Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
682
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



Очевидно, в словах про «так называемых политиков» речь шла о попытках объединить государственные органы ЛНР и ДНР на базе парламента Новороссии. Этим занимался Олег Царёв — бывший депутат верховный Рады Украины, один из политических лидеров ЛНР. В мае 2014-го Царёв заявил о планах по созданию конфедерации Новороссия из восьми областей Юго-Восточной Украины. Такие планы тогда поддерживала часть российской политической элиты. Пользуясь её поддержкой, в июле 2014-го Царёв создал на Донбассе парламент Новороссии из представителей ДНР, ЛНР и других регионов, находящихся под украинской оккупацией. По слухам, проект государственности Новороссии рассматривался в Кремле как один из запасных — на случай, если Украина добьётся признания западными странами ЛДНР как террористических организаций (такие попытки у Киева были). Но этого не произошло. Парламент Новороссии просуществовал до сентября 2014-го. После того, как были заключены Минские соглашения, и поддержка идеи Новороссии в Москве прекратилась, Олег Царёв свернул свою деятельность на Донбассе и уехал в Крым.

Я воюю не за ЛНР, я воюю за Новороссию, — настаивал Мозговой. — В составе которой должны быть не только две области, но и весь Юго-Восток. Меня изначально не устраивало то, что из двух областей сделали две республики. Это всё и называется "разделяй и властвуй«"166.

Несмотря на то, что осенью 2014-го комбриг перестал открыто выступать за возвращение в состав РФ, он никогда не допускал возможности возвращения Донбасса в состав Украины, — кроме, пожалуй, того единственного раза, когда он допустил такую возможность в ходе телемоста с украинскими военными.

«Об автономии и конфедерации разговор не ведётся. Как можно жить рядом с тем, кто вчера тебя убивал?» — говорил Мозговой167.

В другом интервью командир «Призрака» исключил возможность сохранения Донбасса в составе Украины:

— Возможно ли прекращение боевых действий на условиях сохранения Донецка и Луганска в составе Украины на правах автономии?

— На мой взгляд, автономия ничего нам не даст. Если мы сделаем шаг в её сторону, то на каких условиях она будет создаваться? Ведь правительство Украины, Верховная рада, президент останутся прежними. Какой толк будет от этой автономии, если они всё равно не дадут вздохнуть Новороссии? Это будет пустая формальность. Ведь автономия не даёт права иметь свою армию, а значит, у нас не будет ни своих правоохранительных органов, ни судебной системы. Такая автономия будет нужна только тем, кто собирается нынешнюю киевскую власть оставить.

— То есть вы выступаете за полное отделение от Украины, а насколько это возможно?

— Я вообще не знаю такого слова: «невозможно». Возможно всё, было бы желание. Нам говорят, что это нельзя по законодательству. Но по какому законодательству? Украины, от которой мы хотим отсоединиться? Законодательства Европы? Да кто она такая? США? А почему мы, свободный народ, должны их слушать? Только мы имеем право решить вопрос, как мы должны жить. Никакая Гаага и все остальные — ОБСЕ, ПАСЕ — не должны в это вмешиваться168.

Новороссия для Алексея Мозгового: "Прообраз будущего справедливого гражданского общества — общества, о котором мечтает каждый, но многие считают это утопией"169. Комбригу часто задавали вопрос: в каком формате он видит Новороссию — отдельным государством или частью России? В большинстве случаев он отвечал достаточно абстрактно, например: "Я вижу Новороссию частью Русского мира. Как это будет выглядеть в плане государственном, территориальном — по большому счёту уже и не важно«170.

«То, что нам необходимо быть с Россией, это однозначно. И кровь одна, и идея одна. Но у нас сейчас есть возможность создать действительно что-то новое для свободного существования», — считал Мозговой171.

Позже он всё-таки признал, что на первом этапе видит Новороссию как отдельное государственное образование. Более того, указал на то, что не только украинская, но и российская политическая система далека от идей, которые отстаивает Мозговой:

Законодательная часть Украины, и в какой-то мере в России, противоречит народовластию. Необходимо побыть самостоятельными хотя бы на первом этапе формирования законодательства, чтобы создать что-то своё, народное. А там уже как народ решит на референдуме«172.

О каком народе говорил Мозговой? Кем он себя считал — русским или украинцем? И было ли это для него принципиально? Ведь, судя по многим высказываниям комбрига, социальная проблематика для него была актуальнее, чем национальный вопрос.

Себя Мозговой называл русским. Иногда говорил о себе как «украинце», но имел в виду не национальную идентичность, а региональную принадлежность (как «сибиряк», «москвич» и т. д.). Однажды, отвечая на вопрос о национальности, он сказал: "По национальности я человек«173.

Как я уже писал, комбриг сознательно избегал деления на русских и украинцев, так как контактировал с людьми с украинской стороны и не хотел давать лишнего повода для отторжения, — у него была задача их убедить, что мы «братские народы» и поэтому должны перестать друг в друга стрелять. Таким образом, чаще, — особенно на переговорах с украинцами, — Мозговой говорил о народе России и Украины как о «славянах».

Само по себе «культурное» украинство комбригу чуждо не было. Если отец Алексея терпеть не мог украинский язык и с неприязнью отбрасывал любую книгу на «мове», то сам Мозговой относился к ней довольно терпимо и до войны даже исполнял несколько песен на украинском.

