, чтобы завод работал", — говорил комбриг64.

Директором АМК был Тарас Шевченко — крупный специалист в металлургической отрасли, управлявший комбинатом 12 лет. По свидетельству алчевских ополченцев, взаимоотношения Шевченки с военными в 2014-15 годах были конструктивными. Алексей Мозговой с руководством предприятия договорился: бригада обеспечивает в Алчевске и на АМК порядок, а комбинат сохраняет максимум рабочих мест и среднюю зарплату алчевцам.

ИСД — Индустриальный союз Донбасса, в который входит АМК92

То, что АМК и другие предприятия в ЛНР продолжали платить налоги в Киев, было для ополчения большой моральной проблемой. Ведь на эти налоги, в том числе, вооружалась украинская армия, которая стреляла по шахтам и заводам Донбасса. На решение этой проблемы понадобилось три года, и только в 2017-ом промышленные предприятия в ЛДНР были "национализированы«65. Но во время большой войны и гуманитарной катастрофы в 2014-15 годах власти республик были вынуждены такое положение вещей терпеть, чтобы сотни тысяч жителей ЛДНР не потеряли работу и средства к существованию. Самостоятельно наладить работу предприятий и сбыт продукции власти были не в состоянии.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание