Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



БОЛОТОВ

Под «ихней командой» Николай Иванович, очевидно, имел виду Управление по приграничному сотрудничеству191, которое курировал помощник президента РФ Владислав Сурков, отвечавший за украинское направление в Администрации Президента. С лета 2014-го до начала 2020-го он был главным куратором ЛДНР и в этом качестве регулярно встречался с политическими и военными лидерами обеих республик, в том числе с Козициным и Мозговым. Некоторых командиров Сурков сумел очаровать и убедить в том, что он является сторонником Новороссии. Однако не все лидеры ополчения в это поверили. Например, Игорь Стрелков после своей отставки и возвращения в Москву подвергал Суркова разгромной критике как виновника всех негативных процессов на Донбассе.

Алексей Мозговой никогда публично о роли Суркова не высказывался. Но так как он практически во всём поддерживал Стрелкова, то был автоматически записан российскими кураторами в стан «антисурковцев». Поэтому Сурков лично пытался убедить Мозгового в том, что он не противник Новороссии. Об этом известно со слов журналиста Александра Чаленко, — он присутствовал на закрытой встрече Суркова с журналистами и пересказал слова чиновника о его беседе с Мозговым:

Я у него спрашиваю:

— Лёша, вот расскажи мне лично, как я сливаю Новороссию. Что я конкретно делаю для этого, расскажи!

Он в ответ только смеётся. Просто ему ответить мне было нечего. Потом спрашиваю:

— Лёша, зачем ты ушёл из Лисичанска?

Мозговой отвечает, что их могли окружить, и в итоге все могли бы погибнуть. А я ему говорю:

— Зачем ты на войну тогда пошёл? На войне ведь можно погибнуть«192.

Владислав Сурков

Об атамане Козицыне Сурков (со слов Чаленко) отзывался добродушно, но иронизировал:

— Когда Николай Иванович слышит слово «уголь», у него начинают трястись руки.

Очевидно, имелось в виду то, что казаки и Козицын активно занимались торговлей углём, из-за чего внутри ЛНР постоянно вспыхивали острые конфликты.

После вынужденного визита к Козицыну корреспондент «Новой газеты» Зинаида Бурская, наконец, доехала до Алексея Мозгового. Он уже тогда начал конфликтовать с властями ЛНР и поделился своими претензиями с журналистом:

— Политика — штука тонкая. А особенно когда политика завязана на деньгах. А мы выступаем всегда против того, чтобы бизнес был в политике.

— Может быть, от вас хотят избавиться так же, как от Стрелкова и Безлера? В чьих это интересах?

— В интересах тех людей, которые хотят оставить свой бизнес при власти и вообще хотят оставить свой бизнес при себе, при карманчике.

— То есть это не Россия?

— Нет, конечно. Здесь местных идиотов хватает193.

Под «местными идиотами» Мозговой, вероятно, имел в виду Игоря Плотницкого и власти ЛНР в целом, которые он часто критиковал, — хотя на личности в этой критике не переходил. Но, как мы знаем из первой части книги, история противостояния Мозгового с руководством республики началась не с Плотницкого, а ещё со времён луганских баррикад. Валерий Болотов тогда засел в Луганске и ждал российской помощи. Мозговой же ушёл в леса, призывал ополченцев брать власть на местах и готовился к войне, набирая добровольцев.

Валерий Болотов

У Валерия Лопина, помогавшего Мозговому в начале его пути, есть своя версия событий. Напомню, что окончательно Мозговой решил уйти из Луганска после того, как в апреле 2014-го между ним и болотовцами произошла стычка. Лопин тогда пришёл к Болотову и договорился с ним, что Мозгового оставят в покое:

Я зашёл к Валерию Дмитриевичу и сказал, что репрессии против Алексея — это грубая ошибка. Зарубить человека легко, а терять таких энергичных людей в наши дни недопустимо. «У меня есть предложение, — сказал я Болотову. — Давайте мы выдвинем Мозгового на периферию для формирования своего подразделения и охраны границ ЛНР». Болотов согласился. Тогда я посоветовал Алексею уйти из Луганска и не претендовать на политическое лидерство. Он так и поступил, занявшись строительством боевого подразделения, — тогда это было важнее всего, так как приближалась война, и мы все это понимали"194.

Но уход Мозгового проблему автоматически не решил. По Луганщине пошла молва о расколе в ополчении. Это деморализовывало повстанцев и давало козырь украинской пропаганде — дескать, сепаратисты даже не могут между собой договориться, и как только захватили власть — тут же принялись её делить. Чтобы пресечь нехорошие слухи и добиться единства, за дело взялся Олег Царёв. Он в апреле 2014-го, как и Мозговой, скептически относился к тому, что ополченцы во главе с Болотовым засели в центре Луганска и не вели активных действий.

У меня были достаточно тёплые отношения с Валерием Болотовым, — вспоминает Олег Царёв. — Но у него было мало политического опыта, где-то не хватало дипломатии. Я приложил большие усилия, чтобы помочь в этой непростой ситуации. У ополченцев была сложная психологическая ситуация — они сидели в захваченном здании и постоянно ждали штурма, думали, что всех скоро зачистят. Это вызывало нездоровые брожения внутри штаба ополчения. Я сказал Валере, что если они так и будут там сидеть, то кончится всё тем, что они друг друга поубивают. Представьте — сотни здоровых вооружённых мужиков закрылись в здании и чего-то ждут — неудивительно, что начались конфликты. Революция не должна быть без движения, она должна постоянно расширяться. Болотов потом это понял и стал ставить подчинённым ежедневные задачи — сооружать блокпосты, делать вылазки. Ситуация с Мозговым вредила делу не меньше. Когда я узнал, что дело дошло до драки, то позвонил Валере и сказал, что это никуда не годится, нужно не бить друг друга, а выстраивать отношения. Предложил вместе встретиться, всё решить и успокоить общественность"195.

Так 6 мая в интернете появилась видеозапись, на которой Валерий Болотов, Алексей Мозговой и Олег Царёв жмут друг другу руки и опровергают слухи о противоречиях между ними.

— Все те провокационные заявления, — что я и Мозговой в ссоре и действовали друг против друга, — это неправда. Мы всегда действовали целенаправленно, параллельно и совместно, — заявил Болотов.

Мозговой добавил:

Я принял решение временно оставить пост главы ЛНР. Последствия ранения не позволяют мне с полной отдачей сил трудиться на этом посту во благо луганчан в сложное военное время«.

Решение об отставке Болотова было принято в конце июля 2014-го вместе с решениями об уходе со своих постов первого руководителя ДНР Александра Бородая (ушёл 7 августа) и министра обороны Игоря Стрелкова (12 августа). Бородая и Стрелкова отозвали, потому что они были гражданами РФ, а России хотелось избежать обвинений Запада во вмешательстве в конфликт на Донбассе. Валерий Болотов был местный, но его отставка, скорее всего, была связана с тем, что он просто не справлялся с ролью главы республики. Не исключено, что Болотов и сам инициировал свой уход, — было видно, что он несколько тяготился этой ролью и был рад сбросить с себя бремя власти.

27 января 2017-го Валерий Болотов умер в Москве. По заключению врачей — в результате острой сердечной недостаточности. Перед смертью Болотов жаловался жене Елене на резкое ухудшение самочувствия, хотя продолжительной болезни у него не было. Существуют версии, что первый глава ЛНР был отравлен, но подтверждений этому нет.

Своё отношение к Болотову и его революционной тактике Алексей Мозговой высказал в интервью после его отставки:

— С чем связана отставка главы Луганской республики Валерия Болотова?

— Меня больше интересует, с чем связана его постановка на этот пост.

— Как это понимать? Вы же вроде были друзьями?

— Мы были знакомы, не более. Я изначально негативно относился к тем захватам зданий, которые произошли 6 апреля. В Луганске тогда захватили СБУ, если помните. В тот день я встречался с населением в городе Антрацит. Когда вернулся, здание СБУ уже было захвачено. Но судя по тому, что здание никто и не охранял, это был не захват, а сдача. Дескать, заходите, забирайте что хотите. И почему-то в пустом здании госбезопасности без сотрудников оказалось много оружия. На мой взгляд, это была спланированная акция Службы безопасности Украины.

— Какова же была её цель?

— Цель элементарная. Необходимо было в одном помещении собрать весь актив области, который мог действовать и противостоять власти.

— Чтобы всех разом повязать?

— Зачем вязать? Можно использовать более хитро. Так, как в итоге и получилось. Набили полное здание людей, которые были способны на решительные действия. Они там просидели всё это время. У многих случились нервные расстройства из-за непрерывного сидения в этом здании, из-за того, что их постоянно пугали штурмом, который вот-вот должен начаться. Люди были в постоянном напряжении.

— Мне это знакомо. В Донецке в апреле каждую ночь ждали штурма. Вдруг в 4 часа утра звонили: «Вот-вот начнётся!» Журналисты мчались к ОГА, но там было абсолютно спокойно. После нескольких бессонных ночей мы перестали реагировать на такие «сигналы».

— Плюс к тому со всей области было стянуто гражданское население, которое стояло «живым щитом». За весь этот период не произошло ничего конструктивного, никаких подвижек вперёд. Захватив здание СБУ и взяв в руки такое количество оружия, можно было всю область переподчинить себе максимум в течение двух недель. Все ветви власти, все учреждения должны были уже перейти под контроль активистов ЛНР. Потому что вооружённых сил Украины тогда в Луганской области ещё не было. Единственная колонна бронетехники зашла на станцию Ольховая, с ней можно было справиться голыми руками. Когда 7 апреля я заявил, что необходимо 100 человек оставить на охрану СБУ, по 300 человек отправить захватывать ОГА и управление МВД, меня объявили провокатором196. Надо было не сидеть в закрытом помещении и ждать у моря погоды. Необходимо было действовать. Брать власть в масштабах всей области. Но не было сделано ничего. Тем, кто приготовил это здание «под захват», необходим был другой сценарий. Тот, который в итоге и случился.

— Где сейчас Болотов?

— Без понятия.

— Что за люди за ним стояли?

— Если бы я знал, я бы их уже, наверное, расстрелял197.

Здесь с оценкой действий Болотова Алексей Мозговой явно погорячился. Конечно, первые недели луганское сидение вредило общему делу. Был упущен важнейший момент, когда всю область можно было взять под контроль. Но нет никаких оснований утверждать, что выполнить все эти задачи получилось бы у самого Мозгового. Столь резкое отношение командира «Призрака» к первому главе ЛНР, на мой взгляд, несправедливо. Валерий Болотов не был опытным политиком и военачальником. Но он был идейным, честным человеком, который вместе с сотнями своих людей подверг жизнь риску ради благородных целей национально-освободительной борьбы.

«Стоявших за Болотовым» людей, которых хотел бы расстрелять Мозговой, не было. В эти несколько месяцев, с апреля по август 2014-го, Болотова из Москвы никто особо не регулировал. Он стал главой республики спонтанно, как человек, который взял на себя лидерство в революционной ситуации. Возможно, именно поэтому он и был отправлен в отставку и заменён на Игоря Плотницкого, который сразу залез под «крышу» ГРУ.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание