Мозговой

Александр Жучковский
100
10
(1 голос)
1 0

Аннотация: «Мозговой» — вторая работа Александра Жучковского, автора книги «85 дней Славянска», ставшей мгновенным бестселлером сразу после выпуска. В этот раз автор исследует личность Алексея Борисовича Мозгового — через его жизнь, деятельность, войну и смерть.

Книга добавлена:
27-03-2023, 16:44
0
664
89
Мозговой

Читать книгу "Мозговой"



НОВОРОССИЯ

Говоря об идеях и политических взглядах Алексея Мозгового, нужно сделать важное уточнение. Все доступные нам интервью и тексты комбрига публиковались во время войны. Военное положение накладывало на Мозгового известные ограничения, поэтому в его словах часто присутствует недосказанность — в оценке ситуации на Донбассе, о властях ЛНР, политике России и др. С одной стороны, некоторые мысли Мозговой не рисковал выражать из-за того, что они могли быть использованы украинской пропагандой (которая фиксировала все внутренние противоречия в ЛДНР). С другой стороны, прямая и категоричная позиция по многим вопросам была невозможна из-за тотальной зависимости ополчения от российских властей, — они всегда диктовали свои условия по вопросам войны и внутренней политики ЛДНР. Тем не менее, Мозговой был, пожалуй, самым откровенным и самостоятельным публичным деятелем в обеих республиках. А его позиция по отношению к России и будущему Донбасса за год претерпела определённую эволюцию.

В начале революционных событий абсолютное большинство людей рассчитывало на воссоединение Новороссии, — или хотя бы Донбасса, — с Россией. Во всех выступлениях в период Русской весны Мозговой выступал не за федерализацию Украины, не за отдельное государственное образование на Донбассе, а за его присоединение к России:

Всегда стремились, и будем стремиться к единению с Россией. Сколько бы меня ни пугали, сколько бы меня ни просили помалкивать на эту тему, я не буду молчать! У нас одна дорога — в Россию. Только в Россию. Ни шагу назад!" — так в марте 2014-го говорил Мозговой на митинге в Донецке.

Характерны слова о том, что его просят «помалкивать на эту тему» — видимо, уже тогда, в самом начале событий, на Донбассе были люди из Москвы, которые настаивали на том, чтобы повстанцы выступали только за федерализацию Украины, а не воссоединение с Россией. Некоторые лидеры массовых протестов с такой позицией соглашались, из-за чего возникала путаница.

В середине апреля 2014-го журналист задал Мозговому вопрос:

— Порой кажется, что у тех, кто внутри штаба восстания и у тех, кто снаружи, на митинге, цели несколько разные. На улице скандируют «Россия», а внутри говорят, что достаточно референдума о федерализации в составе Украины.

— Нет, мы едины, — сказал Мозговой. — Присоединение к России — это максимум, но говорить об этом пока преждевременно.

— Что должно произойти, чтобы вы сказали: «Победа!»?

— Когда на границе с Россией будут убраны таможенные посты, можно будет праздновать победу. Я имею в виду вступление Украины в Таможенный союз. Как минимум153.

После референдума о независимости ЛНР Мозговой заявил:

Поставленные вопросы идут вразрез с желаниями и требованиями, которые выдвигает сам народ. Я считаю, что референдум нужно проводить на тех позициях, чтобы каждый из граждан всего юго-востока Украины мог открыто и честно высказаться по этому поводу. Там должно быть два пункта: федерация в составе Украины и федерация в составе России. Всё. Всё остальное это обман, я считаю«154.

Командир «Призрака» продолжал об этом открыто говорить и через несколько месяцев, в разгар летней войны. Однажды его спросили о будущем Луганщины:

— Это будет республика?

— Я думаю, что да, но республика в составе России155.

О необходимости воссоединения с Россией комбриг говорил: "Мы хотим объединить то, что разъединили настоящие сепаратисты в 1991 году в Беловежской Пуще«156.

Казалось бы, позиция Мозгового, как и большинства жителей Донбасса, очевидна, и нет нужды её доказывать. Однако через несколько месяцев комбриг о России говорить перестал, и эта эволюция характерна и для понимания образа мыслей самого Мозгового, и для понимания исторических процессов на Донбассе.

Первая причина сворачивания пророссийской риторики заключалась в том, что эта риторика была абсолютно не нужна самой России. С весны 2014-го Мозговой стал тесно взаимодействовать с российскими политиками и военными, регулярно выезжал к ним в Москву или встречался в ЛНР. Выяснилось, что многие из этих людей не разделяют пророссийских устремлений русских Донбасса, а идеи Мозгового принимают довольно прохладно. Сначала они уговаривали Мозгового забыть про крымский сценарий на Донбассе и бороться за «единую антифашистскую Украину». Затем стали отчитывать за критику Минских соглашений и идею единой Новороссии вместо разделённых Луганской и Донецкой республик. А когда Мозгового заткнуть не удалось, россияне его поддерживать перестали и решили упразднить бригаду «Призрак». Естественно, комбриг уже осенью 2014-го успел испытать глубокое разочарование в представителях российских военно-политических кругов. «Мы не нужны России», — с горечью говорил Мозговой своему окружению. Весной 2014-го он искренне верил в желание России вернуть Донбасс и питал иллюзии относительно патриотических качеств российской элиты. Столкнувшись с этой элитой непосредственно, он убедился в том, что нежелание Москвы повторить крымский сценарий на Донбассе продиктовано волей олигархов, опасающихся усиления санкций и ещё большего отторжения Западом.

К тем же выводам тогда пришли и другие лидеры ополчения. Игорь Стрелков как бывший офицер ФСБ не мог не знать о природе российской элиты. Но в разгар Русской весны он решил, что эта элита перерождается. И только после того, как был вынужден отступить из Славянска, а ещё через полтора месяца покинуть Донбасс, пришёл к выводу о том, что никакого перерождения так и не произошло. Первый народный губернатор Донецкой области Павел Губарев в начале событий был также полон иллюзий, но после общения с российскими кураторами и консультаций с экономистом Глазьевым сделал печальный вывод:

Грабительские, колониальные замашки украинской олигархии мне-то прекрасны известны. Но каково же было моё удивление, когда Сергей Глазьев описал такую же поведенческую программу и у российской элиты. <…> Принципиально РФ, управляемая компрадорами, и Украина — одно и то же"157.

Воронежский журналист Роман Скоморохов вспоминает:

В 2014 году Мозговой часто ездил в Москву, а когда возвращался, мы несколько раз встречались в Воронеже. И, поверьте, чем ближе к Новому году, — тем количество матерных выражений в адрес сидящих в Москве увеличивалось в разы. Почему у Мозгового не нашлось друзей в верхах? Почему никто не захотел ставить на Мозгового? Это человек, которого направлять и контролировать было невозможно. У него в голове была идея, которой он следовал прямо, как паровоз по рельсам. Все, с кем он пытался вначале сотрудничать — те же Жириновский, Зюганов, Миронов — прекрасно понимали, что Мозговой — это нечто, что не контролировалось, не контролируется и контролироваться не будет. Всех всё устраивало до того момента, пока Мозговой не решил сыграть самостоятельно. Но Кремлю нужны только качественные исполнители, а не самостоятельные люди. Как политическая фигура Мозговой ни для одной башни Кремля выгоден не был«158.

Роман Скоморохов и Алексей Мозговой

Вторая причина того, что командир «Призрака» перестал апеллировать к России — его разочарование в недостаточно активном участии местного населения в борьбе. Он постоянно выступал с призывом к мужчинам вставать в строй ополчения и презрительно критиковал тех, кто этого не сделал. Если весной 2014-го Мозговой выступал за необходимость введения на Украину российских войск, то уже через полгода стал утверждать, что местные жители сами должны себя защитить и заслужить право на воссоединение с Россией159.

Для сравнения приведу высказывания Мозгового весной и осенью 2014-го. В апреле он обратился к президенту РФ с такими словами:

Владимир Владимирович, вам были направлены миллионы обращений. Ответа мы пока не увидели, но надеемся, что вы всё-таки слышите Юго-Восток и как-то отреагируете, если вы действительно патриот. А мы верим в то, что вы нас не оставите. Поэтому в ближайшее время, Владимир Владимирович, сделайте решительный шаг. Политика политикой, а совесть должна быть чистой"160.

Уже в сентябре в одном из интервью Мозговой обратился к Путину со словами:

Молодец. Никого не слушай. Третьей мировой не будет. Никого не вводи, мы их сами здесь похлопаем"161.

В дальнейшем комбриг не раз говорил, что Донбасс не должен зависеть от помощи извне и должен сам себя защитить:

Никто никому ничего не должен, тем более вводить войска. Каждый человек должен отвечать сам за свои действия, слова и поступки. Вышли на референдум, проголосовали за отделение от Киева, — так будьте добры этим большинством теперь защитите своё право на существование. Это наша проблема, и нам её решать. Просто пришло время заявить о том, что мы всё-таки люди, а не биомасса, как называла Донбасс Тимошенко. Поэтому эта война для нас — способ заявить о себе как о людях, а не крепостных, и возможность отстоять свою правду. Если посмотреть на экономическое состояние Украины и у нас, то мы ничем не отличаемся абсолютно. Только Украина сейчас сидит на кредитной игле, а мы на гуманитарной«162.

Столкнувшись с тем, что Россия не желает присоединять Донбасс, и что российская помощь сопровождается множеством требований касательно обустройства республики, Мозговой стал относиться к этой помощи критически-настороженно: «Есть такое выражение — не с каждой руки можно брать. Лучше один раз не взять, чтобы не быть зависимым от того, кто даёт».

С того момента комбриг перестал говорить о воссоединении с Россией как главной цели ополчения и публично выступал только за строительство Новороссии вместо Луганской и Донецкой республик. Впрочем, Новороссия виделась Мозговому и другим лидерам ополчения совокупностью не только ДНР и ЛНР, но и остальных шести областей, которые относят к Юго-Восточной Украине — Харьковской, Херсонской, Одесской, Запорожской, Днепропетровской и Николаевской (то есть исторические земли Новороссийской губернии).

Алексей Борисович Мозговой

Бригаду «Призрак» Мозговой относил не к Народной милиции ЛНР, а к Вооружённым силам Новороссии. Такой структуры официально не существовало, но на шевронах «Призрака» вместо «ЛНР» была вышита именно символика «ВСН». Свои многочисленные обращения комбриг адресовал не к гражданам ЛНР, а к «гражданам Новороссии».

Разделение освобождённой от Украины территории на две республики Мозговой критиковал жёстко и последовательно. Ещё до референдумов о независимости ЛДНР он писал:

Земляки! Не разменивайтесь на «города-республики». Уж коль начали процесс очищения от всего антинародного — не останавливайтесь на достигнутом! Кресла потом будете делить. Если и создавать республику, то она должна объединять весь Юго-Восток, а не только несколько кварталов одного города!"163

«Я всегда был противником дробления Юго-Востока, — говорил Мозговой. — Только объединение и общий референдум на всей территории — вот моя позиция. Переподчинение власти по всему Юго-Востоку, а не в отдельных «княжествах» — вот моя цель!«164

В разгар боёв в Лисичанске командир «Призрака» пишет:

Пока так называемые политики решают, как объединить ДНР и ЛНР в одну республику Новороссия, наши подразделения давно уже это сделали. Сегодня Новороссия рождается не в кабинетах и офисах, а в окопах и блиндажах под артиллерийскими обстрелами. Народное ополчение Донбасса и народное ополчение Луганщины — это единое целое«165.


Скачать книгу "Мозговой" - Александр Жучковский бесплатно


100
10
Оцени книгу:
1 0
Комментарии
Минимальная длина комментария - 7 знаков.
Внимание