Конечно, командир «Призрака» не мог не понимать того, что причина восстания на Донбассе — в борьбе его жителей за русскую идентичность против украинской, которая навязывалась Киевом. Тлел Донбасс много десятилетий (украинизация началась ещё при большевиках), но взорвался сразу после того, как киевские власти весной 2014-го инициировали законодательное ограничение русского языка. Однако суть Донбасского восстания, его «русское» содержание, почти никак не проговаривалось на официальном уровне ни в ЛДНР, ни в РФ. Поэтому в российской пропаганде происходили идеологические кульбиты вроде того, что «украинцы воюют с украинцами».

Многие ополченцы стремились к тому, чтобы Россия поддерживала их именно как русских, а не как украинцев. И чтобы в Москве считали русскими не только тех, кто живёт в административных границах РФ, но и тех, кто оказался за их пределами. Незадолго до гибели Алексей Мозговой совместно с Павлом Дрёмовым обратился к властям РФ с предложением создания институтов власти, защищающих интересы русских независимо от их гражданской прнадлежности, и с просьбой поддержки некоего «Русского проекта», застрявшего в Государственной думе. Вот это письмо, адресованное председателю Совета Федерации Валентине Матвиенке:

Уважаемая Валентина Ивановна!

Уважаемые господа Сенаторы!

В ходе военного конфликта, спровоцированного попыткой дерусификации территории бывшей Украины, мы собственной кровью платим за ошибки и предательство политиков. И прежде всего, за невнимание к национальному вопросу. Отсутствие национальной идеи в целом и правосубъектности русского народа в частности, дорого обходится не только русским. Именно поэтому геноцид русских на Украине не оставил никого равнодушным, — и в наших рядах сражаются представители многих наций и народов.

Обращаемся с просьбой к российским Сенаторам и Вам лично о поддержке «Русского проекта». Как известно, пройдя согласование в ряде министерств, он подвергся критике руководителя Комитета по делам национальностей Государственной Думы и был оставлен без движения.

На первом этапе этого проекта предлагается создать Комиссии по проблемам русского народа при Федеральном Собрании России и Законодательных собраниях её субъектов. А по формировании этих комиссий — созвать Русское Народное Собрание, большая часть делегатов которого были бы членами этих Комиссий — депутатами региональных Законодательных собраний.

Время показало, что только при наличии Национального проекта и консолидации русского народа можно отвечать на современные угрозы. Ни в рамках партийного проекта, ни, тем более, на базе конфессионального собора решение таких задач невозможно.

Оказывая вооружённое противодействие геноциду русского народа на территории бывшей Украины, мы как никто ощущаем отсутствие правовых норм в отношении самого крупного в мире разделённого народа. И несмотря на разницу словосочетаний «клятый москаль» и «русскоязычное население», тенденция применения одна — обезличивание и дезинтеграция русского народа. Такой подход видится ошибочным, а в некоторых случаях — преступным.

Просим членов Совета Федерации и лично Вас, Валентина Ивановна, поддержать «Русский проект», оказать содействие созданию Комиссий по проблемам русского народа как при Федеральном Собрании, так и при Законодательных собраниях субъектов Российской Федерации.

С уважением, по поручению наших боевых товарищей,

П. Л. Дрёмов, А. Б. Мозговой.

Это письмо осталось без ответа. Каждый, кто знает российскую политическую систему, прекрасно понимает: Совет Федерации — сугубо формальный, декоративный государственный орган, практически не имеющий политического влияния.

Почему командиры ополчения решили обратиться именно в СФ? По словам Алексея Маркова: «Это была попытка стучаться во все двери, не понимая, что некоторые двери нарисованы на стене».

Думаю, что это письмо, опубликованное в интернете, было просто формой публичной позиции Мозгового и Дрёмова по «русскому вопросу», нежели попыткой подтолкнуть власти РФ к его немедленному решению — рассчитывать на это было бы действительно наивно.

Подведу итог разговору об идеологии Алексея Мозгового.

Командир «Призрака» не собирался «изобретать велосипед», не был хорошим теоретиком и свою идеологию чётко не формулировал. «Главная идеология — это честность, совесть и справедливость», — таковы были правила жизни Мозгового, которые он постоянно озвучивал. Сложно называть это связной политической доктриной.

Первоначально главный лозунг «Призрака» звучал так: «Народовластие, антифашизм, антиолигархия». Но со временем к теме фашизма-антифашизма комбриг стал относиться с иронией, и вся его политическая риторика свелась к необходимости строительства народовластия и борьбе с олигархами. Механизмы народовластия комбриг не растолковал, но пытался показать их через проведение Народного суда и попытку создания Военного совета — примеры контроля народа за деятельностью властей.

По отношению к прошлому Мозговой был белым монархистом. Он не чужд «социальной» риторике (отчего его ошибочно относят к левым), но к коммунизму и советскому периоду в целом относился весьма негативно.

Комбриг стремился к преодолению последствий распада России в 1991 году, к воссоединению России и Украины. Но, понимая прочность кланово-олигархической системы в обоих государствах, не первом этапе предлагал создание Новороссии как самостоятельного справедливого русского государства.

Конфликт на Донбассе Мозговой осуждал как братоубийственную гражданскую войну, на которой русские (или «славяне») истребляют друг друга, а политики-олигархи и Запад в целом извлекают из этого свою выгоду. Как это позиция сочетается с национально-освободительным характером борьбы русских Донбасса? Поговорим об этом ниже.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание