Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



ИДЕОЛОГИЯ

После гибели комбрига в интернете был опубликован «Дневник Мозгового» — около десяти печатных страниц различных записей на военные и политические темы. Впервые они были опубликованы на сайте «Русская стратегия». На мой вопрос о подлинности записей администрация сайта ответила, что их прислал анонимный пользователь по электронной почте.

Вместе с «дневником» был опубликован снимок записи от руки:

Сегодня, когда Русский народ увидел луч света во мраке, его пытаются затмить политическим туманом. Когда возникли объединяющие символы и идеи, их с ещё большим рвением пытаются облить грязью и очернить перед лицом пробуждающегося Русского мира«.

Запись действительно сделана Алексеем Мозговым: это его почерк. Однако весь «дневник» представлен в электронном виде, и подтвердить его подлинность не удалось. Окружение комбрига и служащие штаба «Призрака» говорят, что никогда не слышали, чтобы Мозговой вёл дневник, и не видели, чтобы он делал записи от руки (кроме пометок в блокноте) — писал только на ноутбуке. После гибели комбрига все вещи в его кабинете досконально проверялись, и никаких дневниковых бумаг обнаружено не было.

Заметки из «дневника» частично содержат мысли Мозгового, которые он излагал в личных беседах и публичных записях. Возможно, этот «дневник» — просто компиляция и литературная обработка чьей-то переписки с командиром «Призрака». Я уже писал в предыдущей главе о специфических почитателях, которые формируют образ кумира по своему разумению и стремятся после смерти героя вложить в его уста свои идеи и мысли, даже если он их не разделял или разделял частично. Возможно, это произошло и с «дневником Мозгового».

Фотография записи

Впрочем, есть вероятность, что это его подлинные записи. Но если аутентичность документа подтвердить нельзя, то и источником для книги он быть не может. В работе с информацией я придерживаюсь строго научного подхода, в данном случае опираюсь только на точные данные — интервью и записи Мозгового на личных страницах в соцсетях, — и на основе этих данных делаю выводы о позиции командира «Призрака».

Каждая идеологическая группа стремится сделать Мозгового своим знаменем, выразителем своих политических взглядов. Например, коммунисты рисуют образ комбрига как «левого вождя». При этом нет ни одного высказывания и ни одной записи, где Мозговой бы признавался в симпатиях к коммунизму или СССР. Когда я указал на это одному своему собеседнику, тот выдвинул совсем уж экстравагантную версию: «Мозговой был явным коммунистом не по словам, а по поступкам». С таким подходом человека можно записать в любую идеологическую группу.

Близкие к комбригу люди говорят о том, что он не придерживался ярко выраженной идеологической линии, а его мировоззрение характеризуют как эклектическое — смесь монархизма, социализма и др.

Такое мировоззрение характерно для многих постсоветских людей. На патриотических митингах порой соседствуют портреты Николая II и Сталина; некоторые монархисты почитают «вождя народов» за великодержавность, а сталинисты называют себя православными. Впрочем, такие причудливые воззрения характерны, скорее, для людей пожилых.

Пройдёмся по кабинету командира бригады «Призрак». Здесь всего три флага: знамя Новороссии, сшитое вручную друзьями комбрига; чёрное знамя Баклановского полка со словами из православного Символа веры: «Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вѣка. Аминь»; знамя Победы — копия флага, водружённого в 1945 году над Рейхстагом.

Кабинет Мозгового

Знамя Новороссии было для Мозгового основным — это главная идея, за которую боролся комбриг. Никакой государственной символики Луганской Народной Республики у него не было: эту государственность Мозговой не признавал.

О чёрном флаге комбриг говорил так:

Самое «скандальное» знамя — знамя Баклановского полка, ещё царской имперской армии. Генерала Бакланова, который героически сражался на Кавказе. Его до сих пор там вспоминают. Уважаемый генерал и уважаемое знамя"133.

Красное знамя Победы с серпом и молотом, разумеется, не указывает на приверженность Мозгового левым идеям и говорит только о его почтении к подвигу русского народа в Великой Отечественной войне:

Это была страшнейшая война и страшнейшие лишения. Прошедшие это — святые люди. Только так к ним и к этому знамени можно относиться. Меня обвиняют, что у меня на казачьей форме серебряные погоны — якобы представляю белогвардейцев. И тут же рядом красное знамя. Прошлое наших героических дедов — это история. Часть из этой истории мы не имеем права повторить, а часть обязаны чтить и помнить«134.

По словам родственников Мозгового, до войны он демонстрировал симпатии к дореволюционной России. Комбриг был родом из донских казаков (и это часто подчёркивал), поэтому его нелюбовь к советскому строю вполне логична, ведь коммунисты истребляли казачество, в том числе среди его предков. О «белогвардействе» Мозгового говорит фотография, на которой он запечатлён в форме и головном уборе офицера Добровольческой армии 20-х годов. Характерно, что это фото комбриг установил 27 марта 2015-го на аватарку своей личной страницы ВКонтакте. Неудивительно, что Мозговой нашёл общий язык с Игорем Стрелковым в бытность того командующим ополчением ДНР, — он также был «белым» и любил белогвардейскую форму. Парадоксально: в регионе, который традиционно считается «красным», лидерами ополчения и двумя самыми популярными командирами оказались белые монархисты.

Мозговой в форме офицера Добровольческой армии

Корреспондент британского журнала «Таймс», гостивший в Алчевске, спросил комбрига:

— Каких исторических людей вы считаете героями?

— Практически весь офицерский корпус Белой гвардии, — ответил Мозговой. — Чтобы коммунисты не обиделись, добавьте: и товарищ Жуков135.

В стихотворении Мозгового, посвящённом петербургской «Авроре», есть строки, в которых видно его отношение к большевикам как к террористам:

Прозвучал последний выстрел,

Эхо слышно до сих пор.

Капитан без лишней мысли

Объявил стране террор!

Отношение Мозгового к советской власти демонстрируют его слова: "А что можно сказать о партии, которая была 70 лет при власти и допустила развал государства?«136 Но самой большой претензией комбрига к советскому периоду было то, что русский характер за эти десятилетия претерпел значительную деформацию, и в итоге мы получили общество психологически несвободных людей:

70 лет нашего человека учили бояться начальника, раболепие воспитывали такое огромное, что сейчас при слове «начальник» люди трепещут. Потом двадцать три года нас учили бояться богатых и тупо на них работать, не задавая никаких вопросов. В совокупности мы получили недумающий организм, которому достаточно платить минимальную зарплату, работать на олигархов и содержать армию чиновников. Вот что мы получили в итоге 70-ти лет советской власти и 23-х лет олигархической«137.

Заместителя комбрига, комиссара ДКО Алексея Маркова, как-то спросили:

— Можно ли говорить о какой-либо идейной близости Коммунистического отряда и комбрига Алексея Мозгового?

— Нет, — сказал Марков. — Комбриг Мозговой открыто называет себя монархистом. Хотя он неоднократно повторял, что готов быть и коммунистом, и кем угодно, лишь бы это помогло освободить Новороссию и построить здесь государство для народа. Но ситуация такая, что в официальных структурах ЛНР места для нашего отряда нет, а у Мозгового есть138.

Мозговой с имперским флагом

Мозговой с имперским флагомНесмотря на конкретные («белые») идейные предпочтения Мозгового, слова Маркова свидетельствуют о том, что комбриг эти предпочтения никому не навязывал. Более того, он был готов ими поступиться ради дела — борьбы с общим врагом:

Красные, белые… Я выступаю за то, чтобы на данном этапе забыть об этих делениях. Это были сыны одного народа. И воевали они из-за того, что нашлись на тот момент шустрые умники, которые столкнули один народ лбами, как и сегодня«139.

По той же причине командир «Призрака» не акцентировал внимание на национальном вопросе, понимая, что на Донбассе многие люди, пусть и ошибочно, считают себя по национальности украинцами. К тому же Мозговой в своих выступлениях часто обращался к солдатам и населению Украины и не хотел однозначным делением на русских и украинцев их отпугнуть.

Если предпочтения комбрига по отношению к историческому прошлому понятны, то какие политические принципы он отстаивал в настоящем? На этот вопрос ответить сложно — публично Мозговой себя к какой-либо конкретной идеологической группе никогда не относил. С одной стороны, именно потому, что не хотел становиться лидером какого-то одного политического направления и стремился объединить людей любых взглядов. С другой стороны, возможно, он не успел сформировать для себя чёткую идеологическую платформу.

Мозговой был командиром военного подразделения, и его таковым и воспринимали, — считает Аркадич. — От него не требовали определиться с идеологической позицией. Может, её у него и не было, и поэтому он всегда говорил общими фразами — «за всё хорошее против всего плохого». Это нормально в условиях, когда человек вступил в политическую борьбу спонтанно. Через какое-то время, если бы Мозговой начал политическую карьеру, он бы чётко сформировался как идеолог и политик"140.

Когда Мозгового спросили об идеологии Новороссии, он сказал:

Ничего нового не придумаешь. Можно расписывать идеологию в десяти томах, но будет ли от этого толк? Мы всё время всё усложняем. Жить просто необходимо честно по отношению к себе и другим. Вот и вся идеология. Я считаю, что главная идеология — это честность, совесть и справедливость. Те три кита, на которых всё должно держаться«141.

Понятно, что политически искушённому читателю такая позиция покажется скучной банальностью, набором громких, ни к чему не обязывающих фраз. Да, Мозговой говорил банально и просто. Он не был интеллектуалом и политическим теоретиком. Его можно назвать — в хорошем смысле слова — популистом, так как он говорил понятные людям вещи. В своих выступлениях комбриг оперировал предельно общими терминами и лозунгами — о социальной справедливости, борьбе с олигархами, народном государстве и т. д. В принципе — всё то же, о чём говорит любой политик, когда апеллирует к народу. Но слова их звучат фальшиво, и за ними ничего не следует. Слова комбрига же были искренни, и он всегда подтверждал их делом. Ему верили.

Какие конкретно принципы и лозунги озвучивал Мозговой? Основных было три: народовластие, антифашизм, антиолигархия.

Идея народовластия была самой спорной и обсуждаемой в бригаде «Призрак». Проще всего под народовластием понимать обычную демократию. Но Мозговой этот термин ругал. На его взгляд, демократия давно себя дискредитировала, так как все системы, называющие себя демократиями, построены на манипулировании людьми — сначала их вводят в заблуждение лживой агитацией, потом, при недостатке голосов, выборы фальсифицируются, а повлиять на всё это народ никак не может, так как силы простых людей и олигархов со спецслужбами неравны.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